Австралия'93: Нил Отли

Победитель Гран При Австралии 1993 года Айртона Сенна

Австралия'93: Нил Отли

Гонка #548: 7 ноября 1993 года. Гран При Австралии. Аделаида
Поул

Айртон Сенна (McLaren MP4/8) - 1.13,371 (185,468 км/ч)

Лучший круг Деймон Хилл (Williams FW15) - 1.15,381 (180,522 км/ч)
Победитель

Айртон Сенна (McLaren MP4/8) - 1:43.27,476 (173,183 км/ч)

Казалось бы, Гран При Австралии 1993 года был всего лишь финальной гонкой очередного сезона, но на деле этап, разыгранный на улицах Аделаиды, знаменовал конец целой эпохи. Завершали карьеру герои прошлого – Прост, Патрезе, Уорик. Айртон Сенна после триумфального шестилетнего отрезка в составе McLaren перебирался в Williams, надеясь на новые победы. В полный голос заявляли о себе звезды дня завтрашнего – Шумахер, Хаккинен, Баррикелло.

Несмотря на то, что во всех 15 предыдущих гонках сезона с поула неизменно стартовал кто-то из пилотов Williams, довести эту приятную традицию до логического завершения гонщикам британской команды не удалось – ни Ален Прост, ни Деймон Хилл не смогли угнаться за Сенной на пыльном городском асфальте.

Между бетонных стен, на трассе с высокими поребриками и нехваткой сцепления, бразилец чувствовал себя в своей стихии, ему не мешал даже недостаточно мощный мотор Ford. В воскресенье Айртон – хоть и не без труда – выиграл старт и помчался вперед. Прост и остальные быстро отстали: стало ясно, что Волшебник может сделать McLaren отличный прощальный подарок.

Тем временем спор за второе место набирал обороты. Помимо Проста на эту позицию претендовали еще двое: Хилл и Михаэль Шумахер. Именно немец был поначалу активнее всех, он показал лучшее время круга и пытался навязать борьбу паре Williams – но лишь до той поры, пока его не вывел из борьбы быстрый отказ мотора.

Казалось, что после этого позиции едва ли претерпят изменения. Но Деймон на протяжении многих кругов следовал вплотную за напарником и незадолго до финиша, выбрав удачный момент во время обгона круговых, пошел в атаку! Казалось, две сине-желтые машины вот-вот столкнуться. Но в последний момент британец, похоже, все же понял, что сейчас может произойти – и дёрнул руль в сторону.

На подиуме Гран При Австралии Прост и Сенна впервые за много лет обменялись рукопожатием

Прост как ни в чем не бывало помчался ко второй ступени наградного подиума, а Хиллу пришлось долго разворачиваться, чтобы продолжить гонку. Впрочем, ехавшие следом пилоты Ferrari отстали к тому моменту так далеко, что никакой опасности для сына чемпиона мира не представляли...

Интересно...
Успех Сенны в Аделаиде позволил McLaren опередить Ferrari по общему числу побед в Формуле 1 – 104 против 103. Стоит учесть, что британская команда провела дебютный Гран При лишь в 1966 году, тогда как Скудерия выступала до этого еще 16 сезонов. В настоящее время Ferrari и McLaren по-прежнему занимают две верхник строчки в списке победителей, но перевес итальянцев выглядит внушительно: 215-169

Нил Отли

Нил Отли (крайний слева) в компании Гордона Марри, Стива Николза и Алена Проста. 1988 года

После того, как конструкторский штаб в Уокинге один за другим покинул Джон Барнард, Гордон Марри и Стив Николз, машины для McLaren было поручено создавать Нилу Отли. Именно британец был главным конструктором МР4/8 – той самой, за рулем которой в Аделаиде Айртон Сенна одержал красивую победу – ставшую для Волшебника, к большому сожалению, последней в карьере.

Жизненная история Нила Отли похожа на многие другие. Получив диплом престижного технического университета, британец и года не проработал по специальности. Его манил мир мощных моторов, и в 1977 году молодой человек был принят в команду Williams на должность чертёжника. Под крылом Патрика Хеда в ту пору работали многие из тех, кому в будущем предстояло определять облик машин Формулы 1.

Отли тоже сумел себя проявить и через несколько лет стал гоночным инженером. В славные для Williams годы он работал с Клеем Регаццони, Карлосом Рейтеманом, Жаком Лаффитом. За семь лет Нил получил важный опыт – и в 1984-м решил, что под крылом Хеда ему уже тесновато. Настала пора браться за собственные проекты.

Первым из них стала работа на Карла Хааса. Американский богач задумал собрать "команду мечты". Машину Отли создавал в паре с Джоном Болдуином. Надо сказать, что с самого начала затея выглядела сомнительно: новый фордовский мотор оказался не слишком мощным и надёжным, а решивший вернуться за руль Алан Джонс совершенно растерял форму и с трудом влезал в кокпит... На таком фоне о качествах шасси судить было сложно, тем более, что Хаас быстро "наигрался" в Формулу 1 и свернул проект.

Так осенью 1986-го Отли оказался в McLaren. "Джон Барнард только что ушел из команды, поэтому нам пришлось непросто, когда зимой машину нужно было переделать для использования моторов Honda, - вспоминал Нил. – Модель MP4/4 получилась очень низкой, и когда Айртон Сенна впервые сел в кокпит, оказалось, что ему там невероятно тесно. Пришлось срочно переделывать рулевую колонку. Не стоит забывать, что в то время команда была небольшой – в конструкторском отделе на постоянной основе работали всего шесть человек!"

На первых же тестах за рулем McLaren MP4/4 Ален Прост улучшил время, показанное на прошлогодней машине, на две секунды, а затем они с Сенной выиграли 15 из 16 Гран При сезона.

Поначалу Отли продолжал работать гоночным инженером, но вскоре его роль в команде изменилась.Британец стал главным конструктором, и именно под его руководством разрабатывались все красно-белые машины, начиная с 1989 года. Нил шел эволюционным путем, хотя каждый год ему приходилось решать непростую задачу.

Сначала надо было адаптировать машину для использования "атмосферного" мотора, потом японцы сменили его конфигурацию с V10 на V12. К 1992 году, чтобы не отставать от соперников, была освоена полуавтоматическая коробка передач. Но всё же после четырех триумфальных сезонов McLaren впервые пришлось уступить верхнюю строчку в обоих зачетах.

Нил Отли на Гран При Великобритании 2008 года

Затем несколько непростых сезонов команда провела без конкурентоспособных моторов, и лишь когда место изделий Ford и Peugeot заняли двигатели с трёхлучевой звездой, результаты вновь стали расти. В конце 90-х, когда к Отли присоединился Эдриан Ньюи, McLaren вновь начал демонстрировать прежнюю чемпионскую форму.

В 2003 году Нил уступил пост главного конструктора Майку Кофлэну, а сам стал директором инженерных программ, но когда через несколько лет Кофлэн со скандалом был уволен из McLaren, конструкторский отдел вновь возглавил Отли.

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости