Испания'51: Педральбес

Финиш Хуана-Мануэля Фанхио
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 28 октября 1951 года Место: Педральбес (Гран При Испании)

Фабула

Финальный этап второго сезона Формулы 1 должен был назвать имя чемпиона мира, для этого лидерам двух итальянских команд – Альберто Аскари из Ferrari и Хуану-Мануэлю Фанхио из Alfa Romeo нужно было выиграть гонку. В Скудерии пошли на хитрость, установив на машину 16-дюймовые колеса вместо обычных 18-дюймовых - на длинных прямых это обещало некоторое преимущество в скорости.

И действительно, Аскари уверенно победил в квалификации – Фанхио уступил без малого две секунды. Однако ничто не дается просто так – маленькому колесу нужно вращаться при равной линейной скорости с большей частотой. Износ покрышек возрос, уже на шестом круге взорвалась шина на Ferrari Пьеро Таруффи, затем – у его напарника Луиджи Виллорези, и у Аскари. Пока Альберто ковылял в боксы, Хуан-Мануэль Фанхио мчался вперед – к победе и чемпионскому титулу.

Памятные моменты

После завершения гонки команда Alfa Romeo объявила о том, что не примет участие в следующем чемпионате мира – у итальянцев попросту не было на это бюджета, ведь требовалось не только выступать на этапах, но и разработать новую машину взамен существующей. Хотя 159-я и принесла Фанхио титул, всем было ясно, что лучшие дни «Альфетты» уже позади.

Поскольку британцы за два года проведения чемпионата мира так и не смогли построить автомобиль, способный бороться за победы, в Формуле 1 осталась, по сути, одна команда топ-уровня – Ferrari. В такой ситуации было решено провести два следующих сезона на технике Формулы 2, а с 1954 года вновь вернуться к машинам Гран При. Впрочем, это решение не помешало Скудерии доминировать на трассах по ходу двух следующих сезонов.

Фокус: Педральбес (трасса)

Педральбес. 1951. Хуан-Мануэль Фанхио

Барселонский клуб джентльменов Пенья-Рин организовывал автогонки с 1921 года. Сначала это были любительские состязания, но уже к середине 30-х в столицу Каталонии стали регулярно приезжать сильнейшие гонщики Европы. После войны Гран При Пенья-Рин решено было перенести с узких улочек на склоне холма Монтжуик в другое место. Новая трасса, проложенная на северо-востоке города в окрестностях женского монастыря Педральбес, имела совершенно другой характер.

Треугольник периметром 4,4 км образовывали широкая и прямая Авенида генералиссимуса Франко и две улочки поуже – на одной из них даже имелось некое подобие плавного изгиба. Нельзя сказать, что конфигурация получилась интересной, но уставшие от тяжелых военных лет болельщики с удовольствием приходили на гонки – и в 1946 году, и в 1948-м.

Еще через два года трассу удлинили до 6,2 км, добавив три новых поворота. Внезачетную гонку Формулы 1 сезона 1950 года выиграл Альберто Аскари на Ferrari. К тому моменту Педральбес стал самой скоростной городской трассой в мире - в конце двухкилометровой прямой, проходящей по Авениде Франко, машины разгонялись до невероятных 270 км/ч! Неудивительно, что усилия пенья-риновцев оказались замечены – и в 1951 году в календаре чемпионата мира дебютировал Гран При Испании. Гонку – а с ней и титул – выиграл Фанхио.

Барселонские аристократы не имели финансовой возможности устраивать соревнования ежегодно, потому в следующий раз пилоты Формулы 1 приехали в теплую Каталонию только в 1954-м. К тому моменту Фанхио уже обеспечил себе титул, и из-за подтекавшего масла финишировал в гонке только третьим. Со старта лидировал Альберто Аскари на новенькой Lancia D50, однако он быстро сошел из-за поломки сцепления. Победу же одержал Майк Хоторн на Ferrari.

Летом следующего, 1955 года в Ле-Мане произошла трагедия, заставившая организаторов гонок иначе взглянуть на вопросы безопасности. Потерявший управление Mercedes вылетел в толпу зрителей, стоявших прямо у края трассы. Последовавший за этим взрыв и пожар унес более ста жизней. После этой трагедии гоночным болельщикам уже не позволяли находиться, где вздумается – выделяя для них зоны на удалении от полотна трассы.

В Педральбесе такой возможности не было, оборудование безопасных трибун влетело бы в копеечку, так что история городского кольца на этом закончилась…

Цифры

Трассы, на которых решалась судьба чемпионского титула...

Гран При Трасса Решающих Гран При
Италия Монца 14
Япония Фудзи, Сузука 11
Бразилия Интерлагос 4
Германия Нюрбургринг 3
Мексика Мехико 3
Португалия Порту, Эшторил 3
США Себринг, Уоткинс-Глен 3
Австралия Аделаида 2
Венгрия Хунгароринг 2
Европа Брэндс-Хэтч, Херес 2
Цезарс Палас Лас-Вегас 2
Швейцария Бремгартен 2
ЮАР Ист-Лондон, Кялами 2
Австрия Остеррайхринг 1
Испания Педральбес 1
Канада Монреаль 1
Марокко Айн-Диаб 1
Тихий океан Аида 1
Франция Маньи-Кур 1

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости