Гран При Великобритании’75: В Британии дождит

Эмерсон Фиттипальди на подиуме Гран При Великобритании'75
Располагая множеством классных гоночных трасс, Великобритания принимала национальный Гран При Формулы 1 всего на трех из них. Большие Призы никогда надолго не покидали Сильверстоун, где состоялось рождение чемпионата мира. Максимум, на что соглашались британцы – чередовать этапы. Так, в 50-е гонки раз в два года проходили на автодроме Эйнтри близ Ливерпуля (позже он оказался на пути скоростного шоссе и прекратил свое существование), а с 1964-го по 1986-й в этой роли выступал холмистый Брэндс-Хэтч. Но в конце концов гонки все равно возвращались на Stowe, Maggots, Abbey и другие повороты Серебряного камня. Так произошло и в 1975-м.

Но на этот раз гонщиков ждала не хорошо знакомая по прежним выступлениям трасса. Стартовый завал двухлетней давности вкупе с многочисленными происшествиями последних лет вынудил организаторов изменить конфигурацию гоночного кольца – едва ли не впервые в истории Формулы 1 на трассе появилась замедляющая эска. Ее соорудили в финальном вираже Woodcote – том самом, где в 1973 году «отличился» юный Джоди Шектер. Как результат – средняя скорость прохождения круга мгновенно упала с 222 до 214 км/ч. С тех пор трассу будут менять еще неоднократно, и в итоге она обрастет медленными связками и извивами настолько, что от изначальной версии останется, пожалуй, лишь единственный послестартовый Copse.

Но вернемся в 1975-й. К моменту британского Большого Приза чемпионат вступил в заключительную фазу, но рассчитывать на интригу особо не приходилось. Ники Лауда, завоевав в пяти последних гонках на Ferrari 312T четыре победы и одно второе место, ясно обозначил свои претензии на титул. «Перестройка», затеянная Лукой ди Монтедземоло, принесла очевидные и весьма быстрые результаты. Кроме того, мотористы из Маранелло теперь могли вздохнуть спокойно – созданный им 12-цилиндровый мотор наконец-то установили на достойное шасси, что позволило прервать порядком затянувшуюся гегемонию Косвортов.

Однако поул в Великобритании все же завоевал пилот, на машине которого стоял верный DFV. Американец Дон Николз долгое время был агентом ЦРУ на Ближнем востоке, затем уехал в Японию, занялся поставками шин, и через них пришел в автоспорт. Когда дело дошло до создания собственной команды, рыцарь плаща и кинжала назвал ее Shadow – Тень. В Формуле 1 она дебютировала в 73-м, сразу же завоевав несколько подиумов. Спустя два года Тони Саутгейт построил для Николза достаточно удачную модель DN5.

Французский пилот Жан-Пьер Жарье выиграл за ее рулем квалификации на двух стартовых этапах, но оба раза сошел в гонке из-за технических отказов. А в Сильверстоуне почин напарника поддержал сын полисмена из валлийской глубинки Том Прайс. Причем поддержал, увы, в прямом смысле – стартовал с поула, лидировал, но затем разбил машину. Причиной этого происшествия стал дождь – он заморосил примерно на четверти дистанции, сначала еле-еле, а затем все сильнее и сильнее. Тем, кто не вылетел сразу же, пришлось решать – рисковать дальше или же ехать в боксы за дождевой резиной?

Джоди Шектер и Ники Лауда проявили благоразумие (на Ferrari австрийца заклинила колесная гайка, и ему пришлось возвращаться в боксы), а Джеймс Хант и Эмерсон Фиттипальди понадеялись на свои силы. Дождь усиливался, и вскоре выяснилось, что первый вариант выглядит более предпочтительным. Но едва Tyrrell южноафриканского пилота вернулся на первую позицию, как небо очистилось, показалось солнце, и асфальт стал сохнуть на глазах. «Перестраховщикам» пришлось вторично ехать к гаражам своих команд, а «рисковые парни» радостно помчались вперед. Правда, на Hesketh 308 Ханта вскоре зачихал мотор, но Джеймс продолжал гонку, пользуясь созданным заделом.

Разбитые машины Вильсон Фиттипальди, Джеймса Ханта и Брайана Хентона...

Если кто-то подумал, что капризы погоды позади – он сильно заблуждался. Ибо вскоре на Сильверстоун обрушился такой шквал воды, какой более характерен для тропических широт. Пилоты на сликах скользили по асфальту не хуже, чем по льду. За несколько минут из двух десятков машин способность передвигаться самостоятельно сохранили шесть – остальные были разбросаны по обочинам! Судьи вывесили красные флаги и занялись определением результатов.

Дело это было непростым, ибо все позиции, кроме одной, вызывали большие сомнения. Лишь победа Эмерсона Фиттипальди выглядела бесспорной, а вот все остальное… В итоге свет увидел необычный финишный протокол, где места со второго по пятое занимали… сошедшие гонщики! Ники Лауда тоже самостоятельно доехал до финиша, но из-за трех пит-стопов в очковую шестерку не пробился. На положении австрийца в общем зачете, впрочем, это никак не отразилось.

Уик-энд Гран При Великобритании 1975 года вообще получился невероятно богатым на события. Чтобы перечислить их все, необходима как минимум маленькая брошюра, потому назовем лишь некоторые: появление в паддоке гостей с Востока – японская команда Maki и ее пилот Хироши Фушида своими результатами вызывали лишь улыбку; отсутствие в стартовых листах команды BRM – некогда славный коллектив окончательно скатился на самое дно и его скорая кончина стала делом неизбежным; Вильсон Фиттипальди (старший, но не столь быстрый брат Эмо) увлекся национальной идеей и встал у руля «стопроцентно бразильской» команды Fittipaldi.

Грэм Хилл благодарит болельщиков...

Наконец, еще одно – незадолго до старта гонки несколько кругов по трассе проехал на машине своей команды Грэм Хилл. Зрители провожали своего героя в неизменном черном шлеме с белыми полосками овациями – после 18 сезонов британец окончательно поставил точку в пилотской карьере.

В это время слушали...

The Bay City Rollers

The Bay City Rollers


Так случайно совпало, что во время проведения двух из трех гонок 1975 года, которые мы выбрали для нашего раздела, первую строчку британского хит-парада занимали песни шотландской поп-команды The Bay City Rollers. То, что группа была именно из Шотландии, становилось ясно с первого взгляда на фото этих красавцев: национальная принадлежность подчеркивалась элементами оформления их сценических костюмов. Кстати, в 1975-76 годах, в период разгула явления, которое получило название «роллермании», толпы фанатов группы тоже рядились в брючки и шарфики в характерную клетку-шотландку.  

Слава «роллеров» в то время действительно была сумасшедшей: на концертах – всегда аншлаг, они красовались на обложках журналов и первых страницах газет, были королями радио- и телеэфира. Однако судьбу этой команды можно считать классическим примером скоротечности такой славы. На вершину популярности команда упорно карабкалась несколько лет, и в 1974 году музыканты, но, прежде всего, их менеджеры и продюсеры добились своего: британская публика, молодежь, прежде всего, наконец-то клюнула на эти непритязательные, но симпатичные мелодии, ласкающие слух аранжировки, приятную манеру исполнения и привлекательную внешность парнишек, одетых в клетчатое.

В 1975-м их песенка Bye Bye Baby (кавер старого хита американской команды The Four Seasons) стала самым продаваемым синглом в Великобритании, а альбом Once Upon A Star занял второе место в абсолютном зачете по результатам года. В 1976-м команда попыталась развить этот успех в международном масштабе, постоянно концертировала, и выматывающий гастрольный график привел к расколу: один из центральных музыкантов The Bay City Rollers, Алан Лонгмиур покинул группу. Разумеется, его тут же заменили на другого басиста, но так уж получилось, что после этого популярность недавних поп-идолов пошла на спад. Каждый следующий альбом или сингл был хуже предыдущего, и в итоге группа покинула сцену.

Кстати, прошли годы, и в Великобритании разгорелся скандал вокруг миллионов The Bay City Rollers: по ряду оценок в период расцвета команда продала до 300 миллионов пластинок, что должно было вылиться в колоссальные деньги для ее участников, но поговаривали, что все досталось менеджерам и звукозаписывающим компаниям. По данным BBC реальные объемы продаж были несколько меньше, порядка 70 миллионов, что, впрочем, тоже впечатляет. В марте прошлого года шесть бывших членов группы подали в суд на звукозаписывающую фирму Arista (ныне в составе Sony BMG), требуя выплатить миллионы долларов, которые воротилы шоу-бизнеса, якобы, незаконно прикарманили. На процессе адвокат музыкантов уверял, что кто-то из бывших всемирно знаменитых роллеров сегодня вынужден подрабатывать медбратом, кто-то – водопроводчиком. Sic transit gloria mundi! – как говорили еще в древнем Риме.

В это время, в новостях...

01/01/75 - В США помощники бывшего президента Ричарда Никсона: Халдеман, Эрлихман и Митчелл признаны виновными в преступлениях, связанных с уотергейтским делом. 21 февраля они будут приговорены к различным срокам тюремного заключения – от 2,5 до 8 лет. Сам Никсон специальным распоряжением президента Джеральда Форда был освобожден от ответственности за этот скандал.

20/01/75 - Британское правительство отказывается от участия в проекте создания туннеля под Ла-Маншем.

11/02/75 - Маргарет Тэтчер набирает большинство голосов на выборах лидера Консервативной партии Великобритании.

13/04/75 - После гибели 30 человек в результате жестокого столкновения между палестинцами и христианскими фалангистами в Бейруте в Ливане началась гражданская война.

17/04/75 - В Камбодже вооруженные отряды революционного движения «красных кхмеров» захватывают Пномпень. Во время бегства жителей из столицы совершаются невиданные по жестокости акты насилия.

30/04/75 - Президент Южного Вьетнама Дуонг Ван Мин, который находился на этой должности всего три дня, сдает вооруженным отрядам коммунистических повстанцев столицу страны Сайгон. Город в ближайшее время будет переименован в Хо-Ши-Мин.

08/05/75 - В СССР закончено строительство первого участка БАМа.

05/06/75 - Суэцкий канал снова открывается для судоходства.

10/06/75 - В США опубликован доклад Комиссии Рокфеллера о деятельности ЦРУ, в котором сообщается о незаконных операциях, проводимых этой организацией внутри страны, и широкомасштабной перлюстрации личной корреспонденции.

Август - Катастрофический неурожай зерновых в СССР.

05/09/75 - В США Линетт Фромме, последовательница экстремиста Чарльза Мэнсона, совершает попытку покушения на президента США Джеральда Форда.

17/09/75 - Город Нью-Йорк чудом избежал банкротства, получив буквально в последний момент заем в 150 миллионов долларов от профсоюза учителей.

18/09/75 - В США Патриция Херст, наследница медиа-магната Рэндолфа Херста, которая годом ранее была похищена террористической группировкой SLA, была арестована за вооруженный грабеж.

22/09/75 - В результате взрывов бомб в девяти городах Северной Ирландии погибают 15 человек.

23/09/75 - Израиль и Египет достигают договоренности о выводе израильских войск с Синайского полуострова.

09/10/75 - Советскому диссиденту академику А.Д. Сахарову присуждена Нобелевская премия мира

21/10/75 - Впервые с 40-х годов безработица в Великобритании превысила один миллион человек.

10/11/75 - Ангола становится независимым государством, а ее президентом становится Агостиньо Нето. В это же время в стране вспыхивает гражданская война между сторонниками правящей партии Народное движение за освобождение Анголы и сторонниками движения УНИТА.

20/11/75 - В Испании умирает генерал Франко. 22 ноября в стране будет реставрирована монархия, и Хуан Карлос станет королем Испании.

03/12/75 - В Лаосе к власти приходят коммунисты. Король Лаоса отрекается от престола.

21/12/75 - В Вене, на конференции представителей стран-членов ОПЕК, террористы под предводительством печально известного Карлоса по кличке «Шакал» захватывают в заложники нескольких министров.
Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё