Голландия'76: Гордон Коппак

Ронни Петерсон лидирует на старте Гран При Голландии 1976 года. Следом - Джеймс Хант и Джон Уотсон

Голландия'76: Гордон Коппак

Гонка #276: 29 августа 1976 года. Гран При Голландии. Зандфорт
Поул

Ронни Петерсон (March 761) - 1.21,31 (187,11 км/ч)

Лучший круг Клей Регаццони (Ferrari 312T2) - 1.22,59 (184,21 км/ч)
Победитель Джеймс Хант (McLaren M23) - 1:44.52,09 (181,34 км/ч)

Из девяти первых гонок сезона 1976 года Ники Лауда выиграл пять, а еще в трёх поднялся на подиум. В то, что кто-то сможет помешать австрийцу завоевать второй подряд титул, не верили, похоже, даже соперники лидера Ferrari. Летом Лауда провел переговоры с Энцо Феррари о продлении контракта – оба торговались до хрипоты, но в итоге ударили по рукам, крайне довольные друг другом.

Но потом был Гран При Германии, где Ники едва успели вытащить из вспыхнувшей после аварии машины. Пока гонщик находился между жизнью и смертью, Коммендаторе, который хорошо помнил о трагедиях прошлого, словно отгородился от всего мира. Команда не делала никаких заявлений, не приехала на следующий этап в Австрию, и лишь по личной просьбе Лауды привезла одну машину на Гран При Голландии.

Поул на трассе Зандфорт завоевал Ронни Петерсон на March. Рядом с ним расположился самый опасный соперник Лауды – Джеймс Хант. Британец перешел из Hesketh в McLaren, где уже одержал две победы. Ferrari Клея Регаццони стояла лишь на пятой позиции.

Хант неудачно стартовал и в первом повороте пропустил Penske Джона Уотсона. Ирландец, окрыленной победой на прошлом этапе, в Голландии хотел развить успех. Он отчаянно наседал на лидера, Петерсона, но тот умело оборонялся. Как часто бывает, победителем в споре двух пилотов стал третий. Ронни и Джон так увлеклись поединком, что пропустили кинжальный выпад Ханта, который вышел вперед.

Вскоре на March Петерсона возникли проблемы с рулевым управлением, и гонщик вынужден был сбросить скорость, а вот его недавний соперник сдаваться не желал – Уотсон догнал McLaren нового лидера и на протяжении добрых сорока кругов терзал того атаками. Зрители были в восторге от этой дуэли, потому испытали огромное разочарование, когда на 47-м из 75 кругов Penske потеряла ход и остановилась на обочине с отказавшей коробкой передач.

Клей Регаццони, Джеймс Хант и Марио Андретти на подиуме Гран При Голландии 1976 года

После этого помешать третьей в сезоне победе Ханта мог только Клей Регаццони. Швейцарец понемногу догонял лидера, но не имел достаточного преимущества в скорости, чтобы опередить Джеймса. В итоге на финише двух пилотов разделила всего секунда. Третьим после схода Ронни Петерсона из-за упавшего давления масла финишировал гонщик Lotus Марио Андретти.

После голландского этапа Ники Лауда удержался в лидерах общего зачета, а всего через две недели австриец, ещё толком не оправившийся от сильных ожогов, с забинтованными руками вышел на старт Гран При Италии, чтобы продолжить борьбу за титул чемпиона мира.

Интересно...
Перед началом сезона 1976 года двукратный чемпион мира Эмерсон Фиттипальди принял предложение своего брата Вильсона – и сменил McLaren на бразильскую национальную команду Copersucar. Этот шаг фактически стал концом его карьеры – по ходу пяти следующих чемпионатов Эмо всего раз поднялся на подиум. Вот и в Зандфорте Фиттипальди, стартовав только с 17-й позиции, довольно быстро сошел из-за отказа электросистемы – и мог лишь с тоской наблюдать, как Джеймс Хант выигрывает гонку на "его" машине.

Гордон Коппак

Гордон Коппак

Команда McLaren привезла в Зандфорт техническую новинку – модель М26, которая должна была сменить не новую уже М23. После тренировок Джеймс Хант решил, что в гонке будет стартовать на проверенной технике, а "двадцать шестую" отдали Йохену Массу – в итоге немец финишировал на ней только девятым. M26 решено было доработать, и на трассы она вернётся только в следующем сезоне. Эту машину, как и ее предшественницу, для британской команды построил конструктор Гордон Коппак.

Инженер-авиатехник и заядлый мотоциклист, он работал в начале 60-х в крупной компании по производству газовых турбин. Именно там жизнь и свела Коппака с Робином Хёрдом. Тот увлекался автогонками и в итоге смог получить место в техническом штабе McLaren, куда в 1965-м переманил и Гордона.

Поначалу начинающий автоконструктор ассистировал более опытным товарищам, но со временем те ушли из команды, и уже в 1968-м Коппак возглавил отдел разработок. Поначалу главным направлением его деятельности стали североамериканские чемпионаты – за пять лет разработанный британцем McLaren M16 одержал три победы в "500 милях Индианаполиса". Вдохновение Гордон черпал в классическом Lotus 72 клиновидной формы.

Следующим шагом стала модель М23 для Формулы 1. Конструктор понимал, что в ситуации, когда практически все пользуются одинаковыми моторами Cosworth DFV и коробками передач Hewland, успех зависит от мелочей. Поэтому он спроектировал к сезону 1973 года простое и надежное шасси с алюминиевым монококом, подвеской на двойных рычагах и другими проверенными решениями. В дальнейшем в конструкцию регулярно вносились изменения. Также стоит отметить, что для работы с двигателями была приглашена специальная сторонняя фирма.

Машины M23 в общей сложности использовались на протяжении пяти сезонов и принесли команде 16 побед. В 1974 году Эмерсон Фиттипальди завоевал за рулем McLaren чемпионский титул, а благодаря Дэнни Халму команда получила свой первый Кубок Конструкторов. М23 никогда не была самой технически совершенной машиной в паддоке, но её создатели выбрали верную тактику, потому в сезоне 1976 года Джеймс Хант вновь стал сильнейшим пилотом Формулы 1 за рулем McLaren, хотя с момента создания шасси минуло уже три года.

Новый М26, впервые опробованный на Гран При Голландии 1976 года, был сочтен слишком "сырым" и почти год дорабатывался Коппаком, чтобы дебютировать в следующем сезоне и принести Ханту ещё три победы. Но потом на трассы вышел Lotus 78, использующий "внутреннюю аэродинамику", и гонщикам McLaren, как и всем остальным, стало гораздо сложнее бороться за победы с пилотами Колина Чепмена.

Гордон Коппак с пилотами McLaren Джоном Уотсоном и Аленом Простом. 1980 год

Попытки "поймать воздух" конструктору не удались. Быстро сменившие друг друга М28, М29 и М30 в конце десятилетия лишь изредка позволяли своим пилотам зарабатывать очки и не отличались надёжностью. Тем временем в McLaren пришел новый босс – молодой Рон Деннис. Понимая, что ему едва ли удастся сохранить свое место, Гордон перешел к старому другу Херду в March.

Несколько позже он основал собственную команду Spirit, которая даже выступала некоторое время в Формуле 1, а затем перебрался в Америку. С начала 90-х конструктор работает там в небольшой собственной компании, которая оказывает услуги в области гоночного дизайна. Сейчас ему 74 года. Сын британца, Фрэнк Коппак, пошел по стопам отца и тоже стал конструктором – в первой половине 90-х он работал в командах Benetton, Pacific и McLaren.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё