Goodyear

Goodyear

В далеком 1898-м году Фрэнк и Чарльз Сейберлинг основали в Эйкроне, штат Огайо, шинную компанию Goodyear Tire & Rubber, назвав ее в честь Чарльза Гудьира, за полвека до этого в муках разработавшего процесс вулканизации резины. Первые несколько лет компания производила шины для велосипедов, но автомобильная промышленность развивалась быстро, и удачные инновации позволили Goodyear уже к 1916 году стать крупнейшим производителем резины.

Финансовый кризис 20-х годов вывел из руководства братьев Сейберлинг, а внешнее управление позволило Goodyear попасть на новые рынки. В 1926-м в компанию пришел Пол Личфилд, совершивший настоящий переворот – он строил дирижабли и "обувал" в свои шины самолеты, экспериментировал с смесями и конструкциями шин, но не забывал и о бизнесе, оставив компанию с оборотов в миллиард (еще тех) долларов.

В середине 60-х авторитет Dunlop в Формуле 1 казался неоспоримым, но с кем же бороться, если не с лучшими? В 1965-м и 1966-м, одна за другой, в чемпионате дебютировали две американских компании – Goodyear и Firestone. Дебютный сезон принес нашим героям победный дубль в Мексике, а в 1966-м американцы произвели настоящую революцию, представив новую конструкцию сликов – широких низкопрофильных шин с плоскими, тонкими боковинами (ее разработал Firestone, взяв за основу свои же шины, созданные для гонок дрегстеров, но в Goodyear быстро подхватили новшество). В Dunlop не были готовы к столь радикальным переменам и взяли тайм-аут, дав финальный бой в 1969-м, который принес им последний титул усилиями Джеки Стюарта. Цена конкуренции оказалась слишком высока, еще через год британцы сдались – Dunlop заявила об уходе и две американских компании сошлись в очном споре. Собственно борьба продолжалась еще пару лет. Когда ставки высоки, высока и цена ошибок, число клиентов Goodyear росло, а Firestone сокращалось и в 1973-м все было решено – полная победа, 15 гонок из 15-ти.

Следующие пять лет прошли безоблачно, но в 1978-м вызов монополии Goodyear бросили шинники из Michelin, и все началось сначала. Концепция "радиальных шин" Michelin оказалась столь успешной, что уже американцам пришлось взять тайм-аут на целый сезон 1981 года, чтобы отладить аналогичное решение. Перерыв пошел на пользу: уступив французам по числу поулов, Goodyear заработала очередной титул (Кеке Росберг). Противостояние шинников вновь оказалось слишком дорогим и, одержав почти чистую победу в 1984-м, французы покинули Формулу 1.

Следующего серьезного соперника пришлось ждать тринадцать лет. Японская Bridgestone долго готовила свою дебют, а в Goodyear пресытились монополией и в конце 1998-го, одержав свою 368 победу, американцы покинули чемпионат, где слики уступили место профилированной резине.

В таблице рекордов резина Goodyear прочно занимает первое место. Bridgestone даже при действующей монополии потребуется не меньше пятнадцати лет, чтобы опередить американцев...

Резина Старты Поулы Лучший круг Победы Очки
Goodyear 492 358 362 368 9479.5
Bridgestone 171 98 99 104 2568
Michelin 215 110 108 102 3339.5
Dunlop 176 76 84 83 1987
Firestone 121 60 55 49 1234
Pirelli 200 46 55 45 1162.2
Englebert 61 12 13 11 303.63
Continental 13 8 9 10 147.14
Avon 28 - - - 8

Даты

  • 1968 год - чемпионом мира стал Грэм Хилл
  • 1968 год - Кубок Конструкторов достался Lotus
  • 13.01.1968 родился Джанни Морбиделли
  • 24.02.1968 родился Эммануэле Наспетти
  • 08.03.1968 родился Михаэль Бартельс
  • 27.07.1968 родился Рикардо Россет
  • 28.09.1968 родился Мика Хаккинен
  • 20.12.1968 родился Карл Вендлингер

Гонщики

  • 1668 кругов проехал Жан-Пьер Жабуи
  • 1568 кругов проехал Алессандро Дзанарди
  • 1368 кругов проехал Эммануэле Пирро
  • 1168 кругов проехал Майк Бёттлер
  • 768 кругов проехал Пэт О'Коннор
  • 668 кругов проехал Лучано Бурти
  • 568 кругов лидировал Рикардо Патрезе
  • 68 поулов у Михаэля Шумахера
  • 68 стартов у Дидье Пирони
  • 68 раз участвовал в Гран При Жиль Вильнёв
  • 68 очков заработал Йо Зифферт

Шасси

  • 668 кругов лидирования у шасси Matra
  • 68.5 очка заработало шасси Shadow

Моторы

  • 4068 кругов проехал мотор Megatron
  • 68 стартов у мотора Judd
  • 68 стартов у мотора TAG
  • 68 участий в Гран При у TAG

Резина

  • 2568 очков заработала резина Bridgestone
  • 368 побед у Goodyear

Страны

  • 968.5 очков набрали финские гонщики

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: Дмитрий Бухаров.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё