Что нужно знать о гонках поддержки в Сочи

Машины Mitjet Series Russia на стартовой решётке Сочи Автодрома

Гонками поддержки Гран При России в 2016 году стали соревнования SMP Формула 4 NEZ и Arctic Cup Mitjet Series Russia. В Европе и во всём мире эти молодые серии стремительно набирают популярность, однако у нас пока не так хорошо известны. В преддверии сочинского уик-энда мы решили рассказать об этих категориях поподробнее.

SMP Формула 4 NEZ

Чемпионаты категории Формулы 4 появились совсем недавно в рамках программы FIA по выстраиванию чёткой «карьерной лестницы» для молодых пилотов на пути в Формулу 1. Проект был окончательно сформирован в 2013-м году, а первый чемпионат (итальянский) состоялся в 2014-м. Непосредственным инициатором создания этой категории выступил бывший гонщик Формулы 1 Герхард Бергер, возглавлявший тогда комиссию FIA по гонкам на одноместных машинах.

Как нетрудно догадаться, гонки Формулы 4 в гоночной иерархии заняли место между картингом и Формулой 3, где используется уже относительно мощная и быстрая техника, которая может быть слишком сложной и опасной для 16-летних пилотов, а самое главное – слишком дорогой. Нельзя сказать, что эта ниша раньше полностью пустовала – в разных странах проводились различные чемпионаты в подобных классах: Формула Abarth в Италии, Формула Ford в Великобритании, ADAC Formel Masters в Германии и так далее. Но у всех этих чемпионатов были свои организаторы и промоутеры, свои правила и своя техника. Теперь же гонки Формулы 4 проходят под прямой эгидой FIA, и во всех сериях этого уровня используется единый подход.

Машина Формулы 4

Впрочем, нельзя сказать, что все национальные и интернациональные чемпионаты Формулы 4 идентичны – в зависимости от страны, в них используются даже разные шасси и двигатели. В Италии это Tatuus и Abarth, в Японии – Dome и Toyota, в Великобритании – Mygale и Ford. В этом сезоне серия Формулы 4 впервые пройдёт в США, и там тоже будет использоваться своя техника – шасси Crawford и моторы Honda. Однако общие принципы задаёт FIA – в частности, во всех сериях Формулы 4 разрешено использовать только рядные 4-цилиндровые моторы.

Инициатива FIA по продвижению новой категории удачно совпала с появлением программы SMP Racing, чьи владельцы хотели создать собственную серию для молодых российских пилотов. Однако в нашей стране найти людей с опытом организации подобных чемпионатов сложно, поэтому в качестве промоутера новой серии решено было привлечь известную финскую команду Koiranen GP. Поэтому SMP Формула 4 NEZ – не российский чемпионат, а интернациональный. Буквы NEZ в её названии расшифровываются как North Europe Zone – чемпионат североевропейской зоны.

Техника аналогична той, что используется в итальянском чемпионате – шасси Tatuus и мотор Abarth. В первом сезоне гонки проводились в России, Финляндии, и Эстонии, а подавляющую часть участников составляли россияне и финны. Победителем в итоге стал финский пилот Нико Кари, а второе и третье места заняли россияне Владимир Атоев и Нерсес Исаакян. Сразу после этого успеха на Кари обратил внимание Хельмут Марко, и финн вошёл в программу поддержки Red Bull Junior, что говорит о серьёзном отношении специалистов к новой серии.

Владимир Атоев на финском автодроме Аластаро

Второй сезон Формулы 4 NEZ, который стартует этапом в Сочи, немного отличается от первого. Организаторам удалось расширить географию календаря: помимо России и Финляндии этапы серии состоятся также в Нидерландах, в Зандфорте, и в Швеции, в Андерсторпе. Таким образом, сразу три трассы в календаре 2016 года в разное время принимали у себя гонки Формулы 1.

Всего в чемпионате заявлено 16 участников – из России, Финляндии, Нидерландов и Индии. Система начисления очков аналогична той, что принята в Формуле 1, но по одному очку можно заработать также за поул и лучший круг в гонке. Победитель серии получает приз в размере 350 тысяч евро, которые он может потратить на участие в европейском чемпионате Формулы 3. Занявший второе место в чемпионате получает 150 тысяч евро, а третье – 20 тысяч евро.

Arctic Cup Mitjet Series Russia

Категория Mitjet тоже очень молода – она появилась в 2006 году во Франции по инициативе известного гонщика Жан-Филиппа Дайро. Цель состояла в том, чтобы создать предельно простую и дешёвую, но в то же время достаточно быструю гоночную машину, на которой могли бы соревноваться как профессиональные гонщики, так и любители. На первой модели, Mitjet 1.3, даже использовались двигатель и коробка передач от мотоцикла Yamaha XJR1300.

В России соревнования серии Mitjet проводились в 2011 и 2012 годах, однако затем инициатива угасла. Возродились гонки этой серии только в 2014 году по инициативе компании Arctic Energy. Теперь в серии используются машины новой, более мощной и профессиональной модели Mitjet 2L с двухлитровыми двигателями Renault. Вскоре в России должна появиться и ещё более мощная версия с двигателем V6 – правда, пока лишь для показательных заездов.

Mitjet 2L с силуэтом Bugatti

Рассказать подробнее об этой серии и этой машине мы попросили чемпиона России по кольцевым гонкам и руководителя гоночной школы Mitjet Бориса Шульмейстера.

Борис Шульмейстер: «То, что мы выйдем на старт в рамках уик-энда Формулы 1 в качестве одной из гонок поддержки, конечно, для нас большая честь и большой прорыв. Потому что серия Mitjet в России всего полтора года и уже получила такое эксклюзивное право – быть на разогреве у "Королевы автоспорта".

Mitjet это моносерия, то есть на стартовой решётке находятся абсолютно одинаковые по своим техническим характеристикам машины, поэтому на первое место выходит мастерство пилота. У нас нет гонки вооружений, и неважно, сколько ты вложил в машину. Ты не можешь увеличить количество лошадиных сил под капотом – все машины одинаковые, они проходят одинаковый технический контроль. Более того – все машины обслуживаются одной бригадой механиков. Мы даже в качестве эксперимента пробовали меняться машинами – они действительно равны. Поэтому мне кажется, что это самый спортивный, самый олимпийский принцип, когда мастерство гораздо важнее машины.

Серии Mitjet, как и любви, все возрасты покорны. Наша стартовая решётка примерно поровну делится между профессионалами и любителями. Есть и молодые амбициозные профессионалы, и опытные гонщики, есть и так называемые "джентльмен-драйверы". Именно они во всём мире составляют основу автомобильного спорта, потому что это люди, которые добились успеха в своей сфере, и могут позволить себе заниматься любимым делом, оплачивая это хобби из собственного кармана. Эти же пилоты поведут в бой наши машины в Сочи. Зрители смогут увидеть жёсткую, бескомпромиссную борьбу, но, конечно, у нас есть два зачёта – профессиональный и полупрофессиональный.

У нас есть любители, посвящающие много времени тренировкам, в том числе и в моей гоночной школе – такие проигрывают профессионалам не больше секунды. Есть и менее опытные гонщики, и для человека, делающего свои первые шаги в автоспорте на Сочи Автодроме, не зазорно уступить лидерам и шесть, и семь секунд. Но у нас мало случайных людей, которые пришли один раз и ушли. Костяк составляют люди, которые действительно любят гонки, и готовы посвящать этому увлечению достаточно времени. Мы все – одна большая семья. В том числе благодаря тому, что после заездов мы не разбредаемся по паддоку по своим командам, а вместе паркуем машины в одном боксе, вместе обслуживаем их, вместе проводим время – всё это очень сплачивает.

Машины Mitjet 2L на трассе в Сочи

Любой человек, обладающий справкой о состоянии здоровья, водительским удостоверением, достигший 18 лет или обладающий гоночной лицензией, может сесть за руль машины Mitjet и провести тренировочные сборы. И если он действительно хочет выступать в гонках, то вскоре он сможет получить по нашей рекомендации гоночную лицензию и выйдет на старт. Срок у всех разный – в зависимости от подготовки и других параметров, кому-то на это придётся потратить 2-3 дня, а у кого-то уйдёт месяц.

Пилоты могут арендовать машину или приобрести её. Если машина куплена, то на ней, разумеется, ездит только её хозяин. Если же машина в аренде, то, разумеется, никто не даст гонщику гарантии, что во второй гонке он будет выступать на той же машине, что и в первой. Однако, поверьте, это действительно не имеет никакого значения. У нас нет каких-то приоритетов в этом вопросе, мы ко всем пилотам относимся одинаково, и все они получают одинаково подготовленные машины. И подход у нас гибкий: если пилот заявил о своём намерении проехать полный сезон Mitjet, нанёс на машину логотипы своего спонсора, то, конечно же, он на этой машине будет ездить до конца года.

Участие в одной гонке стоит 265 тысяч рублей. Сюда входит 20-минутная тренировка, 20-минутная квалификация и две гонки, каждая из которых тоже продолжается по 20 минут. То есть пилот получает 80 минут на трассе. Разумеется, если пилот не слишком хорошо подготовлен к гонке, ему нужно проехать ещё тесты. Один тестовый заезд в Сочи на машине Mitjet L2 стоит 25 тысяч рублей. Сюда включено всё – топливо, обслуживание, аренда автодрома. Он тоже получит 20 минут. В принципе, трасса может быть любой – мы также выступаем на Moscow Raceway, в Казани, в Смоленске, а также на автодроме "Крепость Грозная". В зависимости от выбора трассы, стоимость тестов может немного меняться. Самый дорогой автодром – Moscow Raceway, самый дешёвый – "Крепость Грозная". Остальные где-то между ними.

Машина немного необычна в управлении. У неё есть особенность – нет дифференциала, то есть задний мост неразрезной. Поэтому колёса всегда двигаются с одной угловой скоростью. В результате на выходе из поворота, если слишком резко нажать на педаль газа, возникает избыточная поворачиваемость – машина уходит в занос. В скоростном повороте, наоборот, проявляется недостаточная поворачиваемость, то есть машина плохо реагирует на руль. Но это просто небольшая особенность, к которой быстро привыкаешь.

Все машины одинаковые, просто у них разные обтекатели. У нас есть силуэты Mercedes, BMW, Audi, Bugatti. Во Франции, скажем, специально для Себастьена Лёба сделали силуэт Citroen, потому что из-за контрактных обязательств он не может ездить на машинах других марок. Однако форма никак не влияет на скорость – это чисто эстетический вопрос. И нет, автопроизводители нам за это не платят!»

Технические характеристики машин гонок поддержки Гран При России

SMP Формула 4 Mitjet Series Russia
Категория Формула Прототип
Шасси Tatuus F4-T014 Mitjet 2L
Мотор Abarth 1.4L Renault F4R RFS 2.0
Мощность 160 л.с. 230 л.с.
Масса 570 кг (с гонщиком) 750 кг
Коробка передач 6-ступенчатая секвентальная 6-ступенчатая секвентальная
Шины Hankook Yokohama

Текст: . Источник: собственная информация
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё