Гран При Испании: Стратегический обзор

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты Гран При Испании...

Фактор стратегии сыграл важную роль в испанской гонке. Гонщики Mercedes, Red Bull и Ferrari использовали разные варианты – сегодня мы их проанализируем и постараемся понять, сделали ли в Ferrari ставку на Алонсо, позволив ему получить преимущество над Райкконеном.

Ожидания перед стартом

В пятницу стало понятно, что разница между двумя составами резины на этот раз оказалась небольшой – около четырёх десятых, причём оба состава позволяли проехать большую дистанцию, поэтому оптимальной была стратегия двух пит-стопов. По результатам моделирования выяснилось, что для одних команд этот вариант позволял проехать дистанцию быстрее, для других разница между двумя и тремя пит-стопами была минимальна.

С одной стороны, в случае двух пит-стопов был не так критичен фактор трафика, с другой, на свежей резине с ERS и в режиме максимального расхода топлива обгонять в этом году стало значительно легче – впечатляющий прорыв Себастьяна Феттеля отлично это проиллюстрировал.

При этом, если износ шин на конкретной машине был небольшим, лучшим вариантом всё же были два пит-стопа – в гонке восемь гонщиков из первой десятки использовали именно такую стратегию.

Был ли шанс у Росберга?

Гонщики Mercedes в Барселоне не имели соперников. Как и в Бахрейне, Росберг проиграл старт Хэмилтону и ехал вторым на первом отрезке. Если бы он использовал такую же стратегию, как и Льюис, он бы ехал за ним все 66 кругов. Нико мог попытаться выйти вперёд, заехав на первый пит-стоп на круг раньше напарника, но в реальности вряд ли такой подход позволил бы получить достаточное преимущество, чтобы оказаться впереди.

Перед гонкой стратеги Mercedes разработали с Росбергом «План В», с использованием более жестких шин на втором отрезке, чтобы получить возможность борьбы за позицию в конце гонки, когда Хэмилтон получит чуть менее быструю резину Hard. Кроме того, это увеличивало прессинг на лидера – инженерам Льюиса пришлось постоянно контролировать отрыв с учётом разницы в скорости между двумя составами.

Вычисления показывали, что Росберг должен догнать Хэмилтона за шесть кругов до финиша и к тому моменту проезжать круги на 0.58 секунды быстрее. Достаточно ли этого, чтобы выйти вперёд?

Фактически, Нико догнал напарника лишь за два круга до финиша и не имел возможности опередить Льюиса. Отчасти это произошло из-за того, что он хуже справлялся с обгоном гонщиков, отстававших на круг – Баттона и, особенно, Кобаяши – чем Хэмилтон. Льюису долго удавалось контролировать отрыв, не допуская опасного приближения Росберга.

При этом оба пит-стопа у Льюиса прошли медленнее, чем у напарника – он провёл на пит-лейн в сумме 46.54 секунды против 44.56 секунды у Росберга.

Как и в Бахрейне, в Mercedes дали Росбергу шанс бросить вызов Хэмилтону, но он уступил и в квалификации, и в гонке, заявив вечером, что доволен той стратегией, которую для него разработала команда, и должен продолжать работу, чтобы понять, как опередить Льюиса.

Феттель вновь демонстрирует свои качества

Один факт не вызывает сомнений после Гран при Испании – Себастьян Феттель нашел подход к машине 2014 года, адаптировавшись к недостаточной стабильности задней части из-за меньшей прижимной силы, мешавшей ему чувствовать уверенность в первых гонках. Он заслуживает самых высоких оценок за прорыв с 15-го места на четвёртое, а стратегия трёх пит-стопов помогла ему совершить множество обгонов.

Теоретически, три пит-стопа немного уступали двум по времени прохождения дистанции, но свежие шины позволяли атаковать – с двумя сменами резины отыграться было бы значительно сложнее.

Его стратегия стала очевидна на 12-м круге, когда он первым из гонщиков совершил пит-стоп, Феттель вернулся на свободную трассу, а если на пути попадались соперники, увеличивал расход топлива и с помощью ERS прорывался вперёд. Масса и Грожан пытались сопротивляться, но им не удалось надолго сдержать Феттеля. Впрочем, если бы не ошибка Ferrari на финальном пит-стопе Алонсо, он финишировал бы шестым, а не четвёртым.

По ходу гонки испанца перевели на стратегию трёх пит-стопов, на 51-м круге он ехал впереди Феттеля, и обоим гонщикам ещё предстоял визит в боксы. В этот момент Ferrari нужно было раньше позвать Фернандо, чтобы сохранить преимущество, но в Red Bull сработали оперативнее – они сменили резину немцу на 52-м круге, а после своего пит-стопа Алонсо оказался позади. Опередив обоих пилотов Ferrari за счёт пит-стопа, Феттель на свежей резине смог обогнать Боттаса, отыграв ещё одну позицию.

Если бы Алонсо сменил шины на 51 или 52 круге, Феттелю было бы сложно его обогнать, ведь перед заключительным пит-стопом Фернандо на протяжении 14-ти кругов удерживал Себастьяна позади.

В Ferrari предпочли Алонсо Райкконену?

Самой обсуждаемой темой после финиша стали действия Ferrari, позволившие Фернандо Алонсо опередить Кими Райкконена, хотя он уступил финну в квалификации и на большей части дистанции.

В Ferrari действительно предпочли Алонсо Райкконену, разработав для испанца лучшую стратегию? Во-первых, три пит-стопа не были лучше двух. Оба гонщика начинали гонку с расчётом проехать дистанцию с двумя пит-стопами, но команда утверждает, что на втором отрезке у Алонсо слишком сильно изнашивались шины – в тот момент его и решили перевести на три пит-стопа.

Спорный момент в том, почему Алонсо провёл первый пит-стоп на 16-м круге, до того, как в боксах побывал Райкконен? Ведь обычно первым команда обслуживает того, кто занимает лучшую позицию в гонке. Есть два объяснения.

Первое – в Ferrari пытались помочь Алонсо опередить Райкконена за счёт более раннего пит-стопа, чего сделать не удалось. Второе объяснение – данное Ferrari – состоит в том, что Алонсо заехал в боксы первым, чтобы не уступить позицию Массе, сменившему резину на 15-м круге. Это действительно сработало – на втором отрезке Райкконен и Алонсо ехали впереди Массы. Оптимальным для пит-стопа был 18-й круг, и Кими оказался ближе всех к этому значению, сменив шины на 17-м круге.

По информации команды, из-за большего, чем у Кими, износа резины на втором отрезке, команда перевела Алонсо на три пит-стопа, сообщив об этом Райкконену по радио. Но время на круге в тот момент этого не подтверждает – гонщики Ferrari показывали примерно одинаковое время на отрезке с 17 по 35 круг. При этом, если бы Алонсо останавливался дважды, за семь-восемь кругов до второго пит-стопа шины потеряли бы эффективность – как это произошло у Райкконена в конце гонки, когда Алонсо смог выйти вперёд.

Выбор времени для второго пит-стопа Алонсо вновь был связан с тактикой Массы – было очевидно, что бразилец выбрал три пит-стопа – и Алонсо сменил резину на 35-м круге, оставшись впереди бывшего напарника.

В Ferrari следили и за Феттелем, ехавшим позади Алонсо в той стадии гонки, но допустили ошибку при выборе круга для пит-стопа, не воспользовавшись возможностью сохранить позицию, что удалось в случае с Массой.

На последнем отрезке Алонсо быстро догнал Райкконена и вышел вперёд. После гонки Кими сказал, что выбор для него стратегии двух пит-стопов был ошибочным, поскольку на всей дистанции он боролся с износом и недостаточным сцеплением ведущих колёс с трассой, а на последнем отрезке не мог атаковать. Он был очень расстроен, отчасти из-за стратегии, отчасти из-за того, что победитель гонки опередил его на круг. Похоже, в Ferrari не добились желаемого прогресса, и двух гонщиков Скудерии ждёт непростой сезон.

В Ferrari действительно предпочли Алонсо Райкконену? Не факт. Изменение стратегии испанца стало следствием борьбы команды с Массой и Феттелем, поскольку позиция Алонсо была уязвима. Результат Боттаса доказывает, что два пит-стопа были лучше трёх, но износ резины на машине Райкконена оказался слишком высоким.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё