Европа'07: Эдриан Ньюи

Подиум Гран При Европы'07
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата:22 июля 2007 года Место: Нюрбургринг (Гран При Европы)

Фабула

В этой гонке главным героем стал дождь. Он неожиданно начался в момент старта, причем с небес лило так, что с трассы буквально смывало машины. Судьям ничего не оставалось, как остановить гонку. Тут-то и выяснились два любопытных обстоятельства. Во-первых, неожиданно для всех в лидерах значился абсолютный новичок – немец Маркус Винкельхок, к тому же выступающий за Spyker – самую слабую команду чемпионата. Он «переобулся» заранее и поэтому смог пробиться с последней стартовой позиции на первую всего за пару кругов.

Эвакуация машины Льюиса Хэмилтона

А во-вторых, лидер сезона, британец Льюис Хэмилтон, не стал покидать машину, оказавшись в гравийной зоне безопасности, а вместо этого дождался, пока появится трактор-эвакуатор и вернет его McLaren на трассу. Впрочем, британцу это не помогло – он так и не смог после рестарта пробиться с 17-го места в очки, даже располагая «Серебряной стрелой», сравниться с которой в том сезоне могла разве что техника Скудерии.

Недолго оставался впереди и Винкельхок, которого соперники «съели» буквально за пару поворотов. Вперед же вышли Фелипе Масса (Ferrari) и Фернандо Алонсо (MсLaren) – долгое время казалось, что именно в таком порядке они и финишируют, но на последних кругах дождь пошел вновь. Испанец, машина которого была настроена под сырую трассу, оказался заметно быстрее бразильца на «сухих» регулировках – и победил в Гран При.

Памятные моменты

В квалификации Льюис Хэмилтон попал в свою первую серьёзную аварию в Формуле 1. Из-за разболтавшейся колесной гайки он потерял управление и очень жестко налетел на ограждение. А в гонке британец впервые с начала сезона не попал на подиум после девяти подряд финишей в первой тройке.

Итальянец Витантонио Лиуцци, вылетев с трассы в первом повороте, где по асфальту текла настоящая река, протаранил трактор-эвакуатор, который убирал машину одного из его коллег. Для другого гонщика Toro Rosso, Скотта Спида, Гран При Европы стал последним в карьере – американца заменил Себастьян Феттель.

Рон Деннис и Михаэль Шумахер

Приз за победу Рону Деннису вручал Михаэль Шумахер. Впервые после своего ухода в 2001 году легендарный комментатор Марри Уокер вернулся к микрофону и рассказывал об этой гонке слушателям BBC Радио Пять.

Фокус: Эдриан Ньюи (конструктор)

Эдриан Ньюи

Эдриан Ньюи родился в семье хирурга-ветеринара на родине Шекспира – в городке Страдфорд-на-Эйвоне. Уже с детских лет он обнаружил невероятный интерес к технике, прежде всего автомобилям. Будучи школьником, Эдриан очень хотел заниматься картингом, но денег у родителей на это не было. И тогда Ньюи начал сам за бесценок скупать у спортсменов вышедшую из строя технику – и восстанавливать ее. Получалось это не всегда, но британец получил неоценимый опыт.

В университете Саутгемптона он изучал астронавтику и аэронавтику, а диплом защитил на тему граунд-эффекта. Именно тогда и сформировался инженер, влюбленный в гонки и в совершенстве понимающий, что можно сотворить с потоком воздуха. В отличие от былых десятилетий, в Формуле 1 первой половины 80-х уже сложно было рассчитывать на знаковые изобретения вроде кузова-монокока, антикрыльев или шин без протектора. На первое место вышла аэродинамика.

Ньюи попал в Большие Призы фактически сразу после выпускного бала. Но после непродолжительного сотрудничества с командой Fittipaldi перебрался в March, где был командирован в Формулу 2 в качестве гоночного инженера. Затем он строил спорткары для первенства IMSA и не один год создавал Марчи для серии IndyCar. Машины эти были весьма успешными, выиграв немало гонок и титулов.

А когда в компании приняли решение вернуться в Формулу 1 после небольшой паузы, главным конструктором нового March 881 стал, конечно же, Эдриан. У команды было не так много денег, да и достойный мотор заполучить не удалось, но порой пилоты бирюзовых машин добивались хороших результатов. На Гран При Португалии 1988 года Иван Капели в честной борьбе одолел на трассе непобедимый McLaren Айртона Сенны и финишировал вторым. Годом позже во французском Поль-Рикаре итальянец и его напарник Маурисио Гужельмин и вовсе могли сделать дубль – немножко не хватило везения.

Разумеется, талант Ньюи оказался востребован на куда более серьезном уровне – и конструктор перебрался в Williams, где стал главным специалистом по аэродинамике и помощником Патрика Хеда. А после невероятно успешного для команды периода 1992-96 годов вновь сменил место работы, приняв предложение Рона Денниса. История повторилась ещё раз – созданные Эдрианом машины на трассах не знали себе равных. Именно тогда и родилась крылатая фраза о том, что единственный реальный соперник Михаэлю Шумахеру – это именно британский конструктор. Ведь и вправду 1992 по 2004 год все титулы или доставались немецкому пилоту и его команде, или были завоеваны на технике Ньюи. Более того, британцы называют Михаэля 'Schuey' – взяв начало от его собственной фамилии, и окончание фамилии Эдриана.

Переманить инженерный талант из McLaren пытались не раз. В 2001-м это едва не сделал Бобби Рейхал, назначенный боссом новой команды Jaguar – с Ньюи они были знакомы еще со времен Индикара. Сложно сказать, чем бы все закончилось, но уже через пару месяцев американец лишился своего поста. И лишь в феврале 2006-го переход все же состоялся – правда, к тому моменту коллектив уже носил название Red Bull. По некоторым оценкам, его владелец Дитрих Матешитц платит Ньюи около 10 миллионов долларов в год.

И есть за что. Команда явно прибавила, в 2006-м завоевала первый в своей истории подиум (отличился Дэвид Култхард – третье место), затем повторив это достижение еще дважды – на ГП Европы '07 (Марк Уэббер – третий) и ГП Канады '08 (ДиСи – третий). А затем машина Эдриана вновь приехала первой – под проливным дождем в Монце отличился Себастьян Феттель. И есть ощущение, что для Красных Быков это только начало…

Цифры

Мы отобрали в справочниках результаты всех машин, в разработке которых официально заявлено участие Эдриана Ньюи. как в должности технического директора, так и конструктора...

Год Шасси Гран При Лучший
финиш
Победы Поулы Лучший
круг
Очки
1988-89 March 881 18 2 - - - 26
1989 March CG891 14 7 - - - -
1990 Leyton House CG901 16 2 - - - 7
1991 Williams FW14 16 1 7 6 8 125
1992 Williams FW14B 16 1 10 15 11 164
1993 Williams FW15C 16 1 10 15 10 168
1994 Williams FW16 16 1 7 6 8 118
1995 Williams FW17 17 1 5 12 6 118
1996 Williams FW18 16 1 12 12 11 175
1997 Williams FW19 17 1 8 11 9 123
1998 McLaren MP4-13 16 1 9 12 9 156
1999 McLaren MP4-14 16 1 7 11 9 124
2000 McLaren MP4-15 17 1 7 7 12 162
2001 McLaren MP4-16 17 1 4 2 6 102
2002 McLaren MP4-17 17 1 1 - 2 65
2003 McLaren MP4-17D 16 1 2 2 3 142
2004 McLaren MP4-19 18 1 1 1 2 69
2005 McLaren MP4-20 19 1 10 7 12 182
2006 McLaren MP4-21 18 2 - 3 3 110
2007 Red Bull RB3 17 3 - - - 24
2007 Toro Rosso STR02 17 4 - - - 8
2008 Red Bull RB4 18 3 - - - 29
2008 Toro Rosso STR02B 5 7 - - - 2
2008 Toro Rosso STR03 13 1 1 1 - 37
Всего 386 - 101 123 121 2236

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости