Марк Хьюз о тевтонской логике Хельмута Марко

Хельмут Марко и Даниил Квят

Марк Хьюз, опытнейший британский журналист, рассуждая о том, почему в Red Bull приняли решение поменять местами Даниила Квята и Макса Ферстаппена, подчёркивает, что ошибки, допущенные российским гонщиком в Сочи, стали только поводом для этой рокировки.

Понижение в должности Даниила Квята, его перевод из Red Bull Racing в Toro Rosso и продвижение Макса Ферстаппена во встречном направлении – типичный образец исключительно требовательного подхода, который практикует Хельмут Марко, руководя молодёжной программой Red Bull.

Через две гонки после отличного выступления в Китае, где Квят принёс своей команде подиум, он вновь оказался в Toro Rosso, причём, до конца сезона. Поводом для этого, разумеется, стало двойное столкновение с Себастьяном Феттелем на первых секундах Гран При России, но на самом деле причины происходящего несколько глубже.

На Red Bull оказывалось давление из лагеря Макса Ферстаппена: якобы и Ferrari, и Mercedes едва ли не в следующем году хотят переманить 18-летнего гонщика, поэтому возможность перейти в более сильную команду ему надо предоставить уже сейчас. Место в Red Bull Racing, где напарником Макса будет Даниэль Риккардо, вероятно, устроит семью Ферстаппенов – в первую очередь, Йоса Ферстаппена, поскольку в этой команде долгосрочные интересы его сына будут учтены наилучшим образом.

Для Йоса, который занимается карьерой сына, это вполне нормальный подход - похожую тактику он применял, когда помогал сыну попасть в Формулу 1. В Red Bull тогда проявляли интерес к Максу, предлагая ему присоединиться к их молодёжной программе. Он тогда проводил свой дебютный сезон в Формуле 3, и Йос настаивал, что Макс примет предложение о сотрудничестве с Red Bull при одном условии: он будет выступать только в Ф1.

Йос говорил, что их не интересует вариант, при котором его сын станет одним из нескольких гонщиков Red Bull, выступающих в молодёжных категориях в ожидании возможных вакансий в Формуле 1. Или чемпионат мира, или они отказываются от сотрудничества. В Mercedes тоже рассматривали возможность подписания долгосрочных договорённостей с Ферстаппенами, и Йос разыграл эту карту. Стремительному карьерному взлёту Макса бескомпромиссная манера его отца вести дела способствовала не меньше, чем его собственные гоночные таланты. Макс создаёт сенсации, а Йос умело их использует, достигая максимального эффекта, и последние события – лишь очередной тому пример.

Однако он умело использовал повод, который дал сам Квят, показывавший недостаточно высокие результаты. В данном случае речь идёт не только о российском этапе, где неудачно совпали несколько факторов: Даниил испытывал сильнейший прессинг – и со стороны Red Bull, и из-за того, что ему предстояло выступать на домашней трассе.

В момент торможения с 290 км/ч до 80 км/ч ему не хватило, возможно, каких-то 30 см – и тогда в 2-м повороте он бы избежал контакта с Ferrari. Второе столкновение, которое как раз и разозлило и Марко, и Феттеля – произошло из-за того, что Себастьян сбросил скорость, когда Квят на полном ходу ехал вплотную за ним. Феттель же сбросил газ, поскольку почувствовал, что машина повреждена.

Квят не мог предположить, что Себ будет действовать таким образом. Так что это лишь гоночный инцидент. Но всё произошло через две недели после того, как Феттель метал громы и молнии из-за манёвра Квята (впрочем, абсолютно корректного) в первом повороте шанхайской трассы, поэтому российский гонщик оказался в центре общего внимания. Однако ещё до Гран При России результаты Даниила оставляли желать лучшего.

Хотя в прошлом году Квят заработал чуть больше очков, чем лидер Red Bull Racing Даниэль Риккардо, в тех случаях, когда можно было проводить прямое сравнение скорости напарников в квалификациях, оно было не в пользу Даниила. Вот их результаты в 2015 году.

Австралия: сравнивать сложно, у Квята проблемы с двигателем.

Малайзия: Риккардо на 0,4 секунды быстрее.

Китай: сравнивать сложно. У Квята проблемы с двигателем.

Бахрейн: сравнивать сложно. У Квята проблемы с электрикой.

Испания: сравнивать сложно. У Риккардо проблемы с двигателем.

Монако: Риккардо на 0,1 секунды быстрее, несмотря на проблемы с настройками двигателя, из-за которых он потерял 0,2 секунды.

Канада: Квят на 0,035 секунды быстрее.

Австрия: сравнивать сложно, Риккардо оштрафован за замену двигателя, на его машине установлено крыло, предназначенное для Монцы.

Великобритания: Квят на 0,3 секунды быстрее, но лучший круг Риккардо был аннулирован.

Венгрия: Риккардо на 0,5 секунды быстрее.

Бельгия: Риккардо на 0,15 секунды быстрее во 2-й квалификационной сессии (Квят не смог пройти в финал).

Италия: сравнивать невозможно, у обоих гонщиков проблемы с двигателями.
Сингапур: Риккардо на 0,3 секунды быстрее.

Япония: сравнивать невозможно, Квят разбил машину, но во 2-й сессии был на 0,2 секунды медленнее, чем Риккардо.

Россия: Риккардо на 0,2 секунды быстрее во 2-й сессии (Квят не смог пройти в финал).

США: Риккардо на 0,5 быстрее.

Мексика: Квят на 0,001 быстрее.

Бразилия: сравнивать невозможно, на машинах Red Bull стояли разные версии силовых установок.

Абу-Даби: Риккардо на 0,5 секунды быстрее.

В тех случаях, когда сравнение вполне возможно, счёт такой: 8:2 в пользу Риккардо, который в среднем был быстрее напарника на 0,261 секунды.

По итогам года Квят заработал больше очков просто потому, что во второй половине сезона, когда машина была конкурентоспособна, его меньше подводила техника. В первой половине сезона было наоборот, но это мало отразилось на результатах, поскольку в тот период машине Red Bull Racing в целом не хватало скорости.

Прессинг на Квята усилился накануне прошлогоднего Гран При Японии, когда Хельмут Марко ему сказал, что если он хочет остаться в команде в 2016 году, надо повысить уровень результатов. В тот уик-энд в Сузуке я много времени провёл на обочине автодрома, наблюдая за работой гонщиков, и могу сказать, что я никогда не видел, чтобы Даниил пилотировал так агрессивно, входя в повороты на огромной скорости, используя каждый сантиметр трассы.

Квалификация проходила на сухом асфальте, Даниил был по-прежнему очень агрессивным – даже слишком. В итоге, стараясь максимально использовать трассу на входе в 10-й поворот, он выехал одним колесом на траву. Всё закончилось аварией…

Отвага Квята никогда не ставилась под сомнение. Но этого недостаточно в борьбе против опытного, очень уверенного в себе, талантливого и всесторонне подготовленного Риккардо, который, не стоит забывать, в Red Bull опережал Феттеля.

По любым меркам, Квят – быстрый, очень перспективный гонщик. Но вся молодёжная программа Red Bull направлена на поиск следующего чемпиона мира. Если же гонщик скорее просто хороший профессионал, достойный места в Формуле 1, а не будущий чемпион, его увольняют.

Вспомните Кристиана Клина, Витантонио Лиуцци, Хайме Альгерсуари, Себастьена Буэми и других. В этом году Квят получил второй шанс, но стабильно уступал Риккардо в квалификациях в первых четырёх гонках, а затем произошли эти столкновения с Феттелем в Сочи. Что же, стремления Ферстаппенов и Марко в этой ситуации совпали, но можно сказать, что такая рокировка назревала. В ней нашла полное отражение тевтонская логика.

Теперь Максу Ферстаппену предстоит померяться силами с Риккардо, и это будет по-настоящему интересное соревнование. Может быть, теперь неуёмный голландец натолкнётся на непреодолимое препятствие? Кроме того, Квяту предстоит восстановить свою репутацию, соперничая с Карлосом Сайнсом, уже доказавшим, что в квалификации он практически не уступает Ферстаппену в скорости.

В интересах Red Bull получить ответы на эти вопросы, а кроме того, в этой ситуации несколько снизится внутрикомандный прессинг в Toro Rosso, где вовсю разворачивалось противостояние двух лагерей – Ферстаппенов и Сайнсов. И оба лагеря, понимая, что над Квятом сгущаются тучи, чувствовали, что может представиться неплохая возможность.

Во время квалификации в Сочи руководитель Toro Rosso Франц Тост резко отчитал Макса Ферстаппена и его гоночного инженера Хеви Пухолара за самодеятельность в выборе шин, который шёл вразрез с планами команды. На другой половине гаража команды Сайнс очень переживал из-за своего круга во второй квалификационной сессии: казалось, он ехал достаточно быстро, чтобы пройти в финал, но на последнем секторе ему помешала медленная машина. Хотите знать, что это была за машина? Red Bull Даниила Квята…

Текст: . Источник: MotorSport
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Другие Новости по теме
Читайте ещё