На самом деле, никаких моторов TAG никогда не существовало. Просто Рон Деннис в очередной раз продемонстрировал гоночному миру еще одну грань своего дарования. В начале 80-х британец заканчивал создание на базе McLaren команды-мечты. У него уже были гонщики Ален Прост и Ники Лауда, спонсорские деньги Marlboro и конструктор Джон Барнард. Для полного счастья недоставало только двигателя. Время старых, добрых, да к тому же и безнаддувных Ford Cosworth давно прошло.
По мнению Рона, хороший турбомотор вполне могли построить инженеры Porsche, имевшие большой опыт в таких делах. Те ответили согласием, но запросили за работу $5 млн. Сумма по тем временам весьма солидная, но Денниса она не смутила. Он давно уже приглядывался к логотипам арабских компаний на бортах Williams – в частности, TAG. Компания Techniques d'Avant Garde, созданная сыном саудовского миллионера Мансуром Оджеем, занималась разными высокотехнологичными проектами, и Деннис сделал владельцу фирмы предложение, от которого тот не смог отказаться: не просто спонсировать команду Ф1, но участвовать в ее развитии в качестве полноправного партнера (на что Фрэнк Уильямс категорически не соглашался).
Вскоре Оджей и Деннис пожимали друг другу руки в качестве соучредителей компании TAG Turbo Engines. Довольны остались все: команда получила отличные моторы, инженеры Porsche – деньги, Оджей – отличную рекламную витрину своей компании, разгоняющуюся до 350 км/ч. Созданный Хансом Мецгером мотор TAG TTE PO1 V6 был оснащен двумя турбинами ККК, имел угол развала цилиндров 80 градусов и выдавал 700 л.с. с полутора литров рабочего объема. Его дебют состоялся в середине сезона-83 на Гран При Голландии. Остаток чемпионата был посвящен работам по повышению надежности.
Счет победам был открыт на первом же этапе 1984 года – Прост отличился на бразильском автодроме «Жакарепагуа» в Рио. Пилоты McLaren доминировали в чемпионате, выиграв на двоих 12 Гран При из 16 возможных. Титул достался австрийцу, а год спустя его успех повторил и Ален.
Стоит отметить, что инженеры Porsche, единожды создав хороший двигатель, в дальнейшем лишь дорабатывали его, не изменяя по сути. Поэтому с течением времени результаты пошли на спад. В чемпионате-86 Алену удалось одержать лишь четыре победы и каким-то чудом увести личный титул из-под носа гонщиков Williams. Ну а 87-й стал последним для TAG TTE PO1 – очередные три победы позволили «Профессору» Просту подняться лишь до четвертого места в чемпионате, а в Кубке конструкторов McLaren вновь осталась второй. За четыре года гонщики, выступавшие с моторами TAG Porsche, провели 68 Гран При, выиграли 25 из них, плюс 29 раз занимали второе и третье места.
Но в стремительном мире Ф1 век этих замечательных моторов оказался недолог. Рону Деннису пришло время вновь оглядывать паддок. На автомобилях Williams буквально притягивал взгляд логотип Honda…
Даты
- 10.01.1921 родился Роджер Уорд
- 16.02.1921 родился Жан Бера
- 19.02.1921 родился Эрни Маккой
- 06.03.1921 родился Пьеро Карини
- 12.03.1921 родился Джанни Аньелли
- 21.03.1921 родился Чико Годиа
- 26.04.1921 родился Франсуа Пикар
- 11.05.1921 родился Джеф Кроссли
- 20.05.1921 родился Альдо Гордини
- 22.05.1921 родился Маршал Тигью
- 04.06.1921 родился Этторе Кимери
- 29.06.1921 родился Харри Шелл
- 24.08.1921 родился Сэм Тингл
- 20.09.1921 родился Хорейс Голд
- 22.09.1921 родился Ян Раби
- 15.10.1921 родился Эл Пис
- 20.10.1921 родился Манни Айюло
- 21.12.1921 родился Гюнтер Бехем
Гонщики
- 1921 круга лидировал Джеки Стюарт
- 421 круг проехали Ронни Бакнам, Ги ван Леннеп, Коррадо Фаби
- 121 круг проехал Уолт Хансген
- 21 лучший круг на счету Герхарда Бергера
- 21 старт из первого ряда: Клей Регаццони, Джон Сертис
- 21 круг лидировали Эудженио Кастеллотти, Алессандро Наннини, Гуннар Нильссон
- 21 раз стартовал Роберто Герреро
- 21 раз участвовали в Гран При и стартовали Джанкарло Багетти, Гастон Маццакане
- 21 раз участвовали в Гран При Адриан Кампос, Оскар Ларраури, Ханс Херрман, Франсуа Эсно
- 21 очко заработали Мастен Грегори и Жан-Пьер Жабуи
- 21 круг проехал Гас Хатчинсон
Шасси
- 221 круг на шасси Frazer-Nash
- 21 выступления в Гран При на шасси Simtek
- 21 подиум у March и Matra
- 21 круг лидирования на Ewing
- 21 старт на шасси Iso Marlboro
Моторы
- 2821 круг пройден с моторами Zakspeed
- 921 круг лидирования с моторами Maserati
- 221 выступление в Гран При с моторами BMW
- 21 хет-трик с моторами Renault
- 21 дубль (поул+победа) с моторами Climax
- 21 дубль (поул+победа) с моторами Mercedes
- 21 старт из первого ряда с моторами TAG
Резина
- 121 участие в Гран При и старт у Firestone
- 21 хет-трик у Dunlop
© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК