ЮАР'74: Сезон 1974

Старт Гран При Южной Африки'74
100 мгновений истории. Зимний проект F1News.Ru
Дата: 30 марта 1974 года Место: Кялами (Гран При Южной Африки)

Фабула

Несмотря на то, что в официальную классификацию гонки попали сразу 19 пилотов, никому из лидеров сезона отличиться не удалось. Уже на первом круге заклинило дроссель на Lotus Ронни Петерсона, и тот собрал кучу-малу из четырех машин, включая и напарника Жаки Икса.

Из-за вибрации колеса вынужден был сбросить ход неплохо стартовавший Джоди Шектер (Tyrrell), который добрался до финиша только восьмым. Строчкой выше расположился Эмерсон Фиттипальди – на его McLaren грелся мотор. Наконец, пилоты Ferrari Клей Регаццони и Ники Лауда сошли в последние 15 минут гонки – швейцарца подвел мотор, австрийца – система зажигания.

Неудивительно, что в шестерку попали гонщики, обычно не добивавшиеся в том сезоне высоких результатов. Впервые в карьере победил Карлос Рейтеманн из Brabham – для аргентинцев этот успех стал первым со времен Фанхио. Занявший второе место Жан-Пьер Бельтуаз (BRM) больше в том году на подиум не поднялся, а «бронза» Майка Хэйлвуда из McLaren стала для британца одним из всего двух попаданий в тройку лучших за карьеру.

Памятные моменты

На тестах накануне Гран При команда Lotus впервые опробовала новую машину, пришедшую на смену крайне успешной 72-й модели. Она получила полуавтоматическую коробку передач – гонщик не трогал педаль сцепления, но нажимал кнопку на рычаге коробки, чтобы привести в действие электромагнитный привод сцепления.

Но, это не все – Lotus 76 оснащался четырьмя педалями! Поскольку левая нога гонщика теперь практически бездействовала, Колин Чепмэн и конструктор Ральф Беллами предусмотрительно установили сразу две педали тормоза – они располагались между акселератором и классическим сцеплением (которое использовалось только при старте с места). Пилот мог тормозить как правой, так и левой ногой. Новая машина гонщикам не понравилась.

На тех же тестах разбился американец Питер Ревсон. В самой последней сессии на его Shadow развалилась подвеска, и машина пробила барьер ограждения.

Фокус: Сезон 1974

Эмерсон Фиттипальди. 1974-й...

Так сложилось, что чемпионат Формулы 1 1974 года получился на удивление ровным по составу участников. Причин было несколько – стабильность регламента, наличие мощного и относительно доступного мотора Cosworth DFV, спорить с которым могли только двигатели Ferrari. Большие Призы покинул Джеки Стюарт, но его дело осталось жить – надежность техники заметно возросла. Команды, еще недавно слывшие законодателями мод, чуть сбавили – а их преследователи, напротив, добились прогресса Среди гонщиков тоже не было явного фаворита. Ветераны, вроде Дэнни Халма и Жаки Икса, постепенно сдавали позиции, а новому поколению недоставало опыта.

В итоге для титула оказалось достаточно набрать всего 55 очков в 15 гонках, хотя годом ранее тот же Стюарт заработал 71 очко. За титул боролись четыре пилота из трех разных команд. Боролись упорно, меняясь позициями практически после каждой гонки. Причем лишь раз, в Южной Африке, все четверо остались без очков.

Ники Лауда часто лидировал, но регулярные поломки Ferrari 312B3 лишили его множества очков. Его напарник Клей Регаццони демонстрировал прямо противоположные результаты – финишировал часто, но не слишком высоко. Именно швейцарец захватил лидерство в чемпионате пилотов после первой европейской гонки – но сразу пропустил вперед Эмерсона Фиттипальди.

Бразилец из McLaren перехватил инициативу, выиграв в Бельгии, затем еще трижды финишировал в очках – но в свою очередь уступил Лауде. После этого лидер менялся еще несколько раз, и на финальный этап в американский Уоткинс-Глен с шансами на титул приехали сразу трое пилотов. Фиттипальди хватило и четвертого места, чтобы стать чемпионом одного из самых интересных и необычных сезонов – а заодно и принести на пару с Дэни Халмом первый в истории Кубок Конструкторов команде McLaren.

Цифры

История Формулы 1 с 1950 по 2008-й год - более четверти миллиона невероятно интересных километров...

Год Гран При Дни Круги Км Гонщики Нации Чемпион
1950 7 113 529 3002,81 115 11 Нино Фарина
1951 8 154 615 4041,28 112 13 Хуан-Мануэль Фанхио
1952 8 112 647 3844,30 135 14 Альберто Аскари
1953 9 238 736 4382,38 141 12 Альберто Аскари
1954 9 280 722 4575,29 114 10 Хуан-Мануэль Фанхио
1955 7 248 672 3356,87 99 11 Хуан-Мануэль Фанхио
1956 8 224 668 3994,88 103 14 Хуан-Мануэль Фанхио
1957 8 238 699 3926,85 92 12 Хуан-Мануэль Фанхио
1958 11 273 792 4376,81 103 15 Майк Хоторн
1959 9 216 736 3810,69 108 14 Джек Брэбэм
1960 10 287 798 4334,70 103 15 Джек Брэбэм
1961 8 147 490 2988,08 54 15 Фил Хилл
1962 9 223 624 3344,72 51 15 Грэм Хилл
1963 10 216 708 3829,40 54 16 Джим Кларк
1964 10 168 722 3674,03 42 17 Джон Сертис
1965 10 296 683 3644,67 52 13 Джим Кларк
1966 9 154 602 3284,26 43 12 Джек Брэбэм
1967 11 293 804 3960,81 47 15 Денни Халм
1968 12 307 853 4211,48 44 15 Грэм Хилл
1969 11 232 807 3791,74 42 15 Джеки Стюарт
1970 13 232 917 4457,54 43 17 Йохен Риндт
1971 11 211 671 3276,82 50 18 Джеки Стюарт
1972 12 259 805 3740,47 44 17 Эмерсон Фиттипальди
1973 15 252 973 4647,86 44 17 Джеки Стюарт
1974 15 266 979 4547,37 62 19 Эмерсон Фиттипальди
1975 14 266 764 3937,63 52 16 Ники Лауда
1976 16 273 1030 4846,07 55 18 Джеймс Хант
1977 17 287 1132 5148,39 61 19 Ники Лауда
1978 16 266 1036 4736,13 49 19 Марио Андретти
1979 15 259 975 4513,22 36 17 Джоди Шектер
1980 14 266 889 4265,33 41 18 Алан Джонс
1981 15 216 973 4341,42 40 17 Нельсон Пике
1982 16 245 1060 4739,66 40 17 Кеке Росберг
1983 15 216 940 4438,87 35 16 Нельсон Пике
1984 16 210 1001 4549,11 35 14 Ники Лауда
1985 16 210 1032 4774,67 36 13 Ален Прост
1986 16 217 1044 4773,28 32 14 Ален Прост
1987 16 217 1009 4729,98 32 12 Нельсон Пике
1988 16 224 1031 4747,38 36 12 Айртон Сенна
1989 16 224 1039 4775,18 47 14 Ален Прост
1990 16 238 1052 4785,11 40 12 Айртон Сенна
1991 16 238 980 4598,40 41 11 Айртон Сенна
1992 16 252 1036 4849,00 37 11 Найджел Мэнселл
1993 16 238 1045 4859,93 35 11 Ален Прост
1994 16 231 1046 4833,84 46 13 Михаэль Шумахер
1995 17 231 1124 5169,03 35 12 Михаэль Шумахер
1996 16 217 1014 4847,08 24 11 Дэймон Хилл
1997 17 231 1054 5041,61 28 12 Жак Вильнёв
1998 16 238 1015 4850,30 23 12 Мика Хаккинен
1999 16 238 1000 4860,20 24 10 Мика Хаккинен
2000 17 224 1074 5175,69 23 11 Михаэль Шумахер
2001 17 224 1065 5114,13 26 13 Михаэль Шумахер
2002 17 224 1090 5176,25 23 12 Михаэль Шумахер
2003 16 217 1018 4788,30 24 14 Михаэль Шумахер
2004 18 231 1122 5472,38 25 13 Михаэль Шумахер
2005 19 224 1180 5779,24 27 14 Фернандо Алонсо
2006 18 224 1137 5478,79 27 16 Фернандо Алонсо
2007 17 217 1065 5168,36 26 12 Кими Райкконен
2008 18 231 1117 5480,89 22 10 Льюис Хэмилтон

Проект F1News.Ru 2008-2009


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё