Великобритания'00: Ни пройти, ни проехать

Рубенс Баррикелло
Гонка #650: 23 апреля 2000 года. Гран При Великобритании. Сильверстоун
Поул Рубенс Баррикелло (Ferrari F1-2000) - 1:25,703 (215,950 км/ч)
Лучший круг Мика Хаккинен (McLaren MP4-15) - 1:26,217 (214,663 км/ч)
Победитель Дэвид Култхард (McLaren MP4-15) - 1:28:50,108 (208,266 км/ч)

Гран При Великобритании 2000 года закончился скандалом, к которому пилоты и команды не имели отношения. Уже в субботу главными героями заголовков стали Британский клуб автогонщиков BRDC, FIA и Берни Экклстоун – те, кто был причастен к выбору даты проведения британского этапа.

Гран При Великобритании присутствовал в календаре чемпионатов мира на протяжении всей истории, и в подавляющей части случаев проходил в июле. Исключения можно пересчитать по пальцам одной руки – скажем, в самом первом чемпионате, в 1950 году, гонка состоялась в середине мая. Но в 2000-м году организаторы чемпионата решились на рискованный эксперимент, назначив британский этап на середину апреля!

Обычно календарь формирует Берни Экклстоун, учитывая график других спортивных событий и возможности владельцев трасс, затем его утверждает FIA, но после гонки в 2000-м все отрицали, что перенос британского этапа на середину весны был их инициативой.

Опыт, впрочем, не был уникальным – в 1993-м Донингтон-парк принимал Гран При Европы, чтобы развести его с национальным британским этапом, эту гонку тоже решили провести в середине апреля. Тогда всё закончилось грандиозным ливнем, благодаря которому одну из своих самых ярких побед одержал Айртон Сенна.

В Сильверстоуне Дженсон Баттон проводил свою четвёртую гонку в Формуле 1

История отчасти повторилась. Дождливая погода установилась в окрестностях Сильверстоуна ещё за несколько дней до начала Гран При, а в пятницу на автодром обрушился ливень. Увидев это, организаторы объявили, что во время квалификации парковки (тогда в Сильверстоуне они были, в основном, грунтовыми) будут закрыты – чтобы сохранить их к гонке. Но всё оказалось тщетно.

В субботу из-за плохой погоды и отсутствия парковок вокруг автодрома образовались большие заторы. Владельцы автодрома пытались укрепить грунт щебнем, но он просто тонул в грязи. В результате в субботу на трассу сумели добраться только 15 тысяч зрителей – против 60 тысяч годом ранее.

В воскресенье всё стало ещё хуже. Всю ночь шёл дождь, и хотя к утру он прекратился, дороги размыло, а парковки превратились в болото. Машины вязли в грязи, мешая проехать остальным. К тому же, с самого утра Сильверстоун накрыл сильный туман, рассеявшийся только к старту. Подъезды к трассе превратились в один гигантский затор протяженностью более 20 километров. Отчаявшись доехать до трассы, люди бросали машины и шли пешком – что тоже не улучшало дорожную ситуацию. Вся инфраструктура Сильверстоуна превратилась в хаос.

Гран При Великобритании 2000 года

В гонке события тоже развивались весьма драматическим образом. Сюрпризы начались уже в квалификации, где впервые в сезоне Мике Хаккинену не удалось завоевать поул. Рано или поздно это, конечно, должно было произойти, тем более, что машины Ferrari на этот раз уступали McLaren совсем немного. Удивительно, однако, было то, что первым отобрать лучшую стартовую позицию у финна удалось не Михаэлю Шумахеру, а его новому напарнику Рубенсу Баррикелло, но настоящей сенсацией стало второе место Хайнц-Харальда Френтцена за рулём Jordan!

Причиной столь неожиданных результатов стали многочисленные жёлтые флаги в конце сессии, из-за которых проехать чистый круг оказалось непросто. Хаккинен стал третьим, уступив Баррикелло всего 0,038 секунды. Другой гонщик McLaren, Дэвид Култхард, стартовал рядом с ним со второго ряда. Шумахер показал только пятое время, уступив напарнику чуть менее полусекунды. Следом за ним на стартовой решётке оказался молодой пилот Williams Дженсон Баттон, проводивший свой четвёртый Гран При. Его напарник, Ральф Шумахер, начинал гонку седьмым.

Капризы погоды сказались и на гонщиках. От дождей раскисли не только подъездные дороги и автостоянки, но и зоны безопасности вокруг трассы. И когда в одной из сессий Култхард вылетел и увяз в грязи, чтобы выдернуть его McLaren, организаторам пришлось останавливать заезды и высылать на трассу Land Rover! В воскресенье из-за тумана warm-up отложили почти на два часа.

Несмотря на всё это, к началу гонки трибуны Сильверстоуна заполнились зрителями. Туман рассеялся, выглянуло солнце. На старте Баррикелло захватил лидерство, Френтцен сохранил второе место, а Култхард опередил Хаккинена. Блестяще начал гонку Жак Вильнёв, прорвавшийся с десятого места на шестое. А вот Михаэля Шумахера ждала неудача – он попытался опередить соперников по внешнему радиусу, заехал на траву, но она была мокрой, так что немец потерял скорость и пропустил Вильнёва и Баттона.

Старт Гран При Великобритании 2000 года

Вернувшись на трассу, Шумахер оказался бок о бок со своим братом Ральфом. Противостояние должно было решиться в Bridge Corner, но Михаэль решил отступить. «Всё выглядело так, что он готов был хлопнуть калиткой, – рассказал позже старший из братьев. – Я не хотел рисковать сходом из-за столкновения с братом, так что решил, что моё время ещё придёт».

На втором круге Ральфу удалось опередить Вильнёва, а вот Михаэль застрял за ним надолго. Машина канадца оказалась очень быстра на прямых, атаковать его никак не получалось. Тем временем лидеры выясняли отношения между собой, отрываясь всё дальше. На 24-м круге началась первая волна пит-стопов – в боксы отправились Френтцен, Баттон и Ральф Шумахер. Всем им предстояло останавливаться ещё раз, в то время как остальные предпочли тактику одного пит-стопа.

Спустя несколько кругов на выходе из Chapel Баррикелло резко замедлился. На его машине возникли проблемы со сцеплением и дросселем – мотор отзывался на действия пилота совершенно не так, как тот ожидал. Култхард поравнялся с Ferrari, но в Stowe Баррикелло оказался внутри. Тогда Дэвид решил попробовать атаковать соперника по внешнему радиусу. «Я вспомнил обгон Найджела Мэнселла в 1987 году, когда он тут опередил Нельсона Пике, и решил попробовать, – рассказал позже шотландец. – У меня всё получилось».

Разворот Рубенса Баррикелло

Захватив лидерство, Култхард сразу начал отрываться от Баррикелло. Хаккинен отправился в боксы, спустя ещё пару кругов Дэвид также заехал на пит-лейн, как и Вильнёв. Шумахер, наконец, получил свободное пространство и смог проехать несколько быстрых кругов, которые позволили ему опередить канадца. Проблемы на машине Баррикелло продолжались, на 35 круге его развернуло. Бразилец смог продолжить движение и заехал на пит-лейн, но там его Ferrari отказала окончательно.

В дальнейшем гонка проходила в более спокойном ключе. Тактика двух пит-стопов не принесла успеха пилотам Williams – после их второй остановки Шумахер оказался впереди. Гонку выиграл Култхард, опередив Хаккинена на полторы секунды. Победитель трёх первых гонок сезона, Михаэль Шумахер, финишировал третьим, проиграв почти 20 секунд, но сохранив лидерство в чемпионате. Четвёртым на финише оказался его брат Ральф.

Все эти весьма интересные события, впрочем, отошли на второй план из-за дорожного коллапса. На протяжении нескольких дней обвинения в адрес организаторов сыпались одно за другим. В конечном счёте, и представители автодрома, и Берни Экклстоун пришли к единой защитной позиции – во всём виноваты капризы погоды. Руководители команд, в частности, Кен Тиррелл, впрочем, резонно замечали, что выбирая в качестве даты проведения Гран При Великобритании середину апреля, потом странно считать дождь чем-то неожиданным.

Подиум Гран При Великобритании 2000 года: Хаккинен, Култхард, Шумахер

Многие полагали, что истинный виновник произошедшего хаоса – Экклстоун, который намеренно передвинул дату британского этапа, чтобы выставить организаторов гонки в Сильверстоуне не в лучшем свете. Это дало бы ему основания для переноса Гран При Великобритании в Брэндс-Хэтч – разговоры о подобном сценарии шли давно.

Другие, однако, отмечали ещё один факт. Когда в 1993 году перед Гран При Европы в Донингтоне начались ливни, владелец трассы, Том Уиткрофт, в срочном порядке заасфальтировал все парковки вокруг автодрома, благодаря чему уик-энд прошёл успешно. Правда, убытки от этапа для Уиткрофта составили 3 миллиона фунтов, а Формула 1 в Донингтон больше не приезжала.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости