Моторы TAG

Мотор TAG

На самом деле, никаких моторов TAG никогда не существовало. Просто Рон Деннис в очередной раз продемонстрировал гоночному миру еще одну грань своего дарования. В начале 80-х британец заканчивал создание на базе McLaren команды-мечты. У него уже были гонщики Ален Прост и Ники Лауда, спонсорские деньги Marlboro и конструктор Джон Барнард. Для полного счастья недоставало только двигателя. Время старых, добрых, да к тому же и безнаддувных Ford Cosworth давно прошло.

По мнению Рона, хороший турбомотор вполне могли построить инженеры Porsche, имевшие большой опыт в таких делах. Те ответили согласием, но запросили за работу $5 млн. Сумма по тем временам весьма солидная, но Денниса она не смутила. Он давно уже приглядывался к логотипам арабских компаний на бортах Williams – в частности, TAG. Компания Techniques d'Avant Garde, созданная сыном саудовского миллионера Мансуром Оджеем, занималась разными высокотехнологичными проектами, и Деннис сделал владельцу фирмы предложение, от которого тот не смог отказаться: не просто спонсировать команду Ф1, но участвовать в ее развитии в качестве полноправного партнера (на что Фрэнк Уильямс категорически не соглашался).

Вскоре Оджей и Деннис пожимали друг другу руки в качестве соучредителей компании TAG Turbo Engines. Довольны остались все: команда получила отличные моторы, инженеры Porsche – деньги, Оджей – отличную рекламную витрину своей компании, разгоняющуюся до 350 км/ч. Созданный Хансом Мецгером мотор TAG TTE PO1 V6 был оснащен двумя турбинами ККК, имел угол развала цилиндров 80 градусов и выдавал 700 л.с. с полутора литров рабочего объема. Его дебют состоялся в середине сезона-83 на Гран При Голландии. Остаток чемпионата был посвящен работам по повышению надежности.

Счет победам был открыт на первом же этапе 1984 года – Прост отличился на бразильском автодроме «Жакапрепагуа» в Рио. Пилоты McLaren доминировали в чемпионате, выиграв на двоих 12 Гран При из 16 возможных. Титул достался австрийцу, а год спустя его успех повторил и Ален.

Стоит отметить, что инженеры Porsche, единожды создав хороший двигатель, в дальнейшем лишь дорабатывали его, не изменяя по сути. Поэтому с течением времени результаты пошли на спад. В чемпионате-86 Алену удалось одержать лишь четыре победы и каким-то чудом увести личный титул из-под носа гонщиков Williams. Ну а 87-й стал последним для TAG TTE PO1 – очередные три победы позволили «Профессору» Просту подняться лишь до четвертого места в чемпионате, а в Кубке конструкторов McLaren вновь осталась второй. За четыре года гонщики, выступавшие с моторами TAG Porsche, провели 68 Гран При, выиграли 25 из них, плюс 29 раз занимали второе и третье места.

Но в стремительном мире Ф1 век этих замечательных моторов оказался недолог. Рону Деннису пришло время вновь оглядывать паддок. На автомобилях Williams буквально притягивал взгляд логотип Honda…

Даты

  • 10.01.1921 родился Роджер Уорд
  • 16.02.1921 родился Жан Бера
  • 19.02.1921 родился Эрни Маккой
  • 06.03.1921 родился Пьеро Карини
  • 12.03.1921 родился Джанни Аньелли
  • 21.03.1921 родился Чико Годиа
  • 26.04.1921 родился Франсуа Пикар
  • 11.05.1921 родился Джеф Кроссли
  • 20.05.1921 родился Альдо Гордини
  • 22.05.1921 родился Маршал Тигью
  • 04.06.1921 родился Этторе Кимери
  • 29.06.1921 родился Харри Шелл
  • 24.08.1921 родился Сэм Тингл
  • 20.09.1921 родился Хорейс Голд
  • 22.09.1921 родился Ян Раби
  • 15.10.1921 родился Эл Пис
  • 20.10.1921 родился Манни Айюло
  • 21.12.1921 родился Гюнтер Бехем

Гонщики

  • 1921 круга лидировал Джеки Стюарт
  • 421 круг проехали Ронни Бакнам, Ги ван Леннеп, Коррадо Фаби
  • 121 круг проехал Уолт Хансген
  • 21 лучший круг на счету Герхарда Бергера
  • 21 старт из первого ряда: Клей Регаццони, Джон Сертис
  • 21 круг лидировали Эудженио Кастеллотти, Алессандро Наннини, Гуннар Нильссон
  • 21 раз стартовал Роберто Герреро
  • 21 раз участвовали в Гран При и стартовали Джанкарло Багетти, Гастон Маццакане
  • 21 раз участвовали в Гран При Адриан Кампос, Оскар Ларраури, Ханс Херрман, Франсуа Эсно
  • 21 очко заработали Мастен Грегори и Жан-Пьер Жабуи
  • 21 круг проехал Гас Хатчинсон

Шасси

  • 221 круг на шасси Frazer-Nash
  • 21 выступления в Гран При на шасси Simtek
  • 21 подиум у March и Matra
  • 21 круг лидирования на Ewing
  • 21 старт на шасси Iso Marlboro

Моторы

  • 2821 круг пройден с моторами Zakspeed
  • 921 круг лидирования с моторами Maserati
  • 221 выступление в Гран При с моторами BMW
  • 21 хет-трик с моторами Renault
  • 21 дубль (поул+победа) с моторами Climax
  • 21 дубль (поул+победа) с моторами Mercedes
  • 21 старт из первого ряда с моторами TAG

Резина

  • 121 участие в Гран При и старт у Firestone
  • 21 хет-трик у Dunlop

© F1News, проект "Числа". Данные из Энциклопедии F1News. Выборка: Дмитрий Черепович. Текст: АК

Предыдущая новость
Google и Honda?
Следующая новость
Хюлкенберг бьет рекорды в А1
Другие новости