Венгрия'87: Признак мастерства

Нельсон Пике выигрывает Гран При Венгрии 1987 года
Гонка #445: 9 августа 1987 года. Гран При Венгрии. Хунгароринг
Поул Найджел Мэнселл (Williams FW11B) - 1:28,047 (164,121 км/ч)
Лучший круг Нельсон Пике (Williams FW11B) - 1:30,149 (160,295 км/ч)
Победитель Нельсон Пике (Williams FW11B) - 1:59:26,793 (153,239 км/ч)

Чемпионат 1987 года любители истории часто незаслуженно обходят вниманием, хотя это был очень интересный и во многом поучительный сезон. Но так получилось, что его события оказались в тени противостояния Алена Проста и Айртона Сенны в McLaren в 1988-1989 годах.

В 1987-м вступила в силу первая часть ограничений, наложенных FIA на турбомоторы – давление наддува теперь не могло превышать 4 атмосферы. Кроме того, попала под запрет квалификационная резина. Главной целью ограничений была объявлена борьба за безопасность, так как скорости слишком возросли, и гибель Элио де Анжелиса на тестах годом ранее это лишний раз подтвердила. Однако, благодаря развитию технологий, инженерам удалось компенсировать эти потери, так что скорости машин ведущих команд по сравнению с предыдущим сезоном даже возросли.

Другим изменением стало введение специальных наград для тех участников чемпионата, которые использовали атмосферные 3,5-литровые двигатели, а не полуторалитровые турбомоторы. В личном зачёте это был Кубок Джима Кларка, а в командном – Кубок Колина Чэпмэна. Это было сделано для повышения привлекательности безнаддувных моторов, но большой популярностью они не пользовались: из 16-и команд, принимавших участие в чемпионате, их использовали только пять, и среди них безоговорочно доминировала команда Кена Тиррелла.

Айртон Сенна

Считается, что в начале сезона пилоты Williams, Нельсон Пике и Найджел Мэнселл, были не очень быстры, уступая Айртону Сенне (Lotus) и Алену Просту (McLaren), однако в действительности это не так. Со скоростью у них всё было в порядке, и в этом нетрудно убедиться, посмотрев на результаты квалификаций. В семи первых Гран При сезона Найджел Мэнселл шесть раз стартовал с поула. Единственной осечкой стала гонка в Имоле, и по иронии судьбы именно там Мэнселл одержал единственную победу на пяти первых этапах чемпионата. В остальных гонках начала сезона его преследовали разнообразные проблемы.

Гран При Венгрии был девятым этапом из 16-и и таким образом открывал вторую половину чемпионата. В восьми первых гонках победители регулярно сменяли друг друга, а вот вторым практически неизменно был Пике. Исключениями стали лишь Гран При Сан-Марино, где бразилец не стартовал из-за травмы, и гонка в Спа, где он сошёл. Кроме того, не было его на второй ступеньке подиума и на предыдущем этапе в Германии – но лишь потому, что там Нельсон стоял на первой. Благодаря такой удивительной стабильности Пике с 39 очками лидировал в чемпионате. Сенна проигрывал ему четыре очка, Мэнселл – девять, Прост – 13.

Едва ли не главной новостью венгерского уик-энда стало объявление о переходе Сенны из Lotus в McLaren в следующем сезоне на место Стефана Йохансона. Ещё большей сенсацией стало последовавшее за этим заявление руководителя Lotus Питера Уорра, что Сенну заменит Пике – Нельсон был недоволен тем, что Фрэнк Уильямс отказывался предоставить ему, двукратному (пока) чемпиону статус безоговорочного первого номера команды по отношению к Мэнселлу.

Поул, однако, в очередной раз (седьмой в девяти Гран При!) завоевал именно Найджел. Он на полсекунды опередил гонщика Ferrari Герхарда Бергера. Третьим стартовал Пике, но на короткой и извилистой трассе в Будапеште он уступил напарнику 1,7 секунды! Ещё больше, более двух секунд, проиграли Мэнселлу Прост, Альборето и Сенна. Особой интриги в гонке не намечалось.

Стефан Йохансон и Эдди Чивер на Гран При Венгрии 1987 года

Старт уверенно выиграл Мэнселл, а вот Бергер тронулся раньше времени и тут же остановился – ровно в тот момент, когда остальные поехали. В результате он упустил момент, и ещё на прямой его опередил Пике. В первом повороте австриец, однако, занял внешнюю траекторию и вернул себе позицию. Их борьбой воспользовался отлично стартовавший Альборето и вышел на третье место!

Пара алых машин преследовала Мэнселла до 13-го круга, когда Бергер вынужден был сойти из-за проблем с дифференциалом. А спустя ещё шесть кругов Пике, наконец, смог опередить Альборето и оказался вторым, вслед за своим напарником по команде.

Мэнселл, впрочем, к тому моменту был уже очень далеко, так что особых иллюзий по поводу шансов на победу Нельсон не питал. Круг следовал за кругом, а ситуация практически не менялась – разве что после схода второй Ferrari Сенна вышел на третье место, а Прост опередил пилота Benetton Тьерри Бутсена.

На второй половине дистанции Пике выдал серию из нескольких быстрейших кругов подряд и сократил отставание с 12 до восьми секунд. Но затем вынужден был сбросить темп, так что разрыв между двумя Williams быстро достиг прежних значений.

Всего в гонке пилоты должны были преодолеть 76 кругов, и когда Мэнселл в 70-й раз пересёк линию старт-финиш первым, в команде начали готовиться поздравлять британца с победой – уже четвёртой в сезоне. Однако на 71-м круге Мэнселл резко замедлился – машина начала вилять из стороны в сторону. Как выяснилось, гайка крепления правого переднего колеса бесследно исчезла!

Сход Найджела Мэнселла

Найджелу пришлось остановить машину, а его напарник и главный конкурент в чемпионате отпраздновал лёгкую победу – вторую подряд как в чемпионате, так и на Хунгароринге. Вторым финишировал Сенна, третьим – Прост. Далее следовали Бутсен и Риккардо Патрезе на Brabham, для которого это был первый результативный финиш в сезоне.

Шестым гонку закончил Дерек Уорик, для которого единственное заработанное очко в этой гонке было сродни победе. Британец вышел на старт, несмотря на грипп и конъюнктивит, потом столкнулся со своим напарником по Arrows Эдди Чивером, но всё равно пробился в шестёрку лучших. Он набрал очки всего во второй раз в сезоне – и больше в 1987 году ему это сделать не удастся.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё