Бразилия'83: Жакарепагуа

Нельсон Пике
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 13 марта 1983 года Место: Жакарепагуа (Гран При Бразилии)

Фабула

Первый этап нового сезона закончился победой бразильца Нельсона Пике. Лишь на старте гонщик Brabham некоторое время оставался позади чемпиона мира Кеке Росберга (Williams) и Алена Проста (Renault). Но уже к седьмому кругу Пике вышел в лидеры – и с тех пор никому не уступил первую позицию.

Ровно за год до этого Нельсон уже финишировал в домашней гонке первым – тогда он настолько лишился сил из-за жары и перегрузок, ставших следствием граунд-эффекта, что не мог стоять на вершине подиума без посторонней помощи – а позже ещё и был дисквалифицирован (больше из-за войны федераций, чем из-за нелегальных резервуаров для воды).

Но теперь гонщик был бодр и, под рев трибун, легко поднял над головой огромный кубок. Рядом с ним стоял пилот, который, пожалуй, стал главным героем Гран При. И дело даже не в том, что Кеке Росберг завоевал поул и приехал вторым на «безнаддувном» Williams – просто по ходу дистанции его машина загорелась!

В сезоне’83 многие команды переняли прошлогодний опыт Brabham – и стали использовать дозаправки. В коллективе Фрэнка Уильямса первый блин вышел комом – топливо вспыхнуло, и финскому пилоту пришлось выпрыгивать из кокпита. Когда огонь сбили – Кейо вернулся за руль, выехал на трассу только девятым, но в блестящем стиле пробился на второе место.

За 20 кругов Росберг провел семь обгонов в реальной борьбе. Жаль только, что позже его результат был аннулирован – после пожара в боксах машину завели «с толкача», что запрещено правилами.

Памятные моменты

Невероятную гонку выдал в Жакарепагуа и Джон Уотсон. Североирландский пилот McLaren стартовал лишь 16-м, но уже к десятому кругу вышел на шестое место – а затем и вовсе переместился на второе и стал потихоньку догонять Пике. При этом Уотсон не планировал останавливаться в боксах – и потому мог даже победить. Если бы не отказавший мотор... А вот другой пилот команды Рона Денниса – Ники Лауда – доехал (также без пит-стопов) до финиша и занял третье место.

Фокус: Жакарепагуа (трасса)

Трасса Жакарепагуа. Вид со спутника

Гоночный трек в южном пригороде огромного Рио построили в 1978 году на волне успехов Эмерсона Фиттипальди. Для этого выбрали заболоченный прибрежный район возле аэропорта – для чего-то другого он все равно не годился. Поскольку участок земли был совершенно плоским, придать трассе оригинальность можно было только за счет конфигурации – бразильцы не стали изобретать велосипед, проложили вдоль главной трибуны длинную прямую и дополнили ее несколькими скоростными поворотами позади паддока. Разумеется, «фирменный» кочковатый асфальт тоже был.

Первый Гран При Формулы 1 прошел здесь в том же 78-м. Победил Карлос Рейтеманн на Ferrari, но куда больше аплодисментов сорвал Фиттипальди, ставший вторым на машине собственной команды.

Затем национальный этап на пару лет переехал в Интерлагос, но вернулся в 81-м, когда вновь победил Рейтеманн, не пожелавший – даже после приказа из боксов – пропустить напарника по Williams Алана Джонса. Гонка 1982 года запомнилась победой Нельсона Пике, который пересек финишную черту в полуобморочном состоянии, а позже был дисквалифицирован. Лишь в сезоне-83 бразилец, родившийся в Рио, выиграл домашнюю гонку «по-настоящему».

А по окончании чемпионата-87, где Пике завоевал третий чемпионский титул, трасса получила его имя. Но затем в Больших Призах стремительно взошла звезда Айртона Сенны – и с 1990 года Гран При Бразилии стали проводить в его родном городе – Сан-Паулу, тем более что мэр Рио-де-Жанейро отказался выделить деньги на реконструкцию Жакарепагуа.

В середине 90-х трек дополнили овалом (имени Эмерсона Фиттипальди), и здесь пять раз проводили свои этапы участники первенства CART, одну из побед одержал Хуан-Пабло Монтойя. Кроме того, с 1995 по 2004 год трасса приняла девять этапов мотоциклетного чемпионата мира.

Увы, дальнейшая судьба автодрома сложилась печально – некоторое время он еще принимал местные соревнования, но потом решением властей был отдан под слом – на этом месте решено строить спортивные объекты для Олимпиады 2016 года, за которую борется Рио.

Цифры

Гонки, в которых было дисквалифицировано трое и более гонщиков...

Гран При Дисквалифицировано
Канада '2004 4
Великобритания '76 3
Бразилия '83 3
Бразилия '84 3
Канада '89 3
Португалия '89 3

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.Ru запрещено.
Другие новости