Кристиано да Матта

Кристиано да Матта

Сын Тониньо Да Матта, 14-кратного чемпиона Бразилии в Туризме, с детства активно занимался спортом - бег, плаванье, велосипед, но акцент был очевиден сразу - автогонки. Отец хотел, чтобы сын продолжил традицию, а тот был совсем не против - игра на гитаре, гонки, магнитофон с утра до вечера играл Led Zeppelin - подружки были в восторге.

К 18-ти годам Кристиано выиграл все национальные чемпионаты по картингу, закрепил успех победами в бразильской Формуле Ford и Формуле 3, и в 1995-м переехал в Европу, заявившись в престижной британской F3. Конкуренция здесь была повыше, чем дома, но бразилец все же выиграл гонку, восемь раз финишировал в десятке лучших и закончил сезон на восьмом месте. В 1996-м все повторилось, но уже в Формуле 3000, Кристиано попал на глаза менеджеров, но предложений от команд Формулы 1 не последовало и гонщик уехал в Штаты.

Титул "Новичок сезона" в 1997-м и триумфальная победа в молодежной серии Indy Lights в 1998-м, позволили получить место в CART. Первый сезон за Arciero/Wells ушел на притирку - 18-е место в чемпионате. Но уже в 2000-м да Матта выигрывает свою первую гонку - этап на овале в Чикаго. Карьера идет в гору, Кристиано покупает недвижимость в Майами и перевозит многочисленную бразильскую семью. В следующем сезоне да Матта - пилот легендарной Newman/Haas - три победы и пятое место в чемпионате, а в 2002-м, выиграв семь гонок, да Матта завоевывает титул чемпиона CART, причем досрочно, что необычно для американской серии.

В том же 2002-м появляются слухи о переговорах с командами Формулы 1, в мае он пробует силы на тестах Toyota, а осенью, уже завоевав титул, подписывает контракт. Гонщик, добившийся большого успеха в Америке, озвучивает столь же значимые цели в Формуле 1. Машина не позволяет их реализовать, хотя потенциал очевиден - бразилец обыгрывает в квалификации Оливье Паниса, приезжает шестым в Испании и Германии, заняв 13-место по итогам чемпионата. Еще один титул "Новичок сезона" и продление контракта. Следующий год сложился непросто, Кристиано мечтал о победах, а вынужден был бороться среди аутсайдеров. Недовольство сторон стало обоюдным и, в начале августа, гонщика уволили, взяв на его место другого бразильца - менее требовательного Рикардо Зонту. Вернувшись в Champ Car по приглашению PKV Racing, да Матта снова начинает побеждать.

Кристиано да Матта: "Наверное мое увольнение было вызвано тем, что команда хотела добиться качественно иных результатов с другим гонщиком, но на деле ничего не изменилось. Машина в 2004-м оказалась хуже прошлогодней и гонщики здесь не при чем. Впрочем, Формула 1 меня больше не интересует. Подписывая контракт с Toyota я подозревал, что здесь не осталось спортивной борьбы, а потом лично убедился в этом".

В августе 2006-го, на тестах в Элкарт Лейк, Кристиано да Матта попал в серьезную аварию. Его машина врезалась в оленя, гонщик потерял сознание и, после экстренной эвакуации, был отправлен в медицинский центр, а оттуда вертолетом в Theda Clark Memorial Hospital. Диагноз — инсульт. Бразильца несколько раз оперировали, две недели он провел в палате интенсивной терапии и лишь в сентябре главный врач ChampCar Крис Пиндерски заявил журналистам, что причин для беспокойства нет. Впереди длительная реабилитация, но в гонки Кристиано уже не вернется...

Даты

  • 1984 год - чемпионом мира стал Ники Лауда
  • 1984 год - Кубок Конструкторов достался McLaren/TAG
  • 07.12.1984 родился Роберт Кубица

Гонщики

  • 1884 круга проехал Рой Сальвадори
  • 1484 круга проехал Кристиано да Матта
  • 284 круга лидировал Жак Лаффит
  • 284 круга проехал Дюк Динсмор
  • 84 раза участвовал в Гран При Морис Тринтиньян
  • 84 раза участвовал в Гран При Бертран Гашо
  • 84 круга проехал Дон Боумен

Шасси

  • 2784 круга проехало шасси Epperly
  • 184 очка заработало шасси Matra
  • 84 круга лидирования у Stewart

Резина

  • 84 лучших круга у шин Dunlop

Страны

  • 26284 круга на счету финских гонщиков
  • 184 старта у гонщиков из Новой Зеландии

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка Дмитрия Череповича. Текст: Дмитрий Бухаров.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё