ЮАР'70: Возвращение героев

Джеки Стюарт и его March 701 команды Tyrrell на Гран При ЮАР 1970 года
Гонка #185: 7 марта 1970 года. Гран При ЮАР. Кьялами
Поул Джеки Стюарт (March 701) - 1:19,3 (186,3 км/ч)
Лучший круг Джон Сёртиз (McLaren M7C) - 1:20,8 (182,843 км/ч)
Джек Брэбэм (Brabham BT33) - 1:20,8 (182,843 км/ч)
Победитель Джек Брэбэм (Brabham BT33) - 1:49,34.6 (179,763 км/ч)

В 1970-м Гран При Южной Африки открывал чемпионат мира, второй год подряд календарь оказался более гуманным по отношению к командам – гонка проходила не в жарком в южном полушарии январе, а в куда более мягком марте. Благодаря этому в Кьялами большинство команд привезли новые, а не прошлогодние машины. Правда, это не касалось Lotus – их революционная Lotus 72 ещё не была готова, так что Йохен Риндт и Джон Майлс начинали сезон на 49C.

Перемены коснулись и чемпионской команды Кена Тиррелла. В 1969-м он использовал шасси Matra, но французы настаивали на моторах Simca V12, что противоречило контрактным обязательствам Тиррелла с Ford. К тому же, на зимних тестах Джеки Стюарт испытал новый двигатель и пришёл к выводу, что он не лучше проверенного Ford Cosworth DFV. Потому Тиррелл пошёл на смелый шаг – отказался от шасси Matra, на которых завоевал оба титула в прошлом сезоне, в пользу March, хотя прежде они делали машины только для Формулы 3!

Но первая квалификация сезона продемонстрировала, что риск Тиррелла оправдался: пилот его команды Джеки Стюарт завоевал поул! Такое же время показал и Крис Эймон, севший за руль аналогичной машины, но в March Engineering. Третий результат, в 0,3 секунды позади, показал Джек Брэбэм, выступавший, разумеется, на Brabham. Остальные соперники тоже были недалеко – менее секунды Стюарту и Эймону уступили и Риндт на Lotus, и Икс на Ferrari, и Халм на McLaren, и Сёртиз, впервые представлявший собственную команду (за рулём прошлогодней машины McLaren), и даже Жан-Пьер Бельтуаз на Matra-Simca.

Джон Сёртиз на McLaren M7C собственной команды на Гран При ЮАР 1970 года

Не менее смелый, но гораздо менее удачный выбор сделал Фрэнк Уильямс – он доверил создание шасси для его Frank Williams Racing Cars (юридически эта команда не имеет отношения к нынешней Williams Grand Prix) итальянской компании De Tomaso. Машина оказалась неконкурентоспособной, и единственный пилот команды Пирс Каридж показал только 20-е время. Всего на одну позицию выше расположился Грэм Хилл, севший за руль Lotus 49С частной команды Роба Уокера. Двукратный чемпион вернулся в гонки после переломов ног, полученных в конце прошлого сезона.

В южноафриканском Гран При традиционно принимали участие множество местных пилотов, не имевших возможности ездить на европейские этапы. Не обошлось без них и на этот раз: Дэйв Чарлтон и Питер де Клерк представляли ЮАР, а Джон Лав – Родезию. В квалификации лучшим из них стал Чарлтон, завоевавший 13-е место. Де Клерк и Лав начинали гонку с последнего ряда.

Йохен Риндт на Гран При ЮАР 1970 года

Плотная квалификация обещала острую борьбу, но главным соперником для всех пилотов в этой осенней гонке, проходившей в субботу, стала ужасающая жара. Вскоре после старта, который выиграл Стюарт, моторы начали отказывать один за другим. Уже на 14-м круге из-за перегрева сошёл Эймон, на 23-м сломался мотор на Brabham Штоммелена (хотя немец был напарником Джека Брэбэма, формально он выступал за команду своего спонсора, журнала Auto Motor und Sport), ещё через три круга пришлось остановиться и Марио Андретти.

На 39-м круге по тем же причинам сошёл и Брюс Макларен, а на 57 круге пелотон охватила настоящая эпидемия – в течение четырёх кругов не выдержали двигатели на машинах Серво-Гавена, Итона, Сёртиза и Икса. На последних кругах аналогичная судьба постигла и моторы Риндта и Чарлтона. Добрались до финиша, но вынуждены были проводить пит-стопы Родригес и Зифферт.

Борьба Стюарта и Брэбэма на Гран При ЮАР 1970 года

Причём жара не щадила никого – отказывали как новые двигатели Ferrari и BRM, так и испытанные Cosworth DFV. Единственным исключением, как ни странно, стали именно моторы Simca – обе машины Matra добрались до финиша, причём Бельтуаз оказался четвёртым. Победителем же стал Джек Брэбэм – 44-летний ветеран захватил лидерство ещё на 20-м круге, не уступив его до клетчатого флага. Вместе с ним на подиум поднялись Денни Халм и Джеки Стюарт.

Одно очко за шестое место завоевал Грэм Хилл. После серьёзной операции на колене, сделанной незадолго до гонки, он едва мог ходить, но быстро ездить ему это не мешало. После финиша, правда, он не смог самостоятельно вылезти из кокпита, так что механикам пришлось выносить его на руках. Впоследствии сам Хилл, завоевавший два титула, пять раз побеждавший в Монако, выигрывавший «24 часа Ле-Мана» и Инди-500, назовёт это шестое место в ЮАР лучшим достижением в своей карьере.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости