Лука Фурбатто: Работа над STR9 сплотила команду

Лука Фурбатто (слева) и Джеймс Ки

На презентации новой машины Toro Rosso STR9 главный конструктор команды Лука Фурбатто рассказал о том, как шла работа над этим проектом.

Лука Фурбатто: «Решение этой интереснейшей задачи потребовало очень серьёзных усилий. Системы машины в основном совершенно новые, поэтому, конечно, вопросы надёжности по ходу сезона будут вызывать некоторую тревогу, ведь у нас не было возможности опираться на предыдущие наработки.

Сотрудники нашей базы в Фаэнце и специалисты по аэродинамике, работающие в Бистере, напряженно трудятся, мы инвестируем в различные технологии и используем компьютерное моделирование, чтобы как можно лучше подготовиться. Мы занялись проектом STR9 летом 2012 года, сначала занимаясь исключительно созданием цифровых моделей.

Когда Джеймс Ки приступил к работе осенью 2012-го, он уже в основном занимался машиной 2014 года, тогда как команда продолжала разработку STR8. И то, что аэродинамические исследования, связанные с STR9, начались незадолго до Рождества в 2012 году – это его заслуга.

Главное новшество, предусмотренное техническим регламентом – это переход на турбомоторы V6 объёмом 1,6 л, причем, двигатель является только одним из компонентов новой силовой установки. Она состоит из двигателя с турбонаддувом, новой мощной системы ERS, в которую входит как электрический мотор-генератор, соединённый с коленчатым валом (MGU-K), так и второй электрический мотор-генератор, соединённый с турбиной (MGU-H), работающий на более высоких оборотах.

Комбинация двух систем рекуперации энергии – это гибридная часть новой силовой установки. Двигатель – хотя его рабочий объём меньше, и он более компактен – требует очень сложной системы управления энергетическими ресурсами, поскольку все эти моторы и системы работают одновременно, и между батареей и двумя электромоторами идёт постоянный обмен энергией.

Сложные проблемы были связаны с системой охлаждения, тем более что мы поменяли поставщика двигателей. Гибридная часть новой силовой установки генерирует больше тепла, которое необходимо отводить. Кроме того, использование турбонагнетателя означает, что двигателю требуются промежуточные охладители (интеркулеры), которые не ставились на машины Формулы 1 с середины 80-х.

Безусловно, компоновка радиатора играет очень важную роль в общей компоновке машины, и в процессе разработки нам пришлось создать 17 различных вариантов, прежде чем мы выбрали окончательный. Этой работой занимались несколько отделов Toro Rosso, мы провели интенсивные стендовые испытания, чтобы убедиться, что найдено оптимальное решение. Но я не сомневаюсь, доводка систем охлаждения будет продолжаться и по ходу сезона».

Аэродинамика остаётся очень важным аспектом, влияющим в том числе и на режим работы силовой установки, прежде всего потому, что введен лимит расхода топлива – 100 кг на гонку.

«Безусловно, мы работаем над компоновкой таким образом, чтобы у нас оставалась определенная свобода для манёвра, в том числе, в части аэродинамики, поскольку необходимо найти баланс между эффективностью аэродинамики, силовой установки, расходом горючего и производительностью системы охлаждения, – продолжил Фурбатто. – Новый технический регламент предполагает более точный баланс между прижимной силой и лобовым сопротивлением, поскольку до этого сезона такой фактор, как расход топлива, не был столь значимым.

Ещё одна новая система, появившаяся в 2014 году – электронное управление тормозами по принципу by wire. Для более гибкого подхода к проблеме аккумулирования энергии в ходе фазы торможения FIA позволяет применение систем полуактивного электронного управления задними тормозами. Система точно просчитывает тормозное усилие в зависимости от торможения двигателем, что влияет на заряд бортовых батарей…

Если говорить о проекте STR9 в целом, мне кажется, занимаясь им, коллективы всех департаментов в Фаэнце и Бистере сотрудничали намного более тесно, чем раньше».

Текст: . Источник: пресс-служба Toro Rosso
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё