Бразилия'88: Айртон Сенна

Старт Гран При Бразилии 1988 года
Гонка #453: 3 апреля 1988 года. Гран При Бразилии. Жакарепагуа
Поул Айртон Сенна (McLaren MP4/4) - 1.28,096 (205,589 км/ч)
Лучший круг Герхард Бергер (Ferrari F1/87-88C) - 1.32,943 (194,867 км/ч)
Победитель Ален Прост (McLaren MP4/4) - 1:36.06,857 (188,438 км/ч)

Финальный раунд предсезонных тестов в конце 80-х традиционно проводили на той же трассе, что принимала первый этап чемпионата мира. В 1988 году эта роль досталась автодрому Жакарепагуа в Рио-де-Жанейро, еще не получившему в ту пору имя Нельсона Пике. Итоги тестов однозначно свидетельствовали - сочетание шасси McLaren, турбомотора Honda, гонщиков Алена Проста и Айртона Сенны фактически до старта лишило чемпионат интриги.

Гран При Бразилии - да и все последующие этапы - стали лишь дополнительным подтверждением этого факта. Квалификация домашней гонки осталась за Сенной, но поломка селектора КПП вынудила бразильца уже после завершения прогревочного круга отчаянно размахивать руками, а затем бежать в боксы, чтобы начать гонку с пит-лейн на запасной машине.

Первые метры дистанции лидировал Найджел Мэнселл на Williams с безнаддувным мотором Judd, но британца мгновенно обошел Ален Прост, после чего умчался к легкой победе. Мэнселл же и вторым оставался очень недолго, уступив гонщику Ferrari Герхарду Бергеру, а затем и вовсе прекратил борьбу из-за поломки.

Новобранец Williams Рикардо Патрезе проезал в Рио лишь шесть кругов - потом сгорел мотор

Тем временем, обгоняя одного соперника за другим, вперед рвался Айртон Сенна. К середине дистанции, воспользовавшись пит-стопами нескольких соперников, бразилец - к восторгу трибун - вышел на второе место. Но именно в этот момент Фортуна отвернулась. Сначала красно-белый McLaren заглох во время смены шин, а потом судьи показали Сенне черный флаг - он сменил машину позже, чем это было разрешено правилами...

После этого интрига оказалась окончательно исчерпанной. Ален Прост сбросил ход и спокойно довел гонку до победы, а погоня Герхарда Бергера за лидером изначально выглядела безнадёжной. Австриец сократил отставание от лидера до 10 секунд, но было видно, что при желании Профессор легко может прибавить.

Ну а третьим в Жакарепагуа финишировал Нельсон Пике - чемпион мира перешел из Williams в Lotus и пробился на призовой подиум бразильской гонки с превеликим трудом...

Интересно...
В 1988 году чемпионат мира взял старт в начале апреля. С того времени уже более 20 лет сезон Формулы 1 неизменно начинается в марте. И 2010-й не станет ислючением из этого правила.

Айртон Сенна

Айртон Сенна да Силва

Неудачное начало сезона лишь раззадорило Айртона Сенну - в оставшихся до финиша гонках бразилец одержал восемь побед и с минимальным перевесом над Аленом Простом завоевал свой первый титул чемпиона мира, к которому за три следующих года добавил еще два...

Российские болельщики в подавляющем большинстве не имели возможности следить за гонками в 80-е, потому как правило считают лучшим в истории пилотом Михаэля Шумахера, вся карьера которого прошла у них перед глазами. Но вот опросы, регулярно проводимые в Европе, дают другие результаты - первую строчку почти всегда занимает Айртон Сенна да Силва.

Выходец из богатой семьи, бразилец был фантастически талантлив и не знал проблем с деньгами на ранних стадиях карьеры. Он всегда ехал максимально быстро, и хотя умел буквально завораживать людей своим голосом и блеском карих глаз, на трассе был безжалостен, когда кто-то вставал между ним и победой.

Айртон не раз был замешан в скандалах и имел в паддоке немало недоброжелателей, но лишь потому, что его страстью была скорость, а единственной целью - вершина призового пьедестала. Ради этого он расстался с женой, ради этого отказался от фамильного бизнеса, ради этого готов был порой выбить соперника с трассы...

Впервые бразилец сел за руль в четыре года - его старшей сестренке их отец подарил машину с моторчиком, но девочке игрушка не понравилась. Потом были многочисленные картинговые гонки, титулы чемпиона страны и два "серебра" мировых первенств.

Имя Сенны все узнали после Гран При Монако 1984 года. Впоследствии бразилец одержал в княжестве шесть побед - этот рекорд не перекрыт и поныне

В Европу 20-летний Айртон Сильва приехал в 1981-м, и за три следующих года выиграл пять чемпионских титулов! Неслыханное дело - за выступления в Формуле Ford 2000 команда готова была платить пилоту 10 тысяч фунтов в год, тогда как все остальные гонщики сами оплачивали право сесть за руль.

Серьезных соперников у гонщика просто не было - лишь в самом серьезном из "младших" классов, британской Формуле 3, в 1983-м с ним очень остро соперничал Мартин Брандл - но верх в итоге остался за Сенной (к тому времени он выступал уже под девичьей фамилией матери).

На тесты гонщика позвали сразу четыре команды Ф1 - уже давно было ясно, что этот самородок сторицей окупит любые затраты. Но в McLaren и Williams, где молодой гонщик сходу перекрыл результаты боевых пилотов, свободных мест на 1984 год уже не было, а ждать Сенна не собирался. Потому дебютировал он, удивив многих, в составе заштатной команды Toleman, только-только избавившейся от ярлыка записного аутсайдера.

Удивление стало еще большим, когда под проливным дождем в Монако Айртон отчаянно сражался за победу и даже обогнал лидирующего Алена Проста, но из-за досрочной остановки гонки все же оказался в итоговом протоколе вторым. Позже по ходу сезона он еще дважды побывал на подиуме, причем по итогам "сухих" гонок.

По итогам сезона стало ясно, что Toleman гонщик явно перерос - и Сенна легко оставил британскую команду. Он и дальше будет с лёгкостью отказываться от всего, что уже исчерпало свои возможности и не сулит дальнейшей пользы - даже если речь будет идти о людях...

Пока же гонщика ждал переход в Lotus, первая победа и четвертое место по итогам сезона. А еще - быстрый напарник Элио де Анжелис, который вовсе не собирался признавать авторитет бразильца в споре за звание лидера команды. Бразилец ехал быстрее, но итальянец брал стабильностью, и сезон они закончили почти вровень. После чего Айртон приложил все свои возможности, чтобы избавиться от опасного соперника.

Де Анжелис ушел в Brabham и через полгода разбился на тестах, а вместе с Сенной в Lotus на протяжении двух следующих лет ездили гонщики ощутимо медленнее его самого. И в 1986-м, и в 1987-м бразильцу удавалось побеждать в Гран При, в квалификациях он был просто неудержим, но гонщику уже хотелось большего - бороться за титул, а для этого техника Lotus уже не годилась.

Очередной переход - в McLaren - должен был решить эту проблему, но в команде Рона Денниса Сенну ждал его самый серьезный соперник за все время участия в автогонках.

Ален Прост. Опытный, рассудительный, и невероятно быстрый. Они были, как лёд и пламень - и на трассе, и в жизни. В квалификациях Профессор не мог угнаться за Айртоном, но наступало время гонки, и верно выстроенная стратегия, умение беречь машину и включить все ресурсы в нужный момент делали Проста очень грозным соперником.

Столкновение Айртона Сенны (№1) и Алена Проста на Гран При Японии 1989 года

Выступление двух гениев в одной команде, продолжавшееся два года, болельщики со стажем вспоминают до сих пор. Во второй половине 80-х в Формуле 1 выступало немало талантов, но до звездной пары Сенна-Прост дотянуться им было почти нереально. Противоборство скорости Айртона и точного расчета Алена дарили поклонникам Ф1 невероятные гонки.

В 1988-м Сенна взял верх. Он выиграл восемь гонок, а Прост - только семь. Француз набрал больше очков, но в ту пору обладатель титула определялся по итогам 11 лучших гонок - и впервые в карьере Айртон Сенна стал чемпионом мира. Взойдя на вершину, бразилец был готов на все, чтобы там остаться.

В следующем сезоне атмосфера в команде резко ухудшилась. Босс McLaren мог бы удержать ситуацию под контролем, но по-человечески испытывал большую симпатию к Сенне, что и привело к невеселому концу. В боксах McLaren воздвигли перегородку, а механики поделились на два лагеря. Ценой огромного напряжения сил Прост взял-таки титул - и ушел в Ferrari.

Оставшись в одиночестве за рулем лучшей машины Формулы 1, Айртон творил на трассах чудеса. Еще в середине 1989-го он вышел в абсолютные рекордсмены Ф1 по числу выигранных квалификаций, а в последующие сезоны едва ли не на каждой гонке обновлял рекорд. В 1990 году Волшебник, как прозвали гонщика, переиграл Проста, вдобавок выбив того с трассы в Японии, не в силах пережить прошлогоднее поражение, а в 1991-м Сенна оказался сильнее набирающего силу в Williams Найджела Мэнселла.

Красно белый автомобиль и пилотский шлем в цветах бразильского флага - это сочетание красок оставалось в Ф1 победным много лет

Потом компания Honda, поставляющая моторы McLaren, решила покинуть Ф1, а Айртон с высоты множества побед и трех титулов стал уже несколько иначе смотреть на гонки и окружающий их мир. Бразилец по-прежнему выигрывал, творил свои фирменные чудеса под дождем - но теперь куда больше внимания уделял таким вещам, как безопасность Формулы 1 или человеческие отношения.

Два года Сенна оставался без титулов. В Больших Призах набрал силу альянс Williams-Renault, и чтобы претендовать на новые титулы, нужно было располагать именно такой машиной. Но сначала ей управлял Мэнселл, затем - Ален Прост. Очередь Сенны настала лишь в 1994 году.

"12 побед в 16 гонках и титул чемпиона мира", - предсказывал накануне старта чемпионата Ники Лауда. Реальность - едва ли не впервые в карьере Айртона Сенны да Силвы - оказалась совершенно иной. Собственная ошибка на первом этапе, авария на старте второго...

Айртон Сенна лидирует на последнем в жизни гоночном круге

1 мая 1994 года бразилец первым сорвался с поула, уже 65-го в карьере, и повел за собой остальных участников Гран При Сан-Марино. Начало гонки вышло скомканным из-за аварии, потому реальная борьба началась только с пятого круга. На шестой Волшебник ушел лидером, но в скоростном повороте Tamburello на машине лопнула в месте сочленения рулевая стойка - и неуправляемый Williams на скорости свыше 200 км/ч устремился к холодному бетону отбойника, унося на небеса одного из лучших автогонщиков в истории человечества...

Мир моторов в 1988-м: Honda Prelude

Японские модели нечасто добирались до финала европейского конкурса «Автомобиль года», а побеждали лишь трижды: два раза Toyota и один раз – Nissan. Однако Honda тоже была близка к успеху – в 1974-м 3-е место занял компакный хэтчбек Civic, а в 1988-м «бронза» досталась изящному двухдверному купе Prelude.

Впервые спортивное купе Prelude появилось в производственной программе Honda в 1978-м, и до 2001-го года сменилось пять поколений модели, после чего ее заменил родстер S2000.

Отношение к Prelude у любителей спортивных машин было неоднозначное. Большинство из них предпочитали заднеприводные модели с более ярко выраженной гоночной ноткой, например, Toyota MR2, или хотели получить мотор побольше и посильнее, чем обычная рядная 150-сильная «четверка».

И все-таки определенной категории энтузиастов машина понравилась: в конце концов, есть люди, которые ценят стиль, качество сборки и надежность. Кроме того, стоило купе Prelude вполне разумных денег, т.е. ненамного дороже, чем седан Accord, на базе которого она была построена.

Начиная с третьего поколения Prelude, производство которого началось в 1987-м, наиболее богатые комплектации машины оснащались хитроумной системой 4WS, т.е. задние колеса тоже были управляемыми, точнее, подруливающими, и машина весьма уверенно проходила повороты, даже на достаточно высоких скоростях.

Honda Prelude

К достоинствам Prelude можно было отнести отличную обзорность, чему способствовала очень низкая линия капота, и хорошую аэродинамику, что позитивно влияло на экономичность и акустический комфорт. Впрочем, машина была весьма удобной для водителя и пассажира переднего сиденья и во всех прочих отношениях: салон был добротным, отделан качественными материалами, продуман с точки зрения эргономики.

Об отменной управляемости автомобиля говорит следующий факт: в 1987-м году американский журнал Road & Track опубликовал результаты специального теста, и оказалось, что Honda Prelude 2.0Si 4WS (т.е. с четырьмя управляемыми колесами) обошла вообще все легковые автомобили того времени в конкретной дисциплине, – трассу слалома она преодолела быстрее любых Lamborghini, Ferrari и Porsche.

На тестовом участке Prelude показала среднюю скорость 105,4 км/час, а, например, могучий американский Chevrolet Corvette проехал дистанцию явно медленнее; его результат – 104,4 км/час.

И все-таки по повадкам Prelude была, скорее, обычным легковым автомобилем, нежели злым спорткаром – очевидно, именно поэтому в итоге её заменил ставший уже культовым родстер S2000, которого многие считают идеалом спортивной машины.

Впрочем, на рынке США по-прежнему неплохо продаются двухдверные Honda Accord Coupe американского производства, – их можно считать прямыми наследниками Prelude…

Проект F1News.Ru. Текст: Александр Кабановский. Мир моторов: Андрей Лось


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости