США'84: Даллас

Кеке Росберг
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 8 июля 1984 года Место: Даллас (Гран При США)

Фабула

Гонка на пыльном городском асфальте Фэйр-парка долго шла под диктовку пилотов Lotus Найджела Мэнселла и Элио де Анжелиса. Британец уверенно сдерживал преследователей, а итальянец, потерявший поначалу темп из-за перебоев с зажиганием, вернулся на второе место, когда мотор вновь заработал на всех шести цилиндрах.

Однако после трети дистанции две черно-золотые машины нагнал пилот Williams-Honda Кеке Росберг. Стартовал он лишь пятым, но затем смог опередить двоих соперников. Де Анжелис вскоре тоже пропустил финна – и тот мертвой хваткой вцепился в Мэнселла.

Машины лидеров одна за другой мчались в сплошном коридоре бетонных отбойников – и Росберг медленно, но верно расшатывал оборону Большого Найджа. И расшатал: Мэнселл «промазал» поворот и упустил первую позицию – впервые с момента старта. Кеке только этого и ждал – он уже помчался к победе.

Праздник финну мог испортить Ален Прост – его McLaren в том сезоне явно был лучшей машиной (на пару с напарником, Ники Лаудой, Профессор принес Рону Деннису 12 побед в 16 Гран При). Однако, обойдя Росберга, француз зацепил ограждение трассы и сошел. И первым до финиша все равно добрался Кеке – для мотористов из Honda этот успех стал первым после возвращения в Ф1.

«Серебро» в Далласе завоевал Рене Арну из Ferrari. На старте прогревочного круга мотор его машины заглох, но француз не опустил рук и постепенно пробился с последней позиции на вторую! Третьим стал де Анжелис.

Памятные моменты

Эта гонка стала одной из самых жарких в истории Ф1. Даже в тени температура составляла более 40 градусов, а на солнечном участке специалисты Goodyear с удивлением зафиксировали нагрев полотна до отметки +45. Чтобы пилоты и техника меньше страдали от пекла, старт гонки дали в 11:00 по местному времени. А разминку и вовсе назначили на 7 утра – Жак Лаффит под аплодисменты паддока приехал на трассу в пижаме!

Правда, разминка в итоге не состоялась вовсе – дело в том, что с самого начала уик-энда качество асфальта вызывало серьезные сомнения. В субботу под колесами машин в гонках поддержки он начал трескаться и крошиться. Работы по ремонту покрытию продолжались всю ночь и завершились всего за полчаса до старта гонки Ф1. Ники Лауда и Ален Прост даже призывали коллег бойкотировать гонку – но не нашли поддержки.

В субботу на квалификации угодил в серьезную аварию молодой пилот Tyrrell Мартин Брандл. После двух жестких ударов о бетонные отбойники британца увезли в больницу с переломами обеих ног – сезон для него был закончен.

Найджел Мэнселл после финиша Гран При США

Для Найджела Мэнселла гонка тоже завершилась весьма драматично: мало того, что он проиграл дуэль Кеке Росбергу – на последнем круге в баке его Lotus-Renault кончилось топливо, и мужественный британец под палящим техасским солнцем попытался дотолкать машину до заветной белой линии, но упал без сил посередине старт-финишной прямой. В итоге он был классифицирован лишь шестым...

Возможно, это была одна из самых тяжелых гонок в истории Формулы 1: стюарты даже приняли решение сократить ее дистанцию на 10 кругов, и в итоге победитель, Кеке Росберг, за два с лишним часа, отведенных для Гран При, проехал всего 261,367 км со средней скоростью 129,201 км/час. Для сравнения, Ники Лауда, выигравший следующий этап чемпионата'84, Гран При Великобритании, проехал почти 300 км (71 круг) по Брэндс-Хетч за 1 час. 29:28,532, показав среднюю скорость 200,298 км/час.

Фокус: Даллас (трасса)

Автодром в Далласе, вид со спутника

Первую половину 80-х в Формуле 1 явно можно назвать «американским периодом». Именно тогда – точнее, в 1982-м году – в первый и пока единственный раз на территории одной страны прошли сразу три этапа чемпионата мира. Устроители гонок в США предпочитали не тратиться на строительство автодромов, а действовали по типовой схеме – приспосабливали под соревнования улицы разных городов.

В Далласе инициативную группу составили бизнесмены Ларри Уордроп и Дон Уокер. Гонку решено было провести в Фэйр-парке – большом зеленом районе на юге города. Чтобы обезопасить гонщиков от стоящих поблизости деревьев, 3,9-километровое кольцо заковали в бетон – в этой работе далласцам помогал Крис Поок – тот самый, кто первым привел Ф1 на американские городские трассы.

Гостем первого Гран При, разыгранного в 1984-м, стал экс-президент Джимми Картер и еще 90 тысяч человек. Победа досталась Кеке Росбергу из Williams, а до финиша доехали всего восемь машин – главной причиной сходов стали контакты с ограждением. Из-за проблем с асфальтом и удушающей жары гонка получила не самые лестные отзывы, а когда вскоре после ее окончания Уордроп и Уокер вдрызг разругались, стало ясно, что Формула 1 в Даллас уже не вернется.

Цифры

Гонки, остановленные из-за 2-часового лимита времени

Гран При Трасса Время гонки Запланировано кругов Пройдено кругов
Испания '74 Харама 2:00'29.56 90 84
Монако '75 Монте-Карло 2:01'21.31 78 75
Бразилия '81 Жакарепагуа 2:00'23.66 63 62
Португалия '85 Эшторил 2:00'28.006 69 67
Венгрия '86 Хунгароринг 2:00'34.508 77 76
США '89 Финикс 2:01'33.133 81 75
Австралия '89 Аделаида 2:00'17.421 81 70
США '91 Финикс 2:00'47.828 82 81
Монако '96 Монте-Карло 2:00'45.629 78 75
Монако '97 Монте-Карло 2:00'05.654 78 62
Монако '2008 Монте-Карло 2:00'42.742 78 76

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости