Марк Хьюз о действиях Макса Ферстаппена

Макс Ферстаппен

Британский эксперт Марк Хьюз на страницах издания Motorsport Magazine весьма категорично прокомментировал действия Макса Ферстаппена во время Гран При Бельгии.

В этот уик-энд в Монце будет интересно пронаблюдать за тем, какими окажутся последствия поведения Макса Ферстаппена в Спа – речь, прежде всего, о том манёвре, который он провёл против Кими Райкконена на скорости за 300 км/ч на прямой Kemmel. Только мгновенная хладнокровная реакция финна предотвратила тяжелейшую аварию: Ферстаппен «завис» посередине трассы, когда его быстро догоняла Ferrari, выждал, пока Кими выберет, с какой стороны обогнать голландца, и только тогда сместился в том же направлении.

Тот же самый приём, но на относительно небольшой скорости он применил против Райконена в 1-м повороте Хунгароринга – и все эти действия очень напоминают печально знаменитый манёвр Михаэля Шумахера против Мики Хаккинена в 2000 году на бельгийской трассе на той же прямой Kemmel.

Правила дают неоднозначную трактовку такого рода манёвров, однако тут нечего оценивать: то, что сделал Ферстаппен в Спа в воскресенье, однозначно было смертельно опасной и намеренной провокацией. Такого в Формуле 1 быть не должно, поэтому реагировать в подобных случаях нужно жёстко и категорично: голландцу стоило показать чёрный флаг. Сворачивай в боксы, глуши мотор, вылезай из машины – гонка для тебя закончилась.

Звучали версии, что Ферстаппена уберегло от наказания его мощное влияние на коммерческую сторону гонок, столь важное именно сейчас, и якобы поэтому ему позволяется то, за что других обязательно бы наказали. Лично я не слишком верю в существование подобного распоряжения, хотя вполне понятно, откуда берутся такого рода предположения.

Гонщиков штрафуют за гораздо менее опасные действия, как, например, было с Нико Росбергом в Хоккенхайме, когда он вынудил Ферстаппена выехать за пределы трассы. Кстати, гонщик Mercedes тогда лишь ответил на манёвр Макса, который сместился в сторону машины Росберга в зоне торможения – это ещё один устрашающий приём, вообще не предусмотренный правилами, но который не допускают негласные договорённости, существующие между пилотами, поскольку потенциально он может привести к крайне опасным последствиям.

При этом в правилах есть пункт, который мог быть использован, чтобы наказать Росберга за его действия, что и было сделано. Однако ни один из двух излюбленных способов защиты, которые применяет Ферстаппен – ни смещение в зоне торможения, ни «зависание» посередине трассы перед поворотом, чтобы определиться с траекторией только после того, как преследователь выберет именно эту сторону – ни один из этих приёмов не запрещён правилами.

Обычно о таких вещах гонщики договариваются сами, и они предусмотрены негласным кодексом допустимого поведения. Но любые попытки формализовать это поведение, облечь его в словесные формулировки, приводят к затруднениям. Ведь любые формулировки влекут появление «серых зон». Поэтому всегда будет соблазн найти способ обойти положения правил – Михаэль Шумахер довёл это до совершенства. Как только вы сформулируете, что именно считается легальным, вполне очевидная реакция любого спортсмена будет такой: значит, то, что не учтено в этой формулировке, считается законным?

Получается, что любые действия, ранее не предусмотренные правилами, невольно становятся допустимыми. К счастью, не так много гонщиков следовали логике Шумахера, но Макс делает именно это.

Когда в Формуле 1 начинаются всякие строгости, и гонщиков наказывают за нарушения правил поведения на трассе, это всегда приводит к нежелательным последствиям: с одной стороны, бюрократы от автоспорта начинают придираться к пилотам из-за ерундовых нарушений, с другой, появление «серых зон» в правилах фактически допускает применение опасных приёмов, потому что формально они не запрещены. А когда делаются попытки облечь в словесные формулировки положения неписанных правил, стюарды тут же берут это на вооружение и считают своим долгом вмешиваться в естественный ход гонок.

Раньше, если гонщики расходились в интерпретации тех или иных положений негласного кодекса, после финиша Гран При они сами между собой разбирались, однако обычно эти расхождения были не столь существенными.

На брифинге пилотов в Монце Ферстаппен однозначно окажется под огнём критики. Но, скорее всего, он достаточно стоек психологически и вполне уверен в своих недюжинных способностях, поэтому всё это вряд ли на него подействует. А вот если его дисквалифицировать каждый раз, когда он позволит себе излишне опасные действия – вот тогда он быстро образумится. И в данном случае неважно, что там гласят конкретные формулировки правил.

Текст: . Источник: Motorsport Magazin
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё