Джеймс Аллен о возможной тактике команд в Китае

Старт Гран При Китая 2011 года

Накануне третьего Гран При сезона, который будет разыгран в ближайшие выходные в Китае, британский журналист Джеймс Аллен рассуждает об особенностях шанхайской трассы и тех факторах, которые могут обеспечить там хороший результат.

Джеймс Аллен: «Тактические решения в этой гонке всегда имеют большую важность. Можно избрать один из нескольких вариантов, тем более, что в этом сезоне машины стали ближе друг к другу по скорости, это же касается и характеристик разных составов шин Pirelli.

После Гран При Малайзии команды наверняка станут активнее работать в пятницу, стремясь предсказать возможное поведение шин как на длинных сериях кругов, так и в квалификационном режиме. В этом сезоне крайне сложно подобрать настройки, которые позволяли бы показывать хорошие результаты как в одном, так и в другом режиме – прежде всего, это связано с запретом «выдувных» диффузоров. Из-за него машины лишились заметной доли прижимной силы, а их задняя часть стала куда менее стабильной, чем ожидали в командах.

Первый сектор шанхайской трассы включает много медленных поворотов. Первый из них – очень длинный 270-градусный, постоянно сужающийся. На втором секторе собраны все среднескоростные и быстрые виражи, в частности, седьмой и восьмой. Также здесь есть пара медленных левых поворотов. Наконец, заключительный сектор самый протяженный, там есть одна из самых длинных прямых в календаре Ф1 и три узких поворота.

В сравнении с аренами двух первых Гран При сезона, можно ждать довольно низких температур – где-то на уровне Мельбурна. Что касается износа шин, то он, по всей видимости, окажется где-то посередине между Альберт-парком и Сепангом.

Расстановка сил

На первом Гран При сезона в Австралии доминировала команда McLaren, а по итогам малайзийского этапа сложно делать серьезные выводы, так как погода постоянно менялась. Впрочем, бесспорно, что Фернандо Алонсо на Ferrari опередил на финише Sauber Серхио Переса.

McLaren по-прежнему выглядит быстрейшей машиной, тогда как Red Bull едет в гонке ощутимо лучше, чем в квалификации, а Mercedes – прямо наоборот. Хитрая система «DRS-воздуховода» наверняка принесёт большую пользу на длинной прямой трассы в Шанхае, потому пилоты Mercedes будут серьезными претендентами на поул. Однако быстрый износ резины наверняка помешает им по ходу гонки.

Если говорить о тех достижениях, с которыми гонщики подходят к предстоящему уик-энду, то единственным, кому удалось дважды победить в Китае, является Льюис Хэмилтон. Также на вершину подиума этой гонки поднимались Михаэль Шумахер, Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, Дженсон Баттон и Себастьян Феттель.

Подиум Гран При Китая 2011 года

Шины и другие факторы

Pirelli привезет в Китай слики Soft и Medium. В прошлом году шанхайский этап стал одним из самых захватывающих с тактической точки зрения, и есть все признаки, что в этот раз ситуация повторится. Разница в скорости между двумя составами резины составляет сейчас лишь 0,3 секунды, много меньше, чем в 2011-м.

Год назад в Китае мы увидели, как каждый из пилотов, поднявшийся в итоге на пьедестал, использовал собственную тактическую схему. Льюис Хэмилтон одержал победу, проведя три пит-стопа, причем решающим аргументом для него стал свежий комплект мягких шин, который удалось сэкономить в финале квалификации, отказавшись от второго выезда на трассу.

Себастьян Феттель останавливался всего дважды, но ему пришлось дорого заплатить за это решение [на последних кругах резина пришла в негодность, и немец из Red Bull Racing не смог противостоять Хэмилтону]. Наконец, Марк Уэббер пробился на третье место с 18-го, используя «обратную» тактику – три пит-стопа с первым отрезком на более жесткой резине.

В Шанхае шины испытывают серьезную нагрузку чаще, чем в Мельбурне – но все же реже, чем в Сепанге. К тому же, температура будет не такой высокой, потому можно ожидать нормальных темпов износа резины. Перед первым поворотом пилотов ждет жесткое торможение, где перегрузки достигают 6g. Для шин это один из самых сложных моментов по ходу всего чемпионата.

Впрочем, машины сейчас куда ближе по скорости, так что самым важным будет найти верный компромисс в настройках между квалификацией и гонкой. Из-за запрета «выдувных» диффузоров и снижения уровня прижимной силы задняя часть машины ведет себя не совсем так, как ожидалось, потому приходится выбирать между субботней и воскресной скоростью. По всей видимости, немного улучшить ситуацию могут шины, и сейчас очень похоже, что Sauber и Williams удается использовать их возможности лучше, чем лидерам. Такое положение может измениться по ходу сезона. В Китае команды будут использовать пятничные тренировки, чтобы лучше разобраться с тем, как ведет себя резина на единственном быстром круге и длинной серии.

Количество и наиболее вероятное время пит-стопов

В прошлом сезоне схема с тремя остановками встречалась чаще всего, и сейчас ситуация не претерпела серьезных изменений. Льюис Хэмилтон в 2011-м стартовал на мягких шинах, получил новые комплекты на 15-м и 25-м кругах, а на 38-м перешел на более жесткий состав. Однако, в этом году разница между сликами Soft и Medium стала менее заметной, потому точную тактическую схему команды смогут разработать по итогам пятничных тренировок.

Гонщики следуют за машиной безопасности на Гран При Китая 2009 года

Вероятность выезда на трассу машины безопасности

В Шанхае она довольно велика и составляет 43%. В среднем судейский Mercedes показывался из боксов 0,7 раза за гонку. В 2005 и 2010 годах к его услугам пришлось прибегать дважды.

Чемпионат по работе в боксах

Верная тактика – это здорово, но не менее важна и оперативная работа механиков при смене колес. Сейчас обслуживание машины, остановившейся перед боксами, уже занимает менее 2,5 секунд. Вот как выглядит таблица лучших результатов по итогам последней «сухой» гонки, состоявшейся в Австралии. Указано время от въезда в боксы до выезда на трассу. В скобках – результат по итогам прошлого сезона.

1. Ferrari 21,910 (5)
2. McLaren 22,837 (3)
3. Red Bull Racing 22,915 (1)
4. Mercedes 23,017 (1)
5. Williams 23,166 (7)
6. Toro Rosso 23,257 (8)
7. Lotus 23,310 (6)
8. Sauber 23,832 (8)
9. Caterham 24,397 (8)
10. Force India 24,579 (4)
11. Marussia 25,046 (11)

Пилоты команды HRT в Австралии не прошли квалификацию


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё