Великобритания'84: Джонни Чекотто

Победитель Гран При Великобритании 1984 года Ники Лауда
Гонка #398: 22 июля 1984 года. Гран При Великобритании. Брэндс-Хетч
Поул Нельсон Пике (Brabham BT53) - 1.10,869 (213,661 км/ч)
Лучший круг Ники Лауда (McLaren MP4/2) - 1.13,191 (206,882 км/ч)
Победитель Ники Лауда (McLaren MP4/2) - 1:29.28,532 (200,255 км/ч)

В попытке хоть как-то сдержать рост мощности турбомоторов, организаторы Формулы 1 в 1984 году запретили дозаправки и ограничили объем топливного бака 240 литрами. Машины, замершие на последних кругах без бензина, стали привычным явлением, а слова "расход топлива" стали звучать в паддоке куда чаще, чем прежде.

У партнеров McLaren, мотористов Porsche, был огромный опыт участия в соревнованиях на выносливость, который и стал главным козырем англо-немецкого альянса. По чистой скорости красно-белые машины, ведомые Ники Лаудой и Аленом Простом, не были безусловными лидерами, но в 1984-м не скорость оказалась решающим фактором.

В британском Брэндс-Хэтче поул выиграл действующий чемпион Нельсон Пике из Brabham. Бразилец сохранил позицию на старте, но через десяток кругов резина начала изнашиваться, и мимо, одна за другой, проскочили обе машины McLaren. Однако Пике повезло – в это же самое время вылетел с трассы и вспыхнул RAM британского дебютанта Джонатана Палмера.

Гонку остановили, а спустя некоторое время пилотов расставили на старте в том порядке, какой они занимали за круг до красных флагов. На первых же метрах Прост снова обошел Пике, а чуть позже бразильца оставил позади и Лауда. Два гонщика McLaren лидировали в гонке – для сезона 1984 года это была абсолютно традиционная картина.

Для молодого Айртона Сенны британский подиум стал вторым в карьере

Нетрадиционным оказалось продолжение – на машине Алена сломалась коробка передач, а вскоре неприятности начались и у вернувшегося на второе место Пике – забарахлила турбина. Машина бразильца замедлилась настолько, что соперники чемпиона вытеснили его за пределы призовой шестерки. Были под финиш проблемы и у других гонщиков – топлива вновь хватило не всем.

Ну а на подиум вместе с Лаудой поднялись – к восторгу британских болельщиков – выступающий за Renault Дерек Уорик и проводящий в Формуле 1 свой первый сезон бразилец Айртон Сенна, защищавший цвета команды Toleman.

Интересно...
Для Ники Лауды победа на британском этапе стала уже третьей в сезоне. До конца чемпионата австриец выиграл ещё дважды и с преимуществом в пол-очка завоевал титул чемпиона мира. Удивительно, но при этом он ни разу за год не стартовал с поула! Такого же достижения в 1967 году добился Дэнни Хьюм.

Джонни Чекотто

Джонни Чекотто

На квалификационных заездах угодил в серьезную аварию Джонни Чекотто - гонщик из далекой Венесуэлы, лишь недавно дебютировавший в Формуле 1. Тяжелые травмы ног поставили крест на продолжении его карьеры...

Сын итальянских эмигрантов Альберто Чекотто родился в Каракасе, но унаследовал любовь к скорости, характерную для родины предков. Он начал гоняться на мотоцикле и очень быстро оставил всех местных пилотов позади - после чего в возрасте 19-ти лет поехал в Европу. Успех оказался оглушающим - с первой попытке Джонни стал чемпионом мира в классе "350"!

Он провел в мотоциклетных соревнованиях ещё несколько лет - побеждал в разных классах, регулярно заканчивал сезон в первой тройке, но новых титулов так и не завоевал, а в 1980 году попробовал себя в автогонках - и оказался навсегда потерян для "двух колес".

Сезон 1981 года получился для Чекотто насыщенным - он выступал в Формуле 2, стартовал в соревнованиях спортивных машин и занял пятое место в своем классе на "24 часах Ле-Мана". Еще год - и венесуэлец доказал, что готов пойти стопами Джона Сёртиза: в Ф2 он стал вице-чемпионом, уступив титул Коррадо Фаби лишь по числу побед. Тогда же должен был состояться и его дебют в Формуле 1, но команда Fittipaldi, с которой договорился пилот, разорилась...

Сезон 1983 года закончился для Джонни Чекотто досрочно - команда Theodore прекратила существование

Чекотто, впрочем, всё равно нашел возможность для дебюта - и в 1983 году вышел на старт своего первого Гран при в составе команды Theodore. Финишировал он, правда, только 14-м, но уже в следующей гонке по улицам Лонг-Бич занял шестое место. Начало было положено, но скоро соперники наладили свою технику, и стало ясно, что Theodore едва ли позволяет претендовать на что-то серьезное. К лету даже квалификацию стало пройти не просто.

Чекотто перебрался в Toleman, где стал партнёром Айртона Сенны. Бразилец в 1984-м творил чудеса - едва не выиграл в Монако, несколько раз приезжал на подиум. Джонни же регулярно квалифицировался в районе 15-20 места, но никак не мог доехать до финиша из-за поломок. Тем не менее, гонщик понемногу прибавлял - и тут-то его и подстерегла авария в Брэндс-Хэтч, поставившая крест на формульной карьере.

Венесуэлец так и не стал вторым Джоном Сёртизом, но из гонок не ушел. Еще много лет он выступал в "кузовных" сериях и соревнованиях GT, где выигрывал не только гонки, но и чемпионаты. Как-то он едва не стал сильнейшим в серии DTM, но в решающей гонке венесуэльца выбил с трассы молодой немец по имени Михаэль Шумахер.

Уже в XXI веке Джонни Чекотто дважды стал сильнейшим в первенстве V8 Star, а окончательно завершил карьеру только в 2006 году. 25 января гонщик отметил свой 54-й день рождения, а тем временем в "младших" европейских формулах уже набирает обороты гоночная карьера Джонни-младшего.

Мир моторов в 1984-м: Volkswagen Golf

Некоторые машины могут быть очень популярны, однако это еще не значит, что они с годами обрели культовый статус. Например, Volkswagen Beetle – признанная икона, а вот его младшего собрата, VW Golf, относить к этой категории, пожалуй, рановато. Хотя именно Golf, а не «жук», стал самой раскупаемой моделью немецкого концерна: к 2007-му году ее тираж превысил 25 млн. экземпляров, тогда как VW Beetle было произведено на несколько миллионов меньше.

При всем различии концепций, эти две модели некоторым образом взаимосвязаны. За разработку Golf концерн VW взялся именно в те времена, когда спрос на «жука» стал падать, т.е. на рубеже 60-х – 70-х. В проект были вложены колоссальные средства, и в 1974-м первые переднеприводные компактные хэтчбеки новой модели увидели свет. Пожалуй, тогда даже самые дерзкие маркетологи не могли прогнозировать, что модель переживет шесть поколений и фактически станет законодателем мод в сегменте рынка, который давно уже так и называется – «гольф-класс».

Изначально Golf был трехдверным, потом появилась пятидверная версия, за ней – седан Jetta и кабриолет. Были и универсалы, но это уже более поздняя разработка, датированная началом 90-х. Нас же интересует первая половина 80-х: в 1984-м VW Golf Mk 2, т.е. модель второго поколения заняла 3-е место на конкурсе «Автомобиль года».

VW Golf Mk 2

К моменту ее появления, т.е. за 10 предшествующих лет, Golf уже успел завоевать широкую популярность, причем, на разных континентах: в США и Канаде его знали как VW Rabbit (т.е. «кролик»), в Мексике он назывался VW Caribe, в ЮАР – City Golf.

По сравнению с Mk 1, Golf второго поколения отличатся несколько измененным экстерьером: он стал чуть больше, формы обрели некоторую округлость. Внутри тоже прибавилось места, а, следовательно, и комфорта. Кстати, если дизайн первого Golf разрабатывал знаменитый итальянец Джуджаро, то Mk 2 уже создавался штатными специалистами Volkswagen.

В 1985-м появилась спортивная версия GTI, моментально ставшая популярной, несмотря на довольно высокую цену, а в 90-м началось производство полноприводного VW Golf Country с увеличенным клиренсом и фирменной трансмиссией Syncro, снабженную вискомуфтой.

Разные модификации Mk 2 оснащались различными бензиновыми и дизельными двигателями – от базового, объемом чуть больше литра, до достаточно мощных 110-сильных 1,8-литровых моторов, ставившихся на VW GTI. Позже мощность спортивных моторов возросла до 130 сил.

Кадр из рекламного ролика VW

Говорят, в Великобритании спрос на VW Golf Mk 2 резко возрос после того, как появился удачный видеоролик, в котором снялась английская топ-модель Пола Хэмилтон, внешне чем-то напоминавшая Принцессу Диану. Разгневанная героиня ролика, приняв решение уйти от мужа, бросает обручальное кольцо в почтовый ящик, срывает с шеи жемчужное ожерелье, оставляет прямо на улице дорогущую шубу, и уже было собирается выкинуть ключи от автомобиля, но в последний момент что-то ее останавливает. Она садится в любимый Volkswagen Golf GTI, сразу начинает улыбаться, заводит двигатель и уезжает в неизвестном направлении. На экране появляется слоган: «Если бы все в жизни было бы таким же надежным, как Volkswagen».

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости