Гэри Андерсон: Первые выводы о расстановке сил

Серхио Перес за рулем McLaren MP4-28 на тестах в Хересе

Все понимают, что результаты, показанные представителями тех или иных команд на тестах, мало о чем говорят, поскольку машины еще не доведены до ума, и на первые строчки протоколов иногда попадают гонщики, которым вряд ли суждено блистать по ходу сезона. Тем не менее, опытному эксперту, каким, безусловно, является Гэри Андерсон, в прошлом конструктор машин Формулы 1, тестовая неделя в Хересе дала достаточно информации, чтобы сделать какие-то первые выводы, причем, весьма любопытные.

Гэри Андерсон: «Анализ результатов прохождения кругов навел меня на мысль о том, что составить рейтинг команд, который позволит получить представление о расстановке сил, все-таки можно.

Порядок, в котором расположились гонщики в этом рейтинге, может вызывать удивление: похоже, что самыми быстрыми машинами располагают McLaren, Ferrari и Mercedes, и не так уж много им проигрывает Lotus. А вот машины Red Bull Racing выглядели относительно медленными. Сейчас поясню, на чем основаны эти выводы.

Начнем с того, что приведем лучшие результаты всех четырех дней тестов.

Пилот Команда Лучшее время
1. Ф.Масса Ferrari 1:17.879
2. К.Райкконен Lotus 1:18.148
3. Ж.Бьянки Force India 1:18.175
4. Р.Грожан Lotus 1:18.218
5. С.Феттель Red Bull 1:18.565
6. Э.Гутьеррес Sauber 1:18.669
7. Ж.Вернь Toro Rosso 1:18.760
8. Н.Росберг Mercedes 1:18.766
9. Д.Баттон McLaren 1:18.861
10. Л.Хэмилтон Mercedes 1:18.905
11. С.Перес McLaren 1:18.944
12. П.ди Реста Force India 1:19.003
13. Д.Риккардо Toro Rosso 1:19.134
14. Д.Росситер Force India 1:19.303
15. М.Уэббер Red Bull 1:19.338
16. Н.Хюлкенберг Sauber 1:19.502
17. В.Боттас Williams (2012) 1:19.851
18. П.де ла Роса Ferrari 1:20.316
19. П.Мальдонадо Williams (2012) 1:20.693
20. Ш.Пик Caterham 1:21.105
21. Л.Разиа Marussia 1:21.226
22. М.Чилтон Marussia 1:21.269
23. Г.ван дер Гарде Caterham 1:21.311

Проблема в том, что мы не знаем, сколько топлива было в баках машин, когда гонщики проехали свои лучшие круги. Так что сама по себе подобная таблица бесполезна.

Но мы сделаем следующий шаг: посмотрим, сколько кругов проехал тот или иной гонщик в том заезде, когда он показал лучшее время. Следовательно, можно примерно прикинуть количество топлива, которое было в баке. Например, Масса свое лучшее время показал по ходу серии, состоявшей из шести кругов – значит, его Ferrari, как минимум, была заправлена на эти шесть кругов. По мере выработки топлива каждый следующий круг машина проезжает на 0,086 секунды быстрее. Это позволяет вычислить, что Масса потенциально мог бы показать 1:17.536. Если произвести перерасчет по этой формуле, то получится вот что:

Пилот Команда Лучшее время
1. Ф.Масса Ferrari 1:17.536
2. Н.Росберг Mercedes 1:17.566
3. Р.Грожан Lotus 1:17.961
4. К.Райкконен Lotus 1:17.977
5. Ж.Бьянки Force India 1:18.004
6. Ж.Вернь Toro Rosso 1:18.160
7. С.Феттель Red Bull 1:18.308
8. С.Перес McLaren 1:18.430
9. Л.Хэмилтон Mercedes 1:18.476
10. Э.Гутьеррес Sauber 1:18.498
11. Д.Баттон McLaren 1:18.690
12. П.ди Реста Force India 1:18.832
13. Д.Риккардо Toro Rosso 1:18.877
14. Д.Росситер Force India 1:19.132
15. М.Уэббер Red Bull 1:19.167
16. Н.Хюлкенберг Sauber 1:19.331
17. В.Боттас Williams (2012) 1:19.508
18. П.де ла Роса Ferrari 1:19.887
19. П.Мальдонадо Williams (2012) 1:20.350
20. Г.ван дер Гарде Caterham 1:20.882
21. Ш.Пик Caterham 1:20.934
22. М.Чилтон Marussia 1:21.012
23. Л.Разиа Marussia 1:21.226

И тогда сразу бросаются в глаза несколько вещей. Во-первых, Ferrari остается на самом верху списка. Во-вторых, несколько выигрышнее выглядит Mercedes – поскольку Росберг показал свое лучшее время в начале серии из 14-ти кругов. В-третьих, Red Bull Racing перемещается ближе к середине таблицы или даже в ее вторую половину.

Однако и это не окончательный рейтинг, потому что некоторые команды пытались скрыть свои реальные скоростные возможности: короткие серии кругов, на которых их гонщики показали свои лучшие результаты, они проезжали на машинах, в баках которых было несколько больше топлива, чем нужно, что соответственно снижало скорость.

Подобными вещами в основном занимаются топ-команды. Команды поменьше не станут этого делать, поскольку и так знают свое место. Лидеры тоже понимают, что будут вести борьбу в первых рядах, однако не хотят, чтобы соперники получили точное представление об их возможностях.

Но есть способ обойти и это. Почти все команды проезжали длинные серии кругов, заливая в баки машин достаточно топлива, чтобы его хватило на целую дистанцию гонки.

Если посмотреть, насколько медленнее были машины с полными баками в начале таких длинных серий, можно вычислить, какой могла бы быть их скорость ближе к финишу, и это позволит составить третий рейтинг.

В теории он должен во многом соответствовать второму списку, где были приведены потенциальные результаты, которых мы могли ожидать от тех или иных команд. Если же такого соответствия нет, можно предположить, что баки конкретной машины в начале длинной серии кругов были заполнены не до конца, или наоборот, в баке было больше топлива, чем нужно, во время короткой серии, когда было показано лучшее время.

В большинстве случаев соответствие, все-таки, вполне просматривается: у Red Bull «потенциальные» результаты прохождения кругов и результаты, полученные с поправкой на количество топлива в баках, расходятся лишь на 0,3 секунды. То же самое относится и к Lotus в случае с Кими Райкконеном.

Результаты Sauber почти идентичны, как и у Williams, и у Force India. Понимаете, куда я клоню, когда говорю о командах-середняках?

К сожалению, Масса и Росберг не проехали длинных серий с полными баками, но проблема невелика: полагаю, свои лучшие результаты они показали налегке, так что их можно считать вполне репрезентативными.

Ключевой момент состоит в следующем: если кто-то по ходу имитации гонки, начатой на тяжело заправленной машине, ехал быстрее, чем на короткой серии кругов, это почти однозначно говорит, что свой условно лучший результат он показал в ситуации, когда в баках было больше топлива, чем нужно.

Именно так действовали в McLaren, но это не должно удивлять: общеизвестно, что на тестах они редко ездят налегке.

Итак, вот окончательные результаты наших вычислений:

Пилот Команда Лучшее время
1. С.Перес McLaren 1:17.315
2. Ф.Масса* Ferrari 1:17.536
3. Н.Росберг* Mercedes 1:17.566
4. Д.Баттон McLaren 1:17.857
5. Р.Грожан Lotus 1:17.961
6. К.Райкконен Lotus 1:17.977
7. Ж.Бьянки Force India 1:18.004
8. С.Феттель Red Bull 1:18.045
9. Ж.Вернь* Toro Rosso 1:18.160
10. Э.Гутьеррес Sauber 1:18.465
11. Л.Хэмилтон Mercedes 1:18.476
12. П.ди Реста Force India 1:18.562
13. Д.Риккардо Toro Rosso 1:18.877
14. М.Уэббер Red Bull 1:18.953
15. Д.Росситер Force India 1:18.966
16. Н.Хюлкенберг Sauber 1:19.331
17. В.Боттас Williams (2012) 1:19.508
18. П.де ла Роса* Ferrari 1:19.887
19. П.Мальдонадо Williams (2012) 1:20.350
20. Г.ван дер Гарде* Caterham 1:20.882
21. Ш.Пик* Caterham 1:20.934
22. М.Чилтон Marussia 1:21.012
23. Л.Разиа Marussia 1:21.226

* = нет данных, полученных на длинных сериях кругов

Интересный момент состоит в том, что этот рейтинг во многом отражает выводы, к которым пришли эксперты под конец минувшей недели.

Например, время Дженсона Баттона было вычислено на основе его лучшего круга, показанного в первый день – Масса назвал этот результат «невероятным», потому что McLaren была на жестких шинах, а трасса еще оставалась грязной. Разумеется, все решили, что McLaren обладает неплохой скоростью.

То же самое можно сказать и о Ferrari, и о Lotus, которая продемонстрировала отменную стабильность, хотя, возможно, Е21 и не так быстра, как новые машины McLaren и Ferrari.

Кто сильно удивил, так это Red Bull Racing: похоже, этой команде еще предстоит поработать. Зато Mercedes, по крайней мере, когда за рулем сидел Нико Росберг, оказалась заметно быстрее, чем многие ожидали. Между тем, Хэмилтон оказался намного медленнее напарника.

Его результаты кажутся неадекватными. В отличие от Росберга, он провел имитацию гонки и был при этом довольно медленным. Впрочем, это не должно удивлять, ведь у Mercedes в прошлом году проблемы с темпом проявлялись именно по ходу гонок.

И даже свой самый быстрый круг Хэмилтон проехал непропорционально медленно. Правда, это было в тот день, когда Льюис только-только приступил к работе с новой командой и знакомству с новой машиной, и мы не знаем, сколько топлива было в баках W04.

Разумеется, позади только первая тестовая сессия, и к первой гонке машины успеют заметно измениться. Поэтому было бы неверно думать, что приведенные расчетные результаты в полной мере отражают расстановку сил на старте Гран При Австралии, а про весь чемпионат тем более говорить нельзя. Но в любом случае, ситуация складывается интригующая».

Текст: . Источник: ВВС Sport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё