Монако'68: Ричард Эттвуд

Гран При Монако 1968 года
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 26 мая 1968 года Место: Монте-Карло (Гран При Монако)

Фабула

Первые 16 кругов напоминали «гонки на выживание». Пилоты практически ежеминутно сталкивались, таранили ограждения и сходили из-за технических поломок. За короткое время 11 из них (70% от числа принявших старт) оказались вне игры. На трассе остались лишь пятеро.

Джонни Серво-Гавен (Matra) успел полидировать в дебюте, а затем на первой позиции утвердился Грэм Хилл. Lotus британца преследовал на BRM его земляк Ричард Эттвуд – но атаковать даже не пытался. Пилотов в итоге разделили всего 2,2 секунды – а все остальные уступили им уже четыре круга или больше. Дэнни Хьюм долго удерживался третьим, но вынужден был свернуть в боксы из-за поломки приводного вала. В любой другой гонке это был бы сход, но тут механики McLaren заменили деталь – и пилот даже получил два очка за финиш на пятом месте. Ну, а третье место в итоге завоевал Люсьен Бьянки (Cooper).

Памятные моменты

Гран При Монако'68. Ричард Эттвуд и Педро Родригес

Команда Ferrari в Монако не приехала – годом ранее в аварии на набережной заживо сгорел ее пилот Лоренцо Бандини, и Коммендаторе счел, что трасса недостаточно безопасна. Организаторы приняли кое-какие меры – сделали злополучную шпильку более крутой и медленной, сократили дистанцию гонки до 250 км (это исключение из 300-километрового правила действует и поныне), однако Энцо остался непреклонен.

На автомобилях команды Lotus в Монако можно было обнаружить первые, еще очень робкие, аэродинамические элементы – передние и заднее антикрылышки. По ходу Гран При Дэнни Хьюм несколько раз летал из Монако через Атлантику в Индианаполис, где выступал в квалификации к 500-мильной гонке. В Гран При Формулы 1 новозеландец в итоге стал пятым, а на «Старой кирпичнице» четырьмя днями позже финишировал четвертым.

Для Людовико Скарфиотти гонка в Монако стала последней в карьере. Через две недели после финиша в княжестве на четвертом месте итальянец разбился в Баварии во время состязаний по подъему на холм.

Фокус: Ричард Эттвуд (гонщик)

Ричард Эттвуд на "Фестивале скорости" в Гудвуде. 2006-й год

«Запасной игрок» - это про него. Сын автоторговца из Вулверхэмптона был, без сомнений, талантлив и быстр. Он начал карьеру в 1960 году и всего за четыре сезона дошел до Формулы 1. Правда, дебют получился своеобразным – Эттвуду доверили экспериментальный полноприводный BRM P67, на котором он показал в квалификации предпоследний результат. После этого в команде решили, что на гонку выставлять новинку не стоит.

Сезон-65 Ричард провел в команде Рега Парнелла, где на старом Lotus завоевал два шестых места. А вот в дальнейшем ему никак не удавалось получить полноценный контракт – зато британца всегда охотно звали, когда требовалась заменить пилота в какой-нибудь сильной команде.

Так, на Гран При Канады '67 он выступил за Cooper вместо сломавшего ногу Педро Родригеса, в шести гонках следующего чемпионата ездил на BRM вместо разбившегося Майка Спенса (и финишировал вторым в Монако), а в 1969 году в Монте-Карло стартовал за Lotus, выручая травмированного Йохена Риндта.

Разумеется, такой «рваный» график не способствовал высоким результатам, и в 1970 году Эттвуд завершил формульную карьеру. Тогда же он выиграл на Porsche «24 часа Ле-Мана», а годом позже занял в суточном марафоне второе место – после чего окончательно повесил шлем на гвоздь.

Любопытно, что вскоре после «выхода на пенсию» пилот приобрел Porsche 917 – точно такой же, на каком победил в Ле-Мане. Выкрасив машину в те же цвета, он долго возил ее по всевозможным выставкам и ретро-гонкам, называя самым дорогим, что у него есть. Когда стоимость машины возросла с течением времени, спорткар был выставлен на аукцион, с которого ушел за миллион фунтов.

Цифры

Изменения трассы в Монте-Карло с 1950 года

1955 - Линия старт/финиш перемещена на набережную, перед шпилькой Gasometre

1956 - После вылета Альберто Аскари с трассы в залив сужена и сделана более крутой Chicane du Port

1958 - Chicane du Port вновь разглажена и стала более скоростной

1961 - Тюки сена на обочинах заменены стальными барьерами Armco

1963 - После массового столкновения на старте Гран При 1962 года линия старт/финиш перенесена на более привычное место между шпилькой Gasometre и поворотом Ste Devote, а схема стартовой решетки изменена с 3-2-3 на 2-2

1967 - Линия старт/финиш перемещена ближе к Ste Devote

1972 - Устаревшая пит-лейн, находившаяся в тени деревьев бульвара Альбера Первого, временно перенесена на набережную, на место, освободившееся после переноса шиканы ближе к Bureau de Tabac

1973 - Появились две новые шиканы, огибающие недавно построенный бассейн. Старая шпилька Gazometre превращена в два медленных поворота La Rascasse и Anthony Noghes, что позволило перенести пит-лейн на современное место и сделать более удобный въезд на нее. Шикана на набережной перенесена ближе к выходу из тоннеля, который стал значительно длиннее из-за построенного на этом месте отеля Loews и оборудован искусственным освещением

1975 - Обновлено покрытие городских дорог, что весьма положительно сказалось и на трассе

1976 - В целях борьбы с многочисленными авариями поворот Ste Devote превращен практически в шикану и снабжен зоной вылета. Такая же зона появилась и в Anthony Noghes, а La Rascasse сделан шире. К неудовольствию болельщиков вместо размахивавшего флагом Луи Широна установлен стартовый светофор

1986 - Сильно изменена шикана на набережной, она приняла привычную нам форму

1997 - Слегка изменена форма первой из двух шикан, огибающих бассейн (шикана Louis Chiron) - она сделана более пологой

2003 - Пит-лейн развернута "лицом" в противоположную сторону и расширена, выезд из нее теперь находится дальше, за поворотом Ste Devote

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости