Гран При Австрии’75: Пол-очка до титула

Витторио Брамбилла. Гран При Австрии'75
В былые годы устроители чемпионата Формулы 1 при составлении календаря имели гораздо меньше пространства для маневра, чем сейчас есть у Берни и его подручных. Да и критерии отбора были несколько иными. Скажем, команды ездили за тридевять земель – в Южную Африку, причем ездили охотно. Но не потому, что тамошние организаторы были невероятно щедры, а автодромы сверкали свежей краской. Просто в этой стране любили гонки, и на трибунах яблоку было негде упасть.

Также календарь регулярно пополняли Большие Призы тех стран, чьи гонщики добивались успехов в чемпионате мира. Одна из них – Австрия. После пробного Гран При, состоявшегося в 1964 году на военном аэродроме городка Цельтвег и не вызвавшего у команд энтузиазма из-за кочковатого покрытия, Формула 1 вновь приехала в альпийскую республику в 1970-м. На этот раз гонку принимал новенький автодром Остеррайхринг (который по старой памяти также частенько называли Цельтвегом). Трасса просто очаровала всех – достаточно скоростная, она предоставляла множество возможностей для обгона, да к тому же лежала в невероятно живописном уголке Штирии. Со старта, преодолев ходовой правый вираж, караван машин мчался к вершине холма, откуда затем спускался, совершив при этом несколько 180-градусных поворотов большого радиуса.

Зрители в середине 70-х приезжали на Остеррайхринг с удовольствием – ведь им было, за кого болеть. Уроженец Вены Ники Лауда в 1974-м стартовал здесь с поула, но спалил мотор. Годом позже, будучи за три этапа до финиша безоговорочным фаворитом первенства, пилот Ferrari вновь первенствовал в квалификации. Сам факт завоевания титула ни у кого не вызывал вопросов, но для того, чтобы на домашнем этапе стать чемпионом мира, Ники нужно было отыграть одно очко у Карлоса Рейтеманна из Brabham и два – у Эмерсона Фиттипальди из McLaren.

Обе британские команды изо всех сил пытались угнаться за Ferrari 312T, но выходило это у них не больно-то здорово. У коллектива Берни Экклстоуна возникли проблемы с шинами Goodyear (компания Firestone не выдержала конкуренции и покинула Большие Призы) – автомобили ехали быстро, но затем резина грелась и скорость падала. McLaren M23 тоже уступал новой Ferrari, и пытаясь выправить такую ситуацию, британцы почти на каждом этапе экспериментировали с аэродинамикой – далеко не всегда успешно. Эмо выиграл две гонки, но порой финишировал за пределами очковой шестерки.

Вот и в Австрии он показал в квалификации только третий результат. Рейтеманн был и вовсе 11-м, зато второе время круга записал на свой счет Джеймс Хант. Команда Hesketh за короткий срок превратилась из игрушки богатого кутилы в состоявшийся гоночный проект – но именно в это время лорд Александр Хескет понял, что его состояние тает на глазах, и начал подумывать о сворачивании своего участия в Ф1. Тем не менее, пока об этом никто не догадывался.

По ходу квалификации имела место авария, которая, возможно, показалась кому-то забавной. Вильсон Фиттипальди ошибся на торможении и со всего хода протаранил машину своего брата. Старшему из бразильцев, впрочем, было не до смеха – Вильсона увезли в больницу, где обнаружили перелом двух костей кисти. Но это происшествие скоро забылось, ибо воскресным утром на разминке в ходовом повороте лопнула покрышка на March американца Марка Донохью. Дипломированный инженер, победитель гонки Indy 500 и прекрасный настройщик техники ничего не смог поделать, когда его неуправляемая машина выскочила с асфальта и врезалась прямиком в судейский пост.

Один из двух служащих трассы погиб на месте, а состояние пилота поначалу не вызывало опасений. Но уже скоро Донохью потерял сознание, затем в впал в кому и два дня спустя умер в госпитале Граца, не приходя в сознание. Причиной оказалось повреждение головного мозга.

Тем временем остальные участники Гран При продолжали подготовку к старту. За отрогами Альп сверкали молнии, но машины выехали на стартовую решетку. Ливень начался за несколько минут до старта, и организаторы благоразумно выделили командам три четверти часа, чтобы заменить шины и подкорректировать регулировки. Дождь не собирался отступать, и пилотам все равно пришлось уходить в гонку под его струями. Лауда и Хант сохранили лидирующие позиции, а позади подлинные чудеса творил Витторио Брамбилла.

Грузный и немолодой уже итальянец по прозвищу Горилла из Монцы располагал в этот день далеко не самой лучшей техникой, но противостоять напору его оранжевого March 751 не удавалось никому. Действующий чемпион Фиттипальди, долговязый немец Ханс-Йоахим Штук, француз Патрик Депайе из Tyrrell – все они один за одним остались позади. Фантастически контролируя скольжение машины, Брамбилла мчался вперед.

На время объединив усилия с Хантом, итальянец обошел и Лауду, а затем, подловив недавнего «подельника» на обгоне кругового, Витторио вышел вперед. На командном мостике March сжимали кулаки – Макс Мосли и Ко слишком хорошо знали, как часто их пилот, занимая высокую позицию, сходил из-за отказа техники или допускал ошибку. Дождь тем временем не унимался, и все больше пилотов оказывалось за пределами асфальта. Представители GPDA (число которых в боксах росло практически с каждым кругом) настаивали, что гонку следует остановить. Официальные лица не соглашались – осторожный Лауда между делом откатился на пятое место и рисковал отложить коронацию на потом.



Но в итоге здравый смысл возобладал. Клетчатый флаг встретил Гориллу из Монцы на финише 29-го круга. От переполнявших его эмоций пилот вскинул вверх обе руки и убрал ногу с педали. Резко потеряв тягу, March завертелся волчком и воткнулся в ограждение. Но все это было уже не важно – линия финиша осталась позади, и победу – в первый и единственный раз – одержал самый возрастной пилот среди всех, кто вышел на старт. Со свернутым носовым обтекателем Витторио приехал в боксы, где был встречен, как настоящий герой.

В его карьере эта удивительная победа так и осталась первой и единственной. Сезон-75 вообще был богат на такие события – в Аргентине отличился Карлос Пасе, в Испании – Йохен Масс, голландский успех стал уникальным для команды Hesketh.

Джеймс Хант и на Остеррайхринге поднялся на подиум, но за десять кругов уступил Брамбилле без малого полуминуты. Тройку призеров замкнул Том Прайс из Shadow, следом финишировал McLaren Масса, Lotus Ронни Петерсона (которому пришлось совершать пит-стоп из-за запотевающего стекла шлема) и Ferrari Ники Лауды. Но, к великому огорчению трибун, за досрочную остановку гонки до середины запланированной дистанции пилотам, как и в Монтжуике ранее, присудили только половину очков. Поэтому кумир болельщиков не стал у них на глазах чемпионом мира – Лауде не хватило всего пол-очка.

В это время слушали...

10cc



Вспоминая 70-е годы, не перестаешь удивляться, как много тогда было замечательных групп, которые ярко блеснули, привлекли к себе всеобщее внимание, снискали всемирную славу, но распались, не выдержав испытания «медными трубами». Пожалуй, в качестве примера здесь можно привести замечательную английскую команду 10сс, один из самых сильных и профессиональных коллективов того времени.

Каждый из четырех музыкантов, входивших в канонический состав 10сс, до того, как прославиться по-настоящему, еще с конца 60-х участвовал в различных проектах и был «широко известен в узких кругах». Грэм Гулдман, Эрик Стюарт, Кевин Годли и Лол Крэм были настоящими универсалами, т.е. все были отличными вокалистами, прекрасно владели инструментами (Годли и Крем вообще играли на всем подряд), писали музыку и тексты и владели навыками продюсирования.

По сути, каждый был самодостаточным творцом, поэтому, объединившись в начале 70-х в группу, они представляли собой мощную силу, что и доказали уже самые первые совместные работы. Песни практически сразу попадали в хит-парады, альбомы вполне успешно раскупались. Причем композиции 10сс явно отличались от основного вала поп-продукции тем, что частенько являлись остроумными и красиво исполненными пародиями все на те же популярные жанры, столь любимые публикой. И публика это оценила: одним из самых лучших альбомов группы стала их третья пластинка, выпущенная в 1975 году и озаглавленная The Original Soundtrack, которая начиналась с великолепной сюиты Une Nuit a Paris, представлявшей собой почти девятиминутную пародию не то на киномузыку того времени, не то на творчество группы The Queen, а, скорее всего, и на то, и на другое вместе взятое. Кстати, ходит легенда, что на создание легендарной Bohemian Rhapsody Фредди Меркюри вдохновила именно эта «мини-оперетта» 10сс.

А еще именно на The Original Soundtrack вышла и мгновенно ставшая знаменитой песня I’m Not In Love, которая вот уже больше 30 лет не покидает плей-листы FM-радиостанций всего мира.     

Однако How Dare You!, четвертый диск 10сс, стал одновременно и последним для звездного состава команды: в 1976-м из нее ушли Годли и Крэм. Версий распада несколько, но наиболее вероятной представляется такая: этим двоим уже казалось тесно внутри мегапроекта «10сс», каким к тому времени стала группа, поскольку музыкальное меню коллектива становилось все более предсказуемым.

Впрочем, и 10сс в обновленном составе, и дуэт Godley & Creme потом достаточно долго и успешно работали и по отдельности, но это уже совсем другая история…

Британская десятка самых продаваемых альбомов 1975 года

1. Stylistics – The Best Of The Stylistics
2. Bay City Rollers – Once Upon A Star
3. Rod Stewart – Atlantic Crossing
4. Jim Reeves – 40 Golden Greats
5. Wings – Venus And Mars
6. Elvis Presley – 40 Greatest
7. Elton John – Greatest Hits
8. Carpenters – Horizon
9. Mike Oldfield – Tubular Bells
10. Perry Como – 40 Greatest Hits

В это время, в новостях...

01/01/75 - В США помощники бывшего президента Ричарда Никсона: Халдеман, Эрлихман и Митчелл признаны виновными в преступлениях, связанных с уотергейтским делом. 21 февраля они будут приговорены к различным срокам тюремного заключения – от 2,5 до 8 лет. Сам Никсон специальным распоряжением президента Джеральда Форда был освобожден от ответственности за этот скандал.

20/01/75 - Британское правительство отказывается от участия в проекте создания туннеля под Ла-Маншем.

11/02/75 - Маргарет Тэтчер набирает большинство голосов на выборах лидера Консервативной партии Великобритании.

13/04/75 - После гибели 30 человек в результате жестокого столкновения между палестинцами и христианскими фалангистами в Бейруте в Ливане началась гражданская война.

17/04/75 - В Камбодже вооруженные отряды революционного движения «красных кхмеров» захватывают Пномпень. Во время бегства жителей из столицы совершаются невиданные по жестокости акты насилия.

30/04/75 - Президент Южного Вьетнама Дуонг Ван Мин, который находился на этой должности всего три дня, сдает вооруженным отрядам коммунистических повстанцев столицу страны Сайгон. Город в ближайшее время будет переименован в Хо-Ши-Мин.

08/05/75 - В СССР закончено строительство первого участка БАМа.

05/06/75 - Суэцкий канал снова открывается для судоходства.

10/06/75 - В США опубликован доклад Комиссии Рокфеллера о деятельности ЦРУ, в котором сообщается о незаконных операциях, проводимых этой организацией внутри страны, и широкомасштабной перлюстрации личной корреспонденции.

Август - Катастрофический неурожай зерновых в СССР.

05/09/75 - В США Линетт Фромме, последовательница экстремиста Чарльза Мэнсона, совершает попытку покушения на президента США Джеральда Форда.

17/09/75 - Город Нью-Йорк чудом избежал банкротства, получив буквально в последний момент заем в 150 миллионов долларов от профсоюза учителей.

18/09/75 - В США Патриция Херст, наследница медиа-магната Рэндолфа Херста, которая годом ранее была похищена террористической группировкой SLA, была арестована за вооруженный грабеж.

22/09/75 - В результате взрывов бомб в девяти городах Северной Ирландии погибают 15 человек.

23/09/75 - Израиль и Египет достигают договоренности о выводе израильских войск с Синайского полуострова.

09/10/75 - Советскому диссиденту академику А.Д. Сахарову присуждена Нобелевская премия мира

21/10/75 - Впервые с 40-х годов безработица в Великобритании превысила один миллион человек.

10/11/75 - Ангола становится независимым государством, а ее президентом становится Агостиньо Нето. В это же время в стране вспыхивает гражданская война между сторонниками правящей партии Народное движение за освобождение Анголы и сторонниками движения УНИТА.

20/11/75 - В Испании умирает генерал Франко. 22 ноября в стране будет реставрирована монархия, и Хуан Карлос станет королем Испании.

03/12/75 - В Лаосе к власти приходят коммунисты. Король Лаоса отрекается от престола.

21/12/75 - В Вене, на конференции представителей стран-членов ОПЕК, террористы под предводительством печально известного Карлоса по кличке «Шакал» захватывают в заложники нескольких министров.
Проект F1News. Текст: Александр Кабановский. Историческая справка: Андрей Лось
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё