Европа'09: Хейкки Ковалайнен

Пилоты McLaren Льюис Хэмилтон и Хейкки Ковалайнен лидируют на старте Гран При Европыв 2009 года
Гонка #814: 23 августа 2009 года. Гран При Европы. Валенсия
Поул Льюис Хэмилтон (McLaren MP4-24) - 1.39,498 (196,068 км/ч)
Лучший круг Тимо Глок (Toyota TF109) - 1.38,683 (197,687 км/ч)
Победитель Рубенс Баррикелло (Brawn BGP 001) - 1:35.51,289 (193,344 км/ч)

Первая половина сезона 2009 года прошла в Формуле 1 при доминировании Brawn GP. Однако с самого начала было ясно, что денег на доработку машины у Росса Брауна почти нет, потому вторая половина чемпионата дала соперникам шанс попробовать настичь лидеров. Правда, шесть побед Дженсона Баттона в семи первых Гран При осложняли задачу, но сдаваться ни в McLaren, ни в Red Bull Racing, ни в Ferrari не собирались.

Гран При Европы на городской трассе в Валенсии Баттон начинал только седьмым. В воскресенье стояла изнуряющая жара, а такая погода в условиях гонки играла на руку Brawn GP, но быть быстрее на городских улицах – вовсе не то же самое, что обогнать.

С первого ряда в бой отправились пилоты McLaren. Льюис Хэмилтон и Хейкки Ковалайнен выбрали на первый отрезок шины SuperSoft, что позволило лучше соперников сорваться с места. Однако развить успех оказалось сложнее: британец лидировал, финн держался в паре секунд позади, а следом ехал гонщик Brawn GP Рубенс Баррикелло.

Располагая более жесткой резиной, бразилец предпочитал не рисковать и явно ждал пит-стопа. И как только Ковалайнен поехал в боксы, ветеран тут же добавил в скорости, чтобы после собственной остановки оказаться уже впереди соперника.

Зрители Гран При Европы напряженно следят за развитием событий

На втором отрезке картина осталась прежней. Хэмилтон всячески стремился оторваться, но у него ничего не получалось. А уж когда по радио прозвучали слова о том, что нужно чуть сбросить из-за перегрева тормозов, стало окончательно ясно: все решится на втором и финальном пит-стопе.

Менять своему пилоту шины, зная, что от этого зависит имя победителя, всегда сложно. Вот и механики McLaren, несмотря на весь свой опыт, в этот раз ошиблись под прессингом. Льюис уже подъезжал к боксам, а они только выбегали со свежими шинами ему навстречу. Секундной заминки – в сочетании с парой отличных кругов Рубенса – хватило, чтобы у гонки сменился лидер.

Правда, на финальном отрезке уже у Баррикелло была резина SuperSoft, и Хэмилтон довольно активно наседал на соперника, но трасса в Валенсии подтвердила свой статус: обогнать кого-то здесь можно только в случае ошибки или серьезной разницы в скорости. К Рубенсу ни один из этих вариантов не подошел, и он поднялся на вершину подиума – в десятый раз в карьере, но впервые, выступая не за Ferrari. С момента прошлой победы гонщика минуло уже пять лет.

Победитель Гран При Европы 2009 года Рубенс Баррикелло

Льюис в итоге остался вторым, а третье место в споре двух финнов на заключительном пит-стопе отвоевал Кими Райкконен из Скудерии. Дженсон Баттон вновь, как и в предыдущей гонке, финишировал седьмым, сохранив лидерство в общем зачете.

Интересно...
Этап в Валенсии был ознаменован двумя дебютами. Во-первых, расставшись с надеждами завоевать титул в серии GP2, за руль Renault сел 23-летний Роман Грожан. Француза взяли на замену уволенному со скандалом Нельсиньо Пике. А в Ferrari вместо попавшего в аварию на квалификации в Будапеште Фелипе Массы на старт вышел ветеран Лука Бадоер. Вышло так, что два пилота столкнулись в первом же повороте, а потом оставались рядом почти до самого финиша. Оба закончили гонку во второй десятке.

Европа'09: Хейкки Ковалайнен

Хейкки Йоханнес Ковалайнен

Гран При Европы стал самым успешным в том сезоне для Хейкки Ковалайнена. Финн стартовал вторым, лидировал на протяжении одного круга и закончил дистанцию четвёртым. В конце того же 2009-го он лишится места в McLaren, и подобные результаты станут для гонщика лишь мечтой...

Хейкки Йоханнес Ковалайнен с малых лет демонстрировал, что обладает незаурядным талантом. Широкая гоночная общественность узнала про финна в конце 2004 года, когда на парижской арене Берси он последовательно переиграл в рамках Гонки чемпионов Дэвида Култхарда, Жана Алези, Михаэля Шумахера и Себастьена Лёба, чтобы подняться на вершину подиума.

Но и до этого у молодого пилота уже были немалые успехи. Будучи признанным лучшим картингистом родной Финляндии, он в 2001-м перебрался в британскую Формулу Renault. Годом ранее, выиграв эту же серию, Кими Райкконен отправился прямиком в паддок Формулы 1 – и Хейкки, разумеется, хотелось бы повторить такой путь. Но его дорога в Большие Призы оказалась куда более долгой и извилистой.

Ковалайнен с самого начала ехал быстро и стабильно, регулярно побеждал, но вот завоевать хоть какой-то титул ему не удавалось довольно долго. Впрочем, очень быстро гонщика заметили, и он стал участником молодежной программы Renault. Через Формулу 3 финн попал в Мировую серию Nissan, и вот там-то в 2004-м впервые переиграл всех соперников.

Учитывая триумф в Берси, не слишком яркие результаты Райкконена и поражение финских раллистов от Себастьена Лёба, именно Ковалайнен был признан в том сезоне лучшим гонщиком страны Суоми. Попутно в рамках молодежной программы он уже привлекался к тестам Формулы 1 – сначала в Minardi, а потом и в Renault.

Победный финиш Хейкки в самой первой гонке GP2. Обратите внимание на раскраску машины

Эта работа продолжилась и в 2005-м, когда финн был уже не одним из нескольких пилотов: на него явно делалась ставка. В общей сложности к моменту дебюта он проехал на технике Формулы 1 целых 28 000 километров: современным новичкам, имеющим за плечами по три-четыре тестовых дня в зимней Барселоне перед первым в жизни Гран При, о таком остается только мечтать.

В том же 2005-м Хейкки вписал своё имя в историю, став самым первым победителем в серии GP2. Он долго лидировал в общем зачете чемпионата, но под конец все же не смог найти аргументов против Нико Росберга. Но судьба финна была уже предрешена. Следующий год он посвятил вообще одним только тестам, а когда в сентябре Фернандо Алонсо заявил о переходе из Renault в McLaren, никто не удивился, когда прозвучало объявление – место испанца в чемпионской команде займет именно Ковалайнен.

Начало сезона получилось довольно нервным, прежде всего потому, что от былой формы Renault не осталось и следа. Команда съехала в группу середняков, и хотя Хейкки попал в итоговую классификацию пяти первых гонок (в Монако на последних кругах сгорел мотор), ему ни разу не удалось подняться выше седьмого места. Но затем был Гран При Канады, ошибка и разбитая машина в квалификации, последняя стартовая позиция – и прорыв на четвертое место.

Ковалайнен явно начал находить себя в Формуле 1 и ехал все быстрее. Летом и в начале осени он выдал классную серию, заработав очки в семи гонках подряд. Кульминацией, конечно, стал этап в Японии, где в дождевых брызгах Хейкки финишировал вторым, принеся команде единственный подиум в сезоне.

Дебютный сезон в Renault доказал: и в Ф1 финн едет стабильно и быстро

Финн заметно, без малого вдвое, переиграл по очкам опытного напарника Джанкарло Физикеллу. И вновь – его очередной шаг по карьерной лестнице не стал сюрпризом. Босс McLaren Рон Деннис традиционно любил работать с финнами, так что вслед за Кеке Росбергом, Микой Хаккиненом и Кими Райкконеном в униформу команды облачился и Ковалайнен.

Понятно, что лидером в команде был Льюис Хэмилтон, первые же этапы показали, что Хейкки в состоянии демонстрировать такую же скорость, но ему не везло. В Австралии не вовремя выехала на трассу машина безопасности, в Малайзии гонщику выписали довольно спорный штраф за блокировку, передвинув на восьмую позицию решетки (что не помешало ему приехать на подиум).

В Бахрейне Ковалайнен почти сразу повредил на торможении шину, из-за чего потерял в скорости, а в Испании, лидируя, попал из-за лопнувшего колесного диска в серьезную аварию. Льюис же времени даром не терял, заметно уйдя вперед по очкам. К этому моменту уже выяснилось, что у напарников весьма разный стиль пилотирования. Британец предпочитал вести машину агрессивно, а финн – плавно. Но в ситуации, когда доработки надо было вести в какую-то одну сторону, интересами Хейкки решено было пренебречь.

Кто знает, как развивались бы события, если бы не осечки в марте и апреле, а так Ковалайнену пришлось довольствоваться ролью второго номера. Он стабильно зарабатывал очки, однако на подиуме побывал лишь дважды: в Венгрии, где на последних кругах сошел лидировавший Фелипе Масса, да в Италии, где второе место финна вызвало, скорее, недоумение: он так и не смог обогнать Toro Rosso дерзкого мальчишки Себастьяна Феттеля.

Победный финиш Ковалайнена на венгерском Гран При 2009 года

Еще одно седьмое место на фоне титула напарника воспринималось уже совсем не так, как год назад. Однако в McLaren прекрасно понимали, сколь быстр пилот, потому продлили с ним контракт. Хейкки с радостью включился в подготовку к новому сезону – только чтобы узнать, что новая McLaren MP4-24 решительно не хочет делать то, что от неё требуется.

Потребовалось полсезона, чтобы машина поехала мало-мальски пристойно. Но до этого восемь первых гонок принесли всего один финиш в десятке. Сезон был проигран, а с ним пилот лишился и места в команде. Неплохие результаты во второй части чемпионата – если таковыми, конечно, можно считать несколько пятых и шестых мест – уже не могли исправить ситуацию.

На дворе была поздняя осень 2009 года, мировую экономику лихорадило, и команда Toyota, куда Хейкки не раз звали до этого, уже покинула паддок. Да и с другими предложениями у победителя и призера Гран При оказалось негусто. Вдобавок, без места остался не он один – в ту пору многим действительно сильным пилотам пришлось искать хоть какое-то продолжение карьеры.

Хейкки Ковалайнен. 2012 год

Так Хейкки и оказался в проекте, ныне носящем имя Caterham. Первый сезон запомнился аварией с Марком Уэббером в Валенсии – пилот Red Bull Racing просто не ожидал, что желто-зеленая машина Ковалайнена едет настолько медленно, – да статусом лучшего из пилотов новых команд. Годом позже этого звания удостоился уже Ярно Трулли, ну а финну оставалось тушить вспыхнувшую машину в Сингапуре и надеяться, что хоть в 2012-м обещания Тони Фернандеса и два года его собственного труда принесут какие-то плоды.

Не принесли. На этот раз Хейкки не удалось переиграть Виталия Петрова, а в Caterham окончательно пришли к выводу, что главной пилотской добродетелью является не умение отыгрывать сотые в поворотах и обеспечивать обратную связь инженерам, а толщина бумажника. Ковалайнен никогда не платил за свои выступления и остался верен этому принципу. Гонщик ушел – но, хочется верить, ещё не сказал своего последнего слова на автоспортивных аренах мира.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости