Гэри Андерсон об итогах Гран При Бразилии и сезона 2013 года

Себастьян Феттель на подиуме Гран При Бразилии

В авторской колонке для BBС Sport бывший конструктор команд Формулы 1 Гэри Андерсон подвел итоги Гран При Бразилии и сезона 2013 года…

Гэри Андерсон: «Два первых дня Гран При Бразилии прошли под дождём, а в гонке было сухо, так что нет ничего удивительного как в том, что Red Bull закончили сезон на двух высших позициях, так и в том, что Алонсо на Ferrari стал лучшим среди остальных. Важно было всё сделать верно, и успеха добились команды, которые лучше других понимают, как максимально реализовать потенциал своих машин.

После финиша Марк Уэббер сказал мне, что Red Bull Racing, на его взгляд, отличается от остальных команд тем, что когда нужно хорошенько поразмыслить и что-то придумать, у них есть много людей, которые на это способны. Несложно заметить, что в Red Bull это проявляется во всём - от конструирования их машины до методов управления командой.

Вполне логично, что Red Bull Racing закончила сезон финишем на двух первых местах в Бразилии, ведь они доминировали на протяжении всего срока действия этой версии регламента Формулы 1. Эта эра началась в 2009 году и закончилась в 2013-м.

Red Bull Racing была чрезвычайно сильна на протяжении всего этого периода, но абсолютного максимума их преимущество достигло во второй половине текущего года. Девять побед подряд Себастьяна Феттеля и четыре дубля для команды - это рекорд, который невозможно критиковать. Им можно только восхищаться.

Прощай, джентльмен и прекрасный гонщик

Марк Уэббер

Уэббер попрощался с Формулой 1, завоевав очередное второе место вслед за Феттелем, и в этом нет ничего постыдного. Марк соперничал с человеком, который, вероятно, войдёт в историю как один из лучших гонщиков всех времён. У Феттеля впереди ещё много лет выступлений в Формуле 1, но уже сейчас он сделал для этого вполне достаточно.

Уэббер может уходить с высоко поднятой головой. Это очень конкурентоспособный гонщик Формулы 1, который решил уйти вовремя. Никто не хочет скатиться вниз, это было бы неправильно. Он всегда был честным парнем. На некоторых трассах в отдельные дни, если конфигурация ему подходила и всё шло как надо, Уэббер мог быть столь же быстр, как Феттель или Алонсо, но он знает, что с точки зрения стабильности у этих парней есть преимущество. Они умеют добиваться максимума почти в каждый уик-энд.

С течением времени эта разница только растёт. Когда вы становитесь старше, всё постепенно ухудшается - концентрация, реакция, всё остальное, и этот процесс постоянно ускоряется. В один год вы теряете одну десятую, в следующий - две, и прежде, чем вы успеете это осознать, вы уже отстали на полсекунды. Лучше уйти до того, как это произойдёт.

Ferrari заканчивает сезон на высокой ноте

Фернандо Алонсо на подиуме Гран При Бразилии

На протяжении нескольких предыдущих сезонов Ferrari ссылались на проблемы с технологиями моделирования, из-за чего они не могли соперничать с остальными по темпам развития машины по ходу сезона, а их новинки работали на трассе не так, как показывали расчёты. Интересно, что в Бразилии, где они практически не имели возможности потренироваться на сухой трассе, Ferrari использовали два новых аэродинамических элемента и завоевали первый подиум после сентябрьской гонки в Сингапуре.

Как правило, Ferrari в этом году предпочитала тратить свободные заезды на анализ эффективности своих новинок. Но в Бразилии у них не было времени, чтобы самим себе помешать. Довольно часто, если у машины есть базовые проблемы с балансом, и новинки, которые привозит команда, не влияют на это, а просто должны помочь прибавить в скорости, гонщик возвращается после первого испытания нового элемента и говорит, что он ничего не даёт. И это запутывает команду.

Но в действительности может быть так, что новинка делает машину быстрее, даже несмотря на то, что проблема с её поведением остаётся. В Бразилии Ferrari пришлось поставить на машину новинки только на основании данных, полученных в аэродинамической трубе. Возможно, именно это им стоило попробовать несколько раз за последние два или три года.

Подъёмы и спады Льюиса Хэмилтона

Льюис Хэмилтон на Гран При Бразилии

Последние несколько гонок Льюис Хэмилтон провёл не лучшим образом, а Нико Росберг его постоянно опережал. На тренировках и в квалификации в Бразилии ситуация не изменилась. Хэмилтон жаловался, что не может заставить машину вести себя так, как ему нужно, на влажной трассе. Но в гонке Льюис оказался быстрейшим из пилотов Mercedes и финишировал бы четвёртым, если бы не весьма спорный штраф за столкновение с Williams Валттери Боттаса.

Я веду статистику абсолютной скорости по ходу уик-эндов для всех гонщиков, которая основана на их самых быстрых кругах. На квалификации в Бразилии Хэмилтон показал лучшее время для всех сессий, кроме гонки, но сделал это в её первой части, а не в третьей, где это имело значение. Он сделал это на чуть более сухой трассе, чем в финале квалификации, но всё же на промежуточных шинах. Так что темп у него был.

Это значит, что Хэмилтон не уверен в машине. Возможно, машина McLaren прощала ему больше, так как Льюис, похоже, изо всех сил пытается нащупать пределы Mercedes. Почувствовать их не так просто - он или не совсем доходит до этого предела, либо немного его превышает. Стоит заметить, что в его распоряжении было 19 гонок, и удивительно, что он до сих пор не смог это сделать.

Я подозреваю, что проблема, по крайней мере отчасти, в его голове. Его настроение движется то вверх, то вниз. В воскресенье вечером оно вновь оказалось внизу, потому что ему пришлось отбыть штраф, и он не понимал, за что - и если честно, я тоже думаю, что без этого наказания можно было обойтись. Да, Хэмилтон немного сместился в сторону Боттаса, но правила требуют, чтобы он оставил место, достаточное для того, чтобы там поместилась машина, а места было намного больше. Так что он не нарушал правила.

Но в целом Хэмилтону можно было бы порекомендовать относиться к работе с чуть большим хладнокровием, что пошло бы на пользу и ему, и его команде, ведь очень непросто работать с гонщиком, настроение которого скачет вверх и вниз.

Соперники Red Bull надеются на 2014 год

Ник Честер, Роб Уайт, Сэм Майкл, Пэдди Лоу, Эдриан Ньюи и Джеймс Эллисон на пресс-конференции FIA

Многие люди говорят, что смотреть, как Феттель и Red Bull доминируют по ходу сезона, было скучно. Возможно, некоторые гонки действительно оказались скучными, но нужно уметь ценить то превосходство, которое они имели в 2013 году.

Я впечатлён возрождением Sauber, которые внесли несколько весьма грамотных изменений в свою машину и после слабого начала сезона вторую половину чемпионата провели очень сильно. И в той же степени я был разочарован McLaren. Благодаря четвёртому месту Дженсона Баттона в Бразилии они завершили сезон достойным результатом, но не доказали самим себе, что нашли проблему своей машины - и это может помешать им и в следующем году.

Гонка в Бразилии знаменовала собой конец эры нынешних технических правил Формулы 1. Я помню разговор с техническим директором Red Bull Эдрианом Ньюи в начале 2009 года, и тогда он был рад введению нового регламента, так как в рамках предыдущего всё уже было оптимизировано, поэтому создать что-то новое было трудно. Для этого набора правил в Red Bull смогли найти правильные решения, и теперь перед всеми стоит такая же задача в отношении нового регламента, который затрагивает и шасси, и двигатель.

Я уверен, что Red Bull Racing в следующем году вновь будет очень сильна, но новые правила дают надежду и другим, ведь по ходу этой эпохи и Red Bull были не так уж безупречны. В 2009 году они просмотрели спорную концепцию "двойного диффузора", который помог Brawn и Дженсону Баттону завоевать оба титула в том сезоне. В 2012-м, когда первое поколение выдувных диффузоров оказалось под запретом из-за выхлопных труб, которые опустили к днищу, в Red Bull поначалу упустили вариант, позволявший реализовать выдувной диффузор.

Таким образом, они просмотрели две ключевые концепции в рамках регламента этой эпохи, пусть даже они очень быстро адаптировались и реализовывали эти идеи лучше, чем те, кто их придумал. Станет ли Red Bull командой, которая найдёт наилучшие решения в следующем году, или это будет кто-то ещё? Вполне может быть, что всплывёт какая-то идея, спрятанная в серых зонах регламента. Интересно будет узнать».

Текст: . Источник: BBC Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё