Австрия'77: Shadow

Старт Гран При Австрии 1977 года
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 14 июля 1977 года Место: Остеррайхринг (Гран При Австрии)

Фабула

Утром в день гонки дождило, однако перед стартом небо прояснилось, поставив перед стратегами команд непростую задачу. Разумеется, дождевая резина на первых кругах была явно предпочтительнее – выбравший её Гуннар Нильссон из Lotus быстро пробился с 16-го места на второе, но в долгосрочной перспективе выбор сликов обеспечил преимущество.

Те, кто удержал машину на первых минутах, в итоге и боролись за победу. Лидировал Марио Андретти, ловко проскочивший вперед практически после старта, но едва асфальт окончательно просох, как на Lotus американца отказал двигатель. Вышедший вперед McLaren Джеймса Ханта тоже выбыл из борьбы за десять кругов до финиша из-за поломки двигателя.

Третьим по счету лидером стал австралиец Алан Джонс из команды Shadow. На сырой трассе он ехал невероятно быстро, совершив на сликах прорыв с 14-го места в первую тройку. Ну а затем поднялся еще двумя строчками выше – и удержал лидерство до клетчатого флага. И для пилота, и для его команды этот успех стал первым за время выступления в Формуле 1. Победа в Гран При Австрии позволила Джонсу перейти в Williams, где через три года он стал чемпионом мира. А вот для Shadow триумф на Остеррайхринге так и остался единственным.

Вторым в гонке финишировал Ники Лауда – стартовав с поула, австриец поначалу выглядел неубедительно, скатившись до десятого места, но затем выправил положение, порадовав земляков и заработав важные очки. Третье место досталось Хансу-Йоахиму Штуку (Brabham). Двумя неделями раньше на Гран При Германии немец тоже финишировал третьим. Ни до, ни после он подиумов не зарабатывал, и вошел в число шести пилотов за историю чемпионата, кто поднимался на подиум всего дважды – но в двух этапах подряд.

Памятные моменты

Нормальное по тем временам расписание уик-энда сегодня может вызвать удивление. В пятницу пилоты проводили две квалификации – первая длилась полтора часа, вторая – ещё час. Никаких ограничений по времени пребывания на трассе при этом не было. В субботу гонщики откатывали полуторачасовую тренировку (!), после чего на протяжении еще одного часа окончательно распределяли места на стартовой решетке в третьей – финальной - квалификации. И лишь программа воскресенья выглядит более-менее привычной – 30 минут утренней разминки, а затем – гонка.

Фокус: Команда Shadow

Риккардо Патрезе. Shadow-Ford DN8

Когда отставной агент ФБР и успешный торговец шинами Дон Николз решил основать гоночную команду, он назвал ее Shadow – тень. На эмблеме был изображен силуэт человека в широкополой шляпе и длинном развевающемся плаще. Типичный шпион из голливудских фильмов.

Дебют состоялся в 1970 году в заокеанском первенстве CanAm. Ушло несколько лет, чтобы избавиться от «детских болезней», а потом спорткары Николза, ведомые Джекки Оливером и Джорджем Фоллмером начали громить соперников. Справедливости ради стоит сказать, что в середине 70-х Кан-Ам покинули все заводские команды, и потому выигрывать там стало куда проще, чем в эпоху царствования Porsche, Lola и McLaren.

Параллельно конструктор Тони Саутгейт создал шасси для Формулы 1: два использовались самой командой Shadow, ещё одно продали Грэму Хиллу. Дебют на Гран При Южной Африки 1973 года вышел успешным – Фоллмер финишировал шестым, а на следующем этапе в испанском Монтжуик-парке и вовсе поднялся на подиум. Сезон 1974 года запомнился не столько подиумом молодого француза Жана-Пьера Жарье в Монако, сколько гибелью американца Питера Ревсона – из-за поломки подвески во время тренировок в Кялами машина влетела в ограждение.

Созданное Саутгейтом в 75-м шасси DN5 принесло Жарье и его напарнику Тому Прайсу сразу три поула, британец победил во внезачетной Гонке Чемпионов в Брэндс-Хэтч, но из-за невысокой надежности лучшим результатом на этапах чемпионата стало единственное третье место. Тем не менее, в Кубке Конструкторов «Тень» поднялась на шестую строчку.

Увы, именно в этот момент и случилось определяющее событие в истории интересной и потенциально очень сильной команды. Ее главный спонсор, нефтяная компания UOP, сменила владельца. Новый хозяин гонками не интересовался – и коллектив Николза оказался на мели. Shadow продолжала работать – инерции хватило ещё на один подиум Прайса в 76-м, а когда годом позже Том разбился в ЮАР (британцу в голову угодил огнетушитель, выпавший из рук перебегавшего трассу пожарного), его заменил Алан Джонс, выигравший этап в Австрии.

Но потом Саутгейт, менеджер Джекки Оливер и молодой быстрый пилот Риккардо Патрезе ушли от американского босса и создали собственный коллектив Arrows – и бывший шпион, продержавшись в паддоке до начала 1980 года, продал все свои активы восточному любителю скорости Тедди Ипу. А сам словно бы растворился в чернильной темноте, навсегда исчезнув из мира гонок...

Цифры

Достижения шасси Shadow

Год ГП Лучший финиш Победы Поулы Быстрые круги Очки
1973 13 3 9
1974 14 3 7
1975 14 3 3 1 9,5
1976 16 3 1 10
1977 17 1 1 24
1978 16 5 6
1979 15 4 3
1980 7 13

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Предыдущая новость
USF1 готова к диалогу
Следующая новость
USF1: Кризис - не помеха
Другие новости