Гран При Бразилии: Стратегический обзор

Старт Гран При Бразилии

Британский журналист Джеймс Аллен проанализировал влияние стратегии на результаты гонки в Бразилии.

Главной темой разговоров после Гран При Бразилии стала стратегия. Нико Росберг выиграл, Льюис Хэмилтон финишировал вторым, но при этом был недоволен тем, что команда не позволила ему перейти на альтернативную тактику, и он лишился возможности побороться за победу. Мы проанализируем, почему этого не произошло в Сан-Паулу и, вероятно, не произойдёт в Абу-Даби.

Тем временем, Force India обеспечила себе важное пятое место в Кубке конструкторов за счёт того, что Нико Хюлкенберг прекрасно провёл гонку и занял 6-е место, благодаря весьма рискованной тактике.

Ожидания перед гонкой

Перед стартом большинство команд предполагали, что скорее всего их ждёт два пит-стопа, однако некоторые гонщики собирались преодолеть дистанцию с тремя остановками в боксах. Расчёты показывали, что такой вариант примерно на 5 секунд медленнее, причём из-за трафика эта разница могла быть ещё больше.

В Pirelli вновь подготовили для этого Гран При резину составов Soft и Medium, и более жёсткий из них был явно предпочтительным выбором для гонки. В Mercedes сохранили все три свежих комплекта Medium, поскольку в квалификации ездили на Soft, что позволяло при необходимости применить схему с тремя пит-стопами. Исходя из данных, собранных на тренировках, ожидалось, что на одном комплекте более жёсткой резины можно проехать не более 35 кругов.

Почему в Mercedes не пошли навстречу Хэмилтону?

По ходу гонки Льюис Хэмилтон по радио спрашивал команду, нет ли возможности применить какую-либо альтернативную тактическую схему, что позволило бы ему побороться за победу, поскольку он застрял позади Росберга, а обогнать напарника не удавалось.

Одним из вариантов было продлить второй отрезок дистанции, и тогда под конец гонки у него бы были более свежие шины, чем у Нико, что позволило бы атаковать на нескольких заключительных кругах. Но от этого варианта отказались, поскольку Льюис проинформировал команду, что его первый комплект Medium этого не выдержит. На самом деле, ему удалось проехать на нём лишь 20 кругов.

Впрочем, он имел в виду совершенно другое и говорил о тактике, которая заметно отличалась бы от схемы, выбранной для его напарника. В Mercedes не захотели идти у Хэмилтона на поводу по вполне понятным причинам – боялись создать прецедент. В 2009 году, когда эта команда ещё называлась Brawn, её гонщикам иногда предлагались довольно разные тактические решения, что приводило к взаимным упрёкам, когда выяснялось, что одно из них сработало, а другое – нет.

Однако в Mercedes придерживаются другой политики: гонщику, который едет вторым, даётся возможность применить несколько скорректированную тактику, но в рамках той же схемы, если он чувствует, что может ехать быстрее напарника. За три сезона, когда в команде выступают Хэмилтон и Росберг, мы это видели неоднократно.

Хороший пример такого подхода – Гран При Испании 2014 года, когда Росберг проиграл старт Хэмилтону и перешёл на план B, предусмотренный ещё до гонки: на первом пит-стопе ему поставили более жёсткие шины, а заключительный отрезок он проехал на более мягких, тогда как на машине Льюиса стоял комплект Hard. Т.е. при равном числе пит-стопов Нико получил шанс вступить в борьбу с напарником за счёт более высокого темпа, если бы он действительно смог это продемонстрировать. В тот раз у Росберга не получилось, так что победа досталась Хэмилтону.

Когда команда вносит в тактику такого рода поправки, прессинг, который испытывает лидер, увеличивается. Ему приходится всё время просчитывать величину отрыва, делая поправку на разницу в скоростях между составами, что приводит к росту психологических нагрузок.

Но в Бразилии применить подобный подход было нереально. Резина Medium однозначно подходила для гонки лучше, чем Soft, поскольку была меньше подвержена деградации, и теоретически какие-либо радикальные изменения тактических схем могли сводиться лишь к тому, чтобы дать Хэмилтону возможность проехать дистанцию с тремя остановками в боксах, а Росберг остался бы на тактике двух пит-стопов.

Однако в этом случае Феттель действовал бы иначе. В воскресенье он попытался изменить ход событий, переключившись по ходу гонки на три пит-стопа и проехав второй отрезок на шинах Soft. Стратеги Mercedes отреагировали на это и тоже провели дополнительный пит-стоп.

А вот если бы Хэмилтон перешёл на три пит-стопа пораньше, тогда Феттель, желая этому что-то противопоставить, очевидно, предпочёл бы тактику двух пит-стопов. И тогда Льюису пришлось бы вступить с ним в борьбу в надежде обогнать гонщика Ferrari на последнем отрезке дистанции. На бразильской трассе вариант с тремя остановками в боксах на пять секунд медленнее, а кроме того ему пришлось бы чаще обходить круговых, и в реальности эта разница составила секунд девять или десять. Так что, скорее всего, результат Хэмилтона был бы тем же самым.

Свободный выбор тактики в Абу-Даби?

Что касается идеи позволить гонщикам Mercedes самим выбирать тактику в финальной гонке сезона в Абу-Даби, поскольку судьба главных наград чемпионата уже решена, то звучит она неплохо, но лишь теоретически. На практике команда хотела бы избежать нежелательных последствий этого, ведь нацеленный на победу гонщик всегда пытается получить преимущество над напарником, поэтому вряд ли в Mercedes захотят без необходимости создавать подобный прецедент.

Другими словами, если позволить это сейчас, то в следующем сезоне, когда борьба с Ferrari и Себастьяном Феттелем обострится, проигравший гонщик Mercedes будет вспоминать Абу-Даби со словами, что «вот так надо было поступить», и что команда придерживается неправильной политики в области тактики. Все это приведёт к взаимным упрёкам, как это было в 2009 году примерно по тем же причинам, что очень серьёзно сказывается на атмосфере в любой команде, особенно если она борется за титул. К чему создавать лишние проблемы?

В последние два сезона Mercedes выигрывает чемпионаты, одержав 31 победу и завоевав 22 победных дубля, при этом используя такую же тактику, как в Бразилии, и не допуская особых отклонений, тем более, что за обе машины отвечает один стратег. Это излюбленный подход Падди Лоу. Такую же систему применял в Ferrari Росс Браун во времена Михаэля Шумахера, где практиковалась строгая иерархия – был гонщик №1 и гонщик №2, что позволяло широко варьировать тактику, чтобы гарантировать победу лидеру команды. Но в Mercedes это работает по-другому.

Сейчас Хэмилтон недоволен, поскольку не привык проигрывать Росбергу, поэтому в Мехико и Бразилии он считал, что уступил напарнику именно из-за тактики. Но как раз на такой подход команды он будет полностью полагаться, когда в следующем году выйдет на старт в Австралии.

Ключевой фактор в противостоянии гонщиков Mercedes состоит в том, чтобы выиграть поул, после чего сохранить лидерство и контролировать ход гонки, что ему удавалось на протяжении большей части сезона.

Рискованная тактика Force India приносит плоды

На контрасте с Mercedes, Force India пошла в Бразилии на большой риск, и он полностью оправдался. Благодаря очкам за 6-е место Нико Хюлкенберга, команда гарантировала себе 5-е место в Кубке конструкторов, за что получит порядка $63 млн. призовых.

Хюлкенберг хорошо провёл квалификацию, показав 5-й результат, но на старте проиграл позиции Валттери Боттасу и Даниилу Квяту. И если машина Williams явно быстрее Force India, то Red Bull сравнима по скорости, поэтому стратеги команды предложили смелый план.

Опыт подсказывает, что RB11 лучше позволяет беречь шины, чем VJM08, но вопреки этому в Force India пригласили Хюлкенберга в боксы очень рано, на 9-м круге, что позволило в итоге опередить Квята. Но это означало, что какой-то из последующих отрезков должен быть более протяжённым, и в этот период появится риск, что Нико уступит позицию российскому гонщику.

Пропустив вперёд Хюлкенберга после первых пит-стопов, в Red Bull могли отреагировать, продлив средний отрезок гонки для Квята с тем, чтобы после второго пит-стопа ему оставалось проехать кругов на пять-шесть меньше, чем Нико – возможно, этого было бы достаточно, чтобы попытаться опередить гонщика Force India ближе к финишу.

Команда Хюлкенберга пошла на серьёзный риск, когда провела столь ранний пит-стоп, поскольку это означало, что на заключительном отрезке гонки ему нужно было проехать 35 кругов. Однако Red Bull не удалось пойти на контрмеры из-за Фелипе Массы, другого гонщика Williams, который провёл пит-стоп на 38-м круге, когда бразилец был в 3,5 секундах позади Даниила.

Следовательно, Квят не мог затягивать с заменой резины, поскольку Масса на свежих шинах вскоре поехал бы быстрее, и был риск, что на очередном пит-стопе ему удастся выйти вперёд. Поэтому Даниил смог оставаться на трассе максимум ещё на четыре круга, но этого оказалось недостаточно. На заключительных кругах гонки ему не хватило скорости, чтобы обогнать Хюлкенберга, поэтому он финишировал седьмым.

Так что тактика Force India была отличной, хотя и рискованной, но им немного помог Фелипе Масса, очень вовремя совершивший свой пит-стоп.

Материал публикуется с официального разрешения www.jamesallenonf1.com

Текст: . Источник: блог Джеймса Аллена
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё