Гран При Мексики’65: Первые на последнем

Джим Кларк и Колин Чепмен
1965-й стал последним годом полуторалитровой Формулы 1 – и бенефисом Джима Кларка. Великолепный шотландец, выступая за команду Колина Чепмена, по ходу сезона выиграл титул в Больших Призах, первенствовал в 500 милях Индианаполиса и стал сильнейшим пилотом в британском и французском первенствах Формулы 2 (к слову - можете себе представить Кими в GP2?). Lotus 33, на котором Джим выигрывал раз за разом, был, по сути, слегка доработанной версией революционной модели 25. Одно из немногих отличий – подвеска, переделанная под более широкие шины Dunlop. Да мощность мотора Climax увеличилась еще на десяток «лошадей» и достигла отметки в 220 л.с.

К финальному этапу, который во второй раз подряд прошел на автодроме близ мексиканской столицы Мехико, Кларк и Lotus уже завоевали чемпионские звания, и турнирная интрига состояла лишь в споре за «серебро» между товарищами по BRM – британцами Грэмом Хиллом и Джеки Стюартом, а также в противостоянии Ferrari и Brabham за третье место в Кубке Конструкторов. Впрочем, в Мексику не приехал лидер «красных» Джон Сертиз, угодивший незадолго до этого в серьезнейшую аварию по ходу соревнований спорткаров в канадском Моспорте.

Квалификационные заезды принесли несколько неожиданностей. Не в плане результатов – впереди вновь был неутомимый Кларк, опередивший на 0,07 секунды Дэна Герни из Brabham. Всех удивил Иннес Айленд – шотландец заплутал на мексиканских дорожках и опоздал на трассу к началу квалификации! Не долго думая, Тим Парнелл, который после смерти своего отца встал у руля команды Reg Parnell Racing, указал йоркширцу на дверь. Не повезло и местному пилоту Педро Родригесу, у которого на полном ходу отвалилось колесо. Ferrari мексиканского гонщика была здорово разбита, но свою машину напарнику отдал гонщик из Турина Людовико Скарфиотти.

Сама же гонка получилась крайне богатой на сходы. И автором первого из них стал …Джим Кларк. Уже на девятом круге шотландец выбыл из гонки из-за отказа мотора, став автором уникального достижения – по ходу сезона он выиграл все гонки, в которых смог добраться до клетчатого флага. Тем временем лидировал в Гран При Ричи Гинтер. Американец, который никогда прежде не побеждал, но восемь раз финишировал вторым в составе Ferrari и BRM, перед началом сезона-65 заключил весьма спорное, по мнению многих, соглашение с командой Honda.

Амбициозные японцы, которые лишь в конце 50-х начали производить дорожные автомобили, решили бросить европейцам вызов в гонках, избрав для этого Формулу 1. У команды, пришедшей в Большие Призы в 1964-м, не было решительно никакого опыта, и поначалу американский дебютант Ронни Бакнам раз за разом выбывал из гонок. Сильной стороной японцев считались лишь умение работать «по 25 часов в сутки», как писала тогдашняя пресса – и мотор. V-образный 12-цилиндровый агрегат (и это при объеме 1,5 л!) стоял на шасси поперечно (!!), выдавал немыслимые по тем временам 12000 об/мин и около 230 л.с.

Мотор Honda в 1965-м...

Пригласив Гинтера, азиаты получили очень опытного пилота и хорошего испытателя. Дела пошли в гору. Первое очко за шестое место в Спа, в Сильверстоуне Honda RA272 лидировала в гонке, в Зандфорте Ричи еще раз финишировал шестым. Перед заключительным этапом японцы подготовили новую версию мотора – даже несмотря на то, что это был последний старт 1,5-литровой эры. Именно благодаря этому мотору американский пилот и держался в лидерах Гран При Мексики.

Позади сошел Стюарт, отдав второе место личного зачета Хиллу, а затем выбыл из гонки и сам Грэм. Не клеились дела у Ferrari, зато Дэн Герни из Brabham шел вторым, так что даже после поломки BT11 у самого Черного Джека его команда имела отличную возможность обыграть Скудерию. Майк Спенс из Лотуса воспользовался проблемами у лидеров и вышел на третье место, но отставал все дальше и дальше.

Ричи Гинтер, первая победа Honda

В итоге после двух с лишним часов мексиканские болельщики стали свидетелями первой в истории Ф1 победы неевропейской команды. Этот триумф стал дебютным для Honda и шинников Goodyear и единственным в карьере самого Ричи Гинтера. Успех закрепил и Бакнам, который хоть и отстал от напарника на круг, но занял пятое место.

Также в очковую шестерку попали Йозеф Зифферт на частном Brabham и еще один независимый пилот, Дик Эттвуд, выступавший на Lotus 25.

В это время слушали...

The Rolling Beatles

Не так давно американский журнал Rolling Stone затеял составление списка 500 самых великих песен всех времен, для чего опросил без малого две сотни маститых музыкальных критиков. Получился некий «абсолютный хит-парад», в котором, в частности, насчитывается 23 песни The Beatles и 14 номеров The Rolling Stones. Но если мы взглянем на музыкальные итоги 1965 года, то тогда счет между этими двумя титанами рок-н-ролла был равный: на вершину британских списков пробились по три сингла каждой из групп. Поэтому легче признать, что матери-истории в равной степени ценны и «битлы», и «роллинги».

И все-таки некое очень условное первенство остается за The Beatles – хотя бы потому, что они раньше начали. Опять же, исторический факт: Stones пели песню I Wanna Be Your Man, сочиненную специально для них Ленноном и Маккартни, а вот «битлы» не исполняли ничего, что принадлежало бы авторству Джаггера и Ричардса. Много-много лет спустя Мик Джаггер как-то шутливо вспоминал об их первой встрече: «…мы играли в маленьком клубе в Ричмонде, и я увидел их прямо перед собой – “Великолепная Четверка”, собственными персонами. Четырехглавый монстр. Они никогда нигде не появлялись по одному. И были на них изумительной красоты черные кожаные плащи. И тогда я подумал: “Если, чтобы купить себе такой же, мне придется научиться сочинять песни – я научусь!”»

В 60-е годы обе команды могли сколько угодно обмениваться взаимными критическими выпадами, что с удовольствием тиражировала музыкальная пресса, но на самом деле они были весьма близки как в духовном, так и в профессиональном смысле: они даже координировали выпуск пластинок таким образом, чтобы выходы их хитов не накладывались друг на друга и не создавали нездоровую конкуренцию.

В это время, в новостях...

24/01/65 - Умер Уинстон Леонард Спенсер-Черчилль, бывший премьер-министр Великобритании. Официальная церемония похорон и заупокойная служба в соборе Св. Павла состоялись в Лондоне 30 января. Сэр Уинстон был похоронен в Блейдоне, графство Оксфордшир, недалеко от своих родных мест.

07/02/65 - После нападения северовьетнамских войск на американские объекты в Южном Вьетнаме авиация США наносит бомбовый удар по территории Северного Вьетнама. Повторные атаки на американские объекты приводят к регулярным бомбардировкам Вьетнама. А через месяц в Южном Вьетнаме высадится 3500 морских пехотинцев США.

07/03/65 - Вспышка насилия в Сельме, штат Алабама, США. 9 марта белые убивают активиста движения за гражданские права, также белого.

18/03/65 - Алексей Леонов вышел в открытый космос – это был самый первый подобный эксперимент в деле освоения околоземного пространства.

04/04/65 - Истребитель «Миг» северовьетнамских ВВС сбивает американские реактивные самолеты.

09/04/65 - Вооруженное столкновение между индийскими и пакистанскими войсками в районе Кутч-Синд на границе между Индией и Западным Пакистаном. Несмотря на все дипломатические усилия, конфликт погасить не удалось: в сентябре индийские войска вторгнутся в Западный Пакистан, а ВВС Индии будет бомбить Лахор.

17/04/65 - В Вашингтоне проходят первые студенческие демонстрации в знак протеста против американских бомбардировок северного Вьетнама.

29/09/65 - Руководство СССР допускает возможность отправки войск в Северный Вьетнам.

19/10/65 - В США комитет по антиамериканской деятельности палаты представителей конгресса начинает публичные слушания по деятельности ку-клукс-клана.

11/11/65 - Иэн Смит, премьер-министр Родезии (современное Зимбабве), в одностороннем порядке провозглашает независимость государства. Великобритания объявляет режим Смита незаконным и вводит ограничения на торговые и иные отношения с Родезией.

19/12/65 - Во втором туре президентских выборов во Франции Шарль де Голль опережает Франсуа Миттерана.

29/12/65 - Президент Северного Вьетнама Хо Ши Мин отказывается от предлагаемых США переговоров по заключению мира без предварительных условий.

Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё