Джоди Шектер. Последний гонщик, выигравший чемпионат за рулем Ferrari перед 18-летней, самой большой в истории команды, паузой, прерванной Михаэлем Шумахером. Классическая карьера - девять сезонов, четыре команды, десять побед и один титул, при уникальном качестве настоящего гонщика - умении побеждать на медленных машинах...
В 12 лет Джоди опробовал карт, ненадолго задержался в мотогонках и, взрослея, одолел череду местных кузовных чемпионатов. Рассчитывать на прогресс можно было только в Европе, а национальная Формула Ford как раз выставила такую путевку в качестве приза победителю. Чемпионат был выигран и 1971-й южноафриканец встречал в Англии. Сезон прошел неплохо, многих удивил своеобразный подход - пилотирование на грани возможностей машины, победа или вылет, но в гонке важен результат, а с ним проблем не было.
Уже на следующий год, в 1972-м, Шектер получил предложение от McLaren и перешел в Формулу 2. Победа в Greater London Trophy открыла еще одну дверь - команда предоставила шанс дебютировать в Формуле 1, в Уоткинс-Глен.
Старт на восьмом месте, финиш на девятом - неплохо для новичка, который мог бы
добиться и большего, но метод "победа или вылет" не сработал - машину
развернуло. В McLaren продлили контракт, хотя разумеется, акцент в настройке машины сделали на основной паре пилотов - Ревсоне и Хьюме. В результате сезон 1973-го состоял из пяти стартов и четырех аварий, одна из которых вошла в историю - гонка в Сильверстоуне была остановлена после старта - машину Шектера развернуло, он спровоцировал массовый завал и сход девяти гонщиков, один из которых - Андреа де Адамик, даже получил травму.
В 1974-м контракт и статус основного пилота (после ухода Джеки Стюарта и гибели Франсуа Сэвера) предложил Кен Тирелл. Вчерашний новичок оправдал доверие, победив в Швеции и Великобритании, закончив сезон на третьем месте. В следующем году машина была не столь хороша, но Джоди одержал важную победу,
дома, в Кьялами. В 1976-м Tyrell решилась на странный, но эффектный эксперимент с шестиколесной машиной. В руках Шектера она стала весьма грозным оружием, победив в Швеции и регулярно зарабатывая очки на других трассах. Результат - третье место в личном зачете, но все же осенью гонщик и команда разошлись.
Шестиколесный Tyrell. Джоди Шектер. Поль Рикар'76
Контракт с Wolf Racing многие считали рискованным, но "темная лошадка" не подвела - Джоди выиграл дебютную гонку обновленной команды в изнывающем от жары Буэнос-Айресе. Гонщик закончил сезон на втором месте, уступив лишь Ники Лауде, причем пресса считала лучшим именно Шектера, ведь за Лаудой стоял опыт и стабильность Ferrari, которых очень не хватало Wolf Racing. За ярким дебютом часто следует серое продолжение, так случилось и с Wolf, команда начала эксперименты и машина, которая прежде выигрывала из-за своей простоты, потеряла в скорости.
Контракт с Ferrari стал предложением, от которого нельзя отказаться. Прежнего Джоди, который когда-то выбирал между победой и вылетом, сменил опытный, консервативный гонщик, точно понимавший, где та грань, которую нельзя переходить. В 1979-м Шектер сделал ровно столько, сколько было необходимо для титула, поставив красивую точку победой в Монце, на домашней трассе Ferrari.
Гонщик планировал провести еще один сезон и покинуть Формулу 1, но 1980-й стал самым неудачным в его карьере. Столь неконкурентоспособной машины у него еще не было, в Монреале она даже не позволила пройти квалификацию. Джоди перебрался в Америку и начал новую жизнь, даже не упоминая о том, что когда-то он, вместе с Ferrari, выиграл титул в Формуле 1. В бизнесе южноафриканец оказался не менее успешен, чем в гонках, а недавно его имя вновь появилось в спортивных новостях, теперь уже в связи с успехами двух сыновей - Томаса и Тоби...
Даты
- 1979 год - чемпионом мира стал Джоди Шектер
- 1979 год - Кубок Конструкторов достался Ferrari
- 14.02.1979 родился Джорджио Пантано
- 16.04.1979 родился Кристиан Алберс
- 18.04.1979 родился Энтони Дэвидсон
- 17.10.1979 родился Кими Райкконен
Гонщики
- 4879 кругов проехал Пьерлуиджи Мартини
- 3379 кругов проехал Стирлинг Мосс
- 2379 кругов проехал Франсуа Сэвер
- 1179 кругов проехал Луис-Перес Сала
- 479 кругов проехал Лэнс Маклин
- 379 кругов проехал Оливье Беретта
- 379 кругов проехал Вилли Мэресс
- 379 кругов проехал Дэвид Хобс
- 279 кругов проехал Джордж Фондер
- 279 кругов проехал Бобби Грим
- 179 раз участвовал в Гран При Грэм Хилл
- 179 раз участвовал в Гран При Джанкарло Физикелла
- 179 очков набрал Джеймс Хант
- 79 кругов лидировал Жан-Пьер Жарье
- 79 очков заработал Ник Хайдфельд
- 79 стартов у Стефана Йоханссона
- 79 участий в Гран При у Витторио Брамбилла
- 79 кругов проехал Беппе Габьяни
- 79 кругов проехал Хейтель Кантони
Шасси
- 79 побед у Lotus
- 79 очков у Wolf
Моторы
- 25979 кругов проехал мотор BMW
- 10079 кругов проехал мотор Peugeot
Резина
- 9479.5 очков заработала резина Goodyear
Страны
- 79 побед у французов
- 79 поулов у французов
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.