Великобритания'91: Benetton B191

Победитель Гран При Великобритании 1991 года Найджел Мэнселл
Гонка #508: 14 июля 1991 года. Гран При Великобритании
Поул Найджел Мэнселл (Williams FW14) - 1.20,939 (232,441 км/ч)
Лучший круг Найджел Мэнселл (Williams FW14) - 1.26,379 (217,802 км/ч)
Победитель Найджел Мэнселл (Williams FW14) - 1:27.35,479 (211,208 км/ч)

Британский этап Формулы 1 собрал в 1991 году невероятную зрительскую аудиторию. Ещё бы – после нескольких лет, когда победы и титулы в Больших Призах разыгрывали бразилец Сенна и француз Прост, местные болельщики могли всерьёз рассчитывать на успех своего земляка. Неделей раньше во французском Маньи-Куре Найджел Мэнселл выиграл за рулем Williams свой 17-й Гран При, став самым успешным английским пилотом за историю Ф1 – и был готов закрепить успех на домашней арене.

Айртон Сенна едва не испортил британцам настроение, лидируя ещё за несколько минут до завершения квалификации, но Мэнселл выдал отличный круг, гарантировав себе первую стартовую позицию. Правда, тронулся с поула он не лучшим образом – и вновь оказался позади красно-белого McLaren бразильца. Однако проигрывать в этот день Найджел просто не имел права, потому отключил электронный ограничитель оборотов и с легкостью промчался мимо соперника на прямой Hangar Straight.

Айртон Сенна лидирует на старте Гран При Великобритании 1991 года. В первом повороте столкнулись Герхард Бергер и Риккардо Патрезе

Пилот Williams имел такое преимущество в скорости, что на каждом круге выигрывал у преследователей более секунды. Сенна, в свою очередь, тоже не испытывал особого прессинга, понемногу отрываясь от преследователей, а за третье место шла острая борьба. Быстро опередив гонщика Benetton Роберто Морено, который умело воспользовался суматохой, возникшей в первом повороте после столкновения Герхарда Бергера и Риккардо Патрезе, позицию позади двух лидеров оспаривали пилоты Ferrari Ален Прост и Жан Алези, а также уже упоминавшийся Бергер.

Австриец был впереди, но поврежденная подвеска вызывала повышенный износ резины, и в итоге ему пришлось пропустить гонщиков Скудерии. Куда удивительнее, что поймавший кураж Алези смог опередить своего титулованного напарника и вышел в лидеры этой группы. Более того, Профессор, пытаясь не отстать от молодого соотечественника, допустил одну из редких ошибок и вылетел с трассы, потеряв на этом немало времени.

Но и Алези, который выглядел в Сильверстоуне действительно здорово, не удалось избежать проблем. Обгоняя на круг Lola Агури Сузуки, француз слишком уж понадеялся на то, что ему уступят дорогу. Результатом стал свёрнутый набок носовой обтекатель – и досадный сход. Инициативу вновь перехватил Прост, но и здесь Фортуна вмешалась в ход гонки. Большой мастер попадать в аварийные ситуации – Андреа де Чезарис – из-за поломки подвески своего Jordan вылетел в повороте Abbey, неуправляемую машину отбросило в ограждение, после чего она вновь по диагонали пересекла асфальтовое полотно.

Найджел Мэнселл после победного финиша подбросил до боксов Айртона Сенну, чья машина сломалась

Вышло так, что именно в этот момент мимо мчался Прост, которому пришлось экстренно тормозить, а потом ехать в боксы для незапланированной замены шин. Так что на третью позицию в итоге вышел Бергер. А на последнем круге она и вовсе оказалась второй, так как в баках машины Сенны закончилось топливо. Бразилец в итоге был классифицирован только четвёртым, но для британских болельщиков в этот момент существовал только один гонщик – Найджел Мэнселл, с гордо вскинутой вверх рукой первым пересекавший финишную черту.

Только позже выяснилось, что победа была одержана «на честном слове» – два заключительных круга британец преодолел с заклинившей коробкой передач! Но ведь преодолел же – а победителей, как известно, не судят.

Интересно...
После досадного схода на последнем круге Айртон Сенна вышел к краю трассы и стал "голосовать", подобно любителям бесплатных путешествий на обочине обычной дороги. Первым мимо него ехал победитель гонки Найджел Мэнселл, который и подсадил главного соперника в чемпионате на борт своей машины. Кадры их совместного возвращения в боксы давно стали хрестоматийными...

Benetton B191

Нельсон Пике за рулем Benetton B191

Пятым в Сильверстоуне финишировал трёхкратный чемпион мира Нельсон Пике. Под конец карьеры бразилец перебрался в команду Benetton и свой последний сезон, принесший одну победу, он проводил на яркой желто-сине-зелёной машине модели B191.

Итальянский текстильный магнат Лучано Бенеттон стал владельцем собственной команды Ф1 в 1986 году – и с тех пор её результаты постоянно росли. Чтобы вступить в спор с лидерами, в Энстоун пригласили известного конструктора Джона Барнарда. Первая же созданная им машина, B190, принесла Benetton две победы. Это вселяло оптимизм, и с B191 связывали очень серьёзные ожидания.

К старту сезона 1991 года новинку, правда, не успели подготовить – в США и Бразилии использовались модернизированные прошлогодние шасси, а дебют B191 состоялся на третьем этапе в Имоле. Главным внешним отличием машины стал «вздернутый нос», впервые появившийся на Tyrrell годом ранее. В остальном подход к созданию машины был довольно консервативным. Барнард, заручившись помощью Росса Брауна и Рори Бёрна, сконструировал новый монокок, модернизировал конструкцию подвески, использовав толкающие рычаги, а также доработал аэродинамику.

Лучшим результатом, добытым на Benetton B191, стала победа Нельсона Пике в Канаде

На B191 был установлен более мощный мотор Ford HB, а также шестискоростная коробка передач собственной разработки. Несмотря на то, что в Имоле гонщики Benetton Нельсон Пике и Роберто Морено показали в квалификации только 13-й и 14-й результат, скоро выяснилось, что новая машина достаточно быстра и надёжна. Бороться за подиум в каждой гонке она не позволяла, но зарабатывать очки оба бразильца могли регулярно.

Уже в третьей гонке за рулем B191 Пике одержал неожиданную победу, когда лидировавший Найджел Мэнселл на последнем круге, приветствуя болельщиков, заглушил мотор. Позже Морено показал в Спа лучшее время круга.

Совершенствование машины осложнял тот факт, что Барнард, Браун и Бёрн летом ушли в TWR к Тому Уокиншоу. Впрочем, Рори вернулся почти сразу, а Росс – спустя несколько месяцев, но время было упущено, и результаты в целом оказались несколько хуже, чем годом ранее. Однако на Гран При Италии за руль B191 сел Михаэль Шумахер – и сразу же финишировал пятым. По итогам сезона команда уверенно заняла четвёртое место в Кубке конструкторов: годом ранее было третье, но шаг назад объясняется, помимо прочего, резким ростом результатов Williams.

Михаэль Шумахер позирует рядом с Benetton B191В перед стартом сезона 1992 года

Немного доработанная машина B191B, получившая иные кузовные панели, более мощный двигатель и модернизированную подвеску, использовалась Benetton и в трех первых Гран При сезона 1992 года. Михаэль Шумахер завоевал ещё два подиума, а новобранец команды Мартин Брандл ни разу не смог добраться до финиша.

В общей сложности пилоты провели на B191/B191В 34 гонки, в которых были добыты одна победа, одно лучшее время круга, четыре подиума и ещё 11 финишей в первой шестерке. Машина послужила базой для модели B192, которая принесла Шумахеру первую в карьере победу.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости