Гран При Венгрии: Стратегический обзор

Нельзя сказать, что Гран При Венгрии был особо зрелищным, ведь обгонов на трассе мы почти не видели, за исключением самых первых кругов. Тем не менее, с тактической точки зрения гонка оказалась очень интересной, и британский эксперт Джеймс Аллен комментирует ее основные события в своем традиционном обзоре.

Накануне гонки

Фернандо Алонсо на мокрой трассе в пятницу

Утром в воскресенье большинство стратегов говорили, что гонка пройдет под дождем, как и утверждал прогноз. Накануне ночью действительно началась сильная гроза, но после 9.00 погода начала налаживаться, испортившись только вечером, через несколько часов после финиша, из-за чего команды не смогли вовремя вылететь из аэропорта Будапешта.

Из-за осадков, начавшихся в пятницу днем во время второй тренировки, объем информации о поведении машин и резины на длинных сериях кругов оказался ограниченным, так что командам было непросто выбирать тактические схемы и приходилось действовать наугад.

Согласно расчетам, вариант с тремя пит-стопами позволял проехать дистанцию быстрее, чем с двумя, однако проблема заключалась в том, что гонщики, избравшие первую схему, после финальной смены резины неизбежно оказались бы на трассе позади тех, кто ограничился двумя визитами в боксы. А обгонять на венгерской трассе, как известно, крайне затруднительно.

Казалось, что в гонке Льюис Хэмилтон сможет оторваться от соперников, используя впечатляющее скоростное преимущество, продемонстрированное в квалификации, где он был примерно на 0,4 секунды быстрее всех. Считалось, что мягкие шины позволяли ехать на полсекунды быстрее, чем Medium, однако, судя по итогам пятничных тренировок, через десять кругов резина более жесткого состава должна была вести себя более стойко, чем Soft. Но все ли команды были в состоянии преодолеть всю дистанцию на трех комплектах?

Как показали дальнейшие события, реальность вновь не совпала с ожиданиями.

Грожан и Райкконен - претенденты на победу

Райкконен и Грожан ведут борьбу на Хунгароринге

После первых десяти кругов ситуация более-менее прояснилась: Хэмилтон, хотя и доминировал в квалификации, в гонке не смог оторваться от Романа Грожана на быстрой Lotus. Борьба обещала быть острой.

Кими Райкконен уступил напарнику в квалификации и стартовал только 5-м, но сразу потерял одну позицию, пропустив вперед Фернандо Алонсо. На первом отрезке, застряв позади Ferrari испанца, он потерял порядка 4 секунд, хотя это еще не означало, что были утрачены шансы на победу. Тем не менее, не будь этого, он смог бы оказаться впереди Себастьяна Феттеля после первого пит-стопа, что в реальности Кими не удалось. Если бы он не пропустил Фернандо и не потерял время, то на втором отрезке перед ним была бы свободная трасса: интересно, насколько близко его Lotus была бы к McLaren Хэмилтона после финального пит-стопа?

Грожан вполне уверенно ехал вторым. В Lotus полагали, что мягкая резина позволяет держать более высокий темп, и первые два отрезка собирались ехать на Soft, чтобы под конец перейти на Medium, и четко следовали этому плану.

Другие команды не были уверены, смогут ли они продержаться без потери темпа 70 кругов при тактике двух пит-стопов, поэтому предпочли менее рискованный вариант: Soft/Medium/Medium. Получается, что в этой гонке тактическое преимущество изначально было на стороне Lotus, поскольку машина Е20 позволяет эффективно беречь резину.

У Lotus оба гонщика могли претендовать на победу, но Грожан потерял свой шанс, поскольку в начале второго отрезка слишком агрессивно обращался с мягкими шинами, и они раньше времени растратили свой ресурс. Поэтому в конце отрезка он уже не мог держать максимальный темп и когда свернул в боксы за комплектом Medium, возможности опередить Хэмилтона у него уже не было. К этому моменту Феттель уже провел свой пит-стоп на 38-м круге, и у Lotus не оставалось выбора, как позвать в боксы Грожана, чьи шины уже начинали терять скорость.

Но Райкконен действовал по-другому: на первом отрезке он проехал 20 кругов, без проблем опередив Алонсо после первого пит-стопа, и вернувшись на 5-ю позицию в 4,5 секунды позади Феттеля. Кими предстоял длинный второй отрезок на мягких шинах (в итоге он проехал на втором комплекте 25 кругов), и сначала, на первых 8-10 кругах он явно берег резину и не пытался сократить это отставание, но потом начал постепенно настигать Себастяна, но на 38 круге немец свернул в боксы.

С этого момента, оказавшись на свободной трассе, Кими начал прибавлять: 41-й круг он проехал за 1 мин. 25,7 секунды, 42-й – за 1 мин. 25,9 секунды. Пока Феттель и Грожан прогревали свои шины Medium до необходимой температуры, Райкконен был быстрее них почти на 2 секунды на круге. Было ясно, что на втором пит-стопе он без труда обойдет обоих.

Эта тактика идеально сработала, но было неясно, сможет ли Кими догнать Хэмилтона? Сверхбыстрые круги сказались на состоянии шин: 43-й он проехал уже за 1 мин. 26,6 секунды. Тем временем на 44-м круге на свежем комплекте Medium Хэмилтон показал 1 мин. 26,3 секунды. Тогда в Lotus позвали Райкконена на финальный пит-стоп, чтобы он смог упрочить преимущество над Феттелем и Грожаном, после чего стало бы ясно, сколь велики его шансы в борьбе с Хэмилтоном на последнем отрезке гонки, ведь резину на машине финна поменяли на пять кругов позже.

Кими пытался опередить лидера, но не смог, и вынужден был удовлетвориться вторым местом. Если бы Грожан берег шины на первых шести-семи кругах второго отрезка столь же эффективно, как напарник, а потом бы попытался атаковать Хэмилтона, не исключено, что ему бы удалось выиграть гонку. Зато в Венгрии Роман получил ценный опыт, из которого он извлечет уроки на будущее.

Три пит-стопа – не лучшая тактика

Дженсон Баттон оказался позади Бруно Сенны

Предгоночные прогнозы по поводу трех пит-стопов оказались пророческими: в теории такая тактика позволяла ехать быстрее, но условием ее успешной реализации были обгоны, а на венгерской трассе с этим серьезные проблемы, несмотря на систему DRS.

Дженсон Баттон провел три пит-стопа, поскольку на его машине на первом отрезке гонки резина стиралась более интенсивно, чем на машине Хэмилтона, и задние шины быстрее износились. Но все рухнуло после второго пит-стопа: выехав на трассу, он оказался позади Бруно Сенны, который ехал на комплекте Medium, аналогичном тому, что Баттон только что поменял после 19-ти кругов. Сенна сдерживал атаки Баттона до своего второго пит-стопа, который провел на 42-м круге. Однако все это время Баттон ехал в 6 секундах позади Хэмилтона, как и перед своим вторым пит-стопом.

Но у него не было возможности держать хороший темп на новом комплекте Medium, и это позволило Феттелю обойти Дженсона после второго пит-стопа. Затем, когда Баттон в 3-й раз заехал в боксы на 45 круге, его обошел и Алонсо.

К моменту первого визита в боксы на 15-м круге Баттон был в числе явных лидеров, и в тот момент еще можно было подумать о тактике двух пит-стопов. Когда команда пригласила его на ранний пит-стоп в конце второго отрезка, второй комплект шин на McLaren Дженсона был еще в приличной форме.

На этом пит-стопе у него не было возможности опередить Грожана, поскольку француз был почти в шести секундах впереди. Решение проехать дистанцию с тремя визитами в боксы было просто ошибочным, однако в McLaren, похоже, не верили, что двух пит-стопов будет достаточно, хотя Хэмилтону это удалось.

Тем временем Марку Уэбберу пришлось посетить боксы в третий раз: из-за проблем с дифференциалом шины на его RB8 изнашивались быстрее. Феттель же перешел на три пит-стопа ближе к концу дистанции, после того, как потерял время на первом отрезке, уступив Баттону третью позицию, хотя Дженсон был не так быстр, как Хэмилтон и Грожан.

Себастьян заехал за свежим комплектом Soft на 58-м круге, чтобы провести финальный спринт и попытаться побороться за подиум, однако пит-стоп пришлось провести несколько позже, чтобы гарантировано оказаться впереди Алонсо, и в итоге Себастьяну не хватило кругов, чтобы догнать Грожана и побороться за 3-е место.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Другие Новости по теме
Читайте ещё