Сезон 1982-го

Фрэнк Уильямс и Кеке Росберг

К какому бы периоду истории Формулы 1 мы ни обращались, всегда найдутся примеры того, что за кулисами спорта велась нешуточная политическая борьба. Бывали времена затишья, но случались и кризисы, и, возможно, самый глубокий пришелся именно на 1982-й.

Гонщики вечно чем-то недовольны, но это не значит, что они готовы бастовать. Но тот сезон начался именно с забастовки, предшествовавшей Гран При Южной Африки. К выступлению против бюрократов всех подбил Ники Лауда, в тот год вернувшийся в Формулу 1, в составе McLaren, и, в отличие от остальных, внимательно прочитавший текст «суперлицензии», выданной FISA (предшественницей FIA). Лауде категорически не понравились некоторые положения документа, гонщики его поддержали и, вместо того, чтобы приступить к тренировкам, забаррикадировались в холле отеля в Йоханнесбурге, заняв там глухую оборону и, пока FISA не пообещала удовлетворить их требования, никто не вышел на трассу. Гран При ЮАР состоялся, но история противостояния гонщиков и бюрократов не закончилась и в рамках исторической справки не хватит места, чтобы осветить все ее детали.

Кризис вокруг «суперлицензий» так или иначе был преодолен, но противоречия оставались: большинство команд, входивших в Ассоциацию Конструкторов Ф1 (FOCA), отказались принять участие в ГП Сан-Марино'82, в знак протеста против того, что FISA, уже по ходу сезона ввела правило, запрещающее командам доливать технологические жидкости в машины перед контрольным взвешиванием после финиша гонки. Все понимали, что ситуация неоднозначна, ибо речь шла о так называемых «водяных системах охлаждения тормозов», которые на самом деле таковыми не являлись – вода в них лишь играла роль балласта, сбрасывавшегося по ходу гонки. Занявшие первые два места на ГП Бразилии Нельсон Пике (Brabham) и Кеке Росберг (Williams) были дисквалифицированы, поскольку на финише их машины оказались легче нормы. Разгорелся скандал, и на старт в Имоле вышли только 14 машин, в основном итальянских заводских команд плюс Renault. Из британских конюшен в гонке приняли участие только Toleman и Tyrrell. Можно сказать, что тот бойкот стал пиком противостояния FISA, которой руководил Жан Мари Балестр, и FOCA, ведомой железной рукой Берни Экклстоуна и его ближайшим сподвижником Максом Мосли. Отлично известно, как эту троицу рассудила мать-история: мсье Балестра сегодня уже мало кто помнит, а шоу Берни и Макса продолжается!

1982 год запомнился не только политическими драмами – тогда мир Ф1 пережил и тяжелые человеческие трагедии. На том же скандальном ГП Сан-Марино Дидье Пирони, нарушив договор с напарником, на последних кругах гонки вырвал у Жиля Вильнева победу, а подобного отношения к себе канадец простить не мог. Желая во что бы то ни стало завоевать поул накануне следующей гонки, проходившей в голландском Зольдере, Жиль стал жертвой рокового стечения обстоятельств: он погиб, когда его Ferrari на полной скорости налетела на March немца Йохена Масса.

Прошло чуть больше месяца, и во время старта ГП Канады погиб новичок Ф1, гонщик команды Osella итальянец Риккардо Палетти. Он не заметил, что машина все того же Пирони не тронулась с места, и налетел на нее, успев к тому моменту разогнаться до 180 км/ч. А еще через два месяца и сам Пирони попал в жестокую аварию, виновником которой, по общему мнению, был он сам. На тренировке перед ГП Германии на залитом дождем Хоккенхайме он врезался сзади в Renault Алена Проста. Дидье получил тяжелые травмы обеих ног и на трассы Ф1 вернуться уже не смог.

В 1982 году состоялось второе пришествие в Ф1 прославленного чемпиона мира, а тогда уже владельца небольшой авиакомпании Ники Лауды. Вновь натянуть гонщицкий шлем его заставила, как ни странно, именно любовь к авиации: дела фирмы Лауды шли крайне плохо, и для ее спасения ему просто понадобились деньги. На этот раз Ники стал гонщиком прогрессировавшей команды McLaren, которую только-только возглавил Рон Деннис. Возвращение в гонки прошло нелегко, хотя уже в ЮАР Лауда смог завоевать первые три очка, заняв 4-е место и опередив Джона Уотсона, своего напарника. И все же в том сезоне Ники смог одержать две победы (в США и Великобритании), и это стало началом его второго восхождения на автогоночный Олимп.

1982 год стал звездным часом «Летучего Финна» Кеке Росберга – первого полноправного представителя страны Суоми в Формуле 1. Кто-то полагает, что он выиграл тот чемпионат не вполне заслуженно, мол, так сложились обстоятельства. Безусловно, гонщики Ferrari в 1982 году были сильнее, прежде всего, за счет машин с турбомоторами, но сезон складывался для Скудерии более чем драматично, что и позволило финну, любителю крепких сигар и тяжеленных золотых часов Rolex, пробиться на первые роли. И пусть Кеке выиграл тогда единственный Гран При (ГП Швейцарии в Дижон-Пренуа), зато по ходу первенства он проявил исключительные бойцовские качества и отвагу, хотя ездил на Williams с классическим атмосферным Ford V8. Беглого взгляда на статистику чемпионата-1982 достаточно, чтобы понять, насколько стабильно в том году выступал Росберг: он набрал очки в 10 гонках из 16, и к тому же в Бразилии был дисквалифицирован, хотя финишировал вторым.

Росберга-старшего история не забудет не только за его спортивные достижения: в 1991 году он привел в Ф1 Мику Хаккинена, будущего дважды чемпиона мира. В то время Росберг был менеджером Мики и ему удалось правильно просчитать развитие карьеры талантливого соотечественника, ставшего одним из самых успешных гонщиков McLaren за историю прославленной команды. Но Кеке до сих пор является завсегдатаем паддока, поскольку нынче продвигает собственное чадо, Нико Росберга, белокурого красавца и надежду команды Williams.

Даты

  • 1982 год - чемпионом мира стал Кеке Росберг
  • 1982 год - Кубок Конструкторов достался Ferrari
  • 18.03.1982 родился Тимо Глок
  • 09.07.1982 родился Сакон Ямамото

Гонщики

  • 3282 круга проехал Жиль Вильнев
  • 2182 круга проехал Майк Хэйлвуд
  • 2182 круга проехал Кристиан Клин
  • 2182 круга проехал Педро де ла Роса
  • 582 круга проехал Чико Годиа
  • 482 очка набрал Найджел Мэнселл
  • 282 круга проехал Майк Мэгил
  • 182 круга проехал Уолт Браун
  • 82 старта у Джонатана Палмера
  • 82 раза участвовал в Гран При Бруно Джакомелли
  • 82 круга проехал Филип Адамс
  • 82 круга проехал Эрик Томпсон

Шасси

  • 22782 круга на счету шасси Cooper

Моторы

  • 3582 круга проехал мотор Porsche
  • 582 подиума у моторов Ferrari
  • 182 очка заработал мотор Mugen-Honda

Резина

  • 182 старта с первого ряда подряд у Goodyear

Страны

  • 67282 круга проехали бразильские гонщики
  • 282 очка заработали южноафриканские гонщики
  • 82 старта с первого ряда у аргентинцев

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Андрей Лось.

Другие новости