Открытое письмо Фрэнка Уильямса и Рона Денниса Максу Мосли

Дорогой Макс.

Спасибо за Ваше письмо от 7 февраля 2003 года, в котором вы разъяснили свой взгляд на будущее Формулы 1 и просили нас прокомментировать Ваши предложения. В ответ на Ваше приглашение к конструктивному диалогу мы объединили усилия двух команд - WilliamsF1 и McLaren - и пришли к общему мнению.

Мы вынуждены сказать, что строго отрицательно относимся к одностороннему введению новых правил 2003 года. Мы абсолютно не согласны с изменениями, которые Вы внесли, поскольку, с нашей точки зрения, они носят вредный характер. И, самое главное обе команды обеспокоены тем, объяснениями технической комиссии Ф1, насколько эти изменения могут увеличить риск для гонщиков.

McLaren и WilliamsF1 считают, что ФИА нарушает контракт. Мы намерены принять участие в чемпионате 2003 года, однако, одновременно мы будем искать пути для противостояния изменениям в правилах, внесенных FIA, посредством арбитражного процесса.

Общий эффект от всех Ваших предложений нанесет серьезный вред фундаментальным принципам Формулы 1, как вершине автоспорта и шоу технического совершенства. Эти принципы в последние 20 лет неизменно приносили успех спорту. Мы ожидаем, что изменения в правилах снизят привлекательность спорта для спонсоров, партнеров и болельщиков. Кроме того, все это приведет к тому, что автопроизводителям ничего не останется, как пересмотреть свое участие в гонках.

Мы считаем, что события 2003 года отрицательно повлияют на интересы спорта. Мы предпринимаем эти шаги для того, чтобы убедиться, что у нас есть стабильный, профессионально организованный и успешный спорт, который продолжит существовать в будущем.

НОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ

Формула 1, также как и другие виды спорта и бизнеса, сейчас столкнулась с определенными трудностями. На наш взгляд, для этих трудностей есть две причины.

Первая и наиболее явная причина - доминирование Ferrari в сезоне 2002 года, в результате которого снизился интерес зрителей к чемпионату. Однако, история доказывает, что подобное превосходство не длится вечно. Кроме того, если бы мы были уверены, что не сможем достойно соперничать с командой, мы не участвовали бы в гонках. И поэтому мы рассматриваем эту проблему, как недолговременную. Она исчезнет сама собой.

Вторая причина для трудностей - глобальный кризис в мировой экономике и связанное с этим уменьшение расходов на рекламу. Это вызвало временные проблемы у команд. Но мы считаем, что эти проблемы также носят временный характер. Формула 1 остается удивительно привлекательной для спонсоров, поскольку предлагает уникальную возможность для рекламы брэндов. Как только траты на рекламу возрастут, улучшится и положение команд.

Мы все прошли через трудные времена и многому научились, но мы надеемся, что получили полезные уроки. Спорт только выиграет от новой разумной финансовой политики, к которой команды в данный момент приспосабливаются. Однако такие вещи нельзя регулировать с помощью правил.

В Ваших последних заявлениях содержится тезис, что Формула 1 находится в кризисе. Тем не менее, она остается финансово успешным видом спорта, что позволяет удержатся на плаву всем командам чемпионата. В самом деле, пока все будут сосредоточены на сокращении расходов, Формула 1 сохранит свой статус очень успешного бизнеса и спорта. В связи с этим у нас возникает вопрос - почему ФИА не требует от ФОМ более широкого освещения соревнований на телевидении? Это было бы самым правильным шагом для гарантированного выживания и успеха независимых команд.

ЧТО НАС ТРЕВОЖИТ

Нас тревожит, что ФИА пытается "принизить" наш спорт. ФИА представила новые правила на 2003 год, даже не попытавшись серьезно проконсультировавшись с командами и не получив их одобрения. Мы считаем, что предложения ФИА должны быть тщательно обговорены, причем все команды должны получить возможность определить программу будущего развития спорта, поскольку они имеют на это право, согласно Договору Согласия.

Мы уверены в том, что Вы смотрите на будущее Чемпионата с пессимистической точки зрения, и Ваши предложения уничтожат множество принципов и аспектов спорта, которые позволили ему процветать на протяжении 30 лет. Любые инициативы, которые искусственно ограничивают затраты и уничтожают технические преимущества, опасны для самой природы Формулы 1 и уменьшают ее отличия от менее успешных видов автоспорта.

Изменения, предложенные Вами противоречат духу Формулы 1, ее упорному стремлению к техническому совершенству и ее стремлению быть на вершине технологической революции. Они приведут к отторжению партнеров и могут серьезно ухудшить шоу. Кроме того, мы не верим в то, что кто-либо из поставщиков двигателей посчитает Ваше предложение ввести лимит до 2 или 6 двигателей интересным. Поэтому нас ожидают серьезные проблемы в этой области, ибо мы не сможем удержать эти очень важные для Формулы 1 компании в спорте. В то время, как все больше автопроизводителей проявляют интерес к спорту, предложения ФИА угрожают автопроизводителям. Это совсем не в интересах спорта и нуждается в скорейшем обсуждении.

Мы также уверены в том, финансовая модель, которую вы предлагаете для Формулы 1, не жизнеспособна. Она основана на предположении о том, что автопроизводители не будут поддерживать Формулу 1 и что две не слишком обеспеченные команды останутся участниками соревнований. Однако автопроизводители вполне ясно проявили свое желание стать частью коммерческой стороны спорта. И это означает, что они добровольно и открыто идут на встречу Формуле 1.

Мы не видим причин для того, чтобы существовал риск потери хорошо обеспеченных команд, или для того, чтобы невозможно было привлечь или создать более стабильные команды на замену ушедшим.

Если Формуле 1 позволить остаться вершиной автоспорта, она сохранить свою силу и продолжит представлять широкие возможности для спонсоров и партнеров.

ПРОБЛЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Как Вы знаете, Техническая комиссия Ф1 сообщила, что предлагаемые изменения в правила приведут к возрастанию риска в спорте. Комиссия также настаивала на том, чтобы их опасения были выслушаны и обсуждены во время Вашей с ними встречи. В частности, они считают, что скороспешные изменения в правилах, которые заметно уменьшат время, данное командам на подготовку к гонкам (с 18,5 часов до 2,5), и запрещение телеметрии, которая позволяет командам вовремя узнавать о серьезных проблемах машин в гонке, весьма негативно скажется на безопасности всех машин. Это подтверждают представители команд в Технической комиссии.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ

Мы считаем, и многие с нами согласны, что изменения в правилах на сезон 2003 года, к сожалению, дестабилизируют чемпионат и только увеличат разрыв между маленькими командами и большими, которые будут в состоянии быстрее справиться с трудностями.

Не считая вопроса эффективности принятых изменений, которые были введены слишком быстро, мы считаем, что Вы действовали поспешно и не позволили командам внести собственные предложения. Некоторых это заставило принять необдуманное решения на встрече 15 января, не проводя предварительных консультаций.

Действия, которые предприняла ФИА для введения в силу изменений в правилах, не соответствуют предписанным в Договоре Согласия. Наши претензии заключаются в том, что изменения были представлены "для того, чтобы сделать существующие правила более эффективными" - а это просто неверно. Договор Согласия должен был, кроме всего прочего, внести "стабильность в технические и спортивные правила", и мы считаем, что ФИА явно действует с нарушением этого документа.

НЕОБХОДИМОСТЬ В ИЗМЕНЕНИЯХ

Вне всякого сомнения, Формула 1 нуждается в изменениях и улучшениях, и мы повторяем, что McLaren и WilliamsF1 всегда принимали конструктивную сторону в вопросах позитивных изменений для улучшения спорта. Мы уверены, что Вы нам поверите, когда мы убедим Вас в нашем стремлении поднять планку и сделать шаг вперед в спортивном плане для того, чтобы конкурировать с Ferrari уже в ближайшем будущем. Мы осознаем, что именно это может улучшить шоу. И мы по-прежнему поддерживаем изменение формата квалификаций, поскольку это, без сомнения, украсит соревнования в будущем сезоне.

Разумные предложения уже готовы. На совещании 4 декабря 2002 команды согласились представить ряд мер по уменьшению затрат и увеличению привлекательности соревнований 2003 года. Эти меры включали в себя запрет на квалификационные машины, принятие стандартизации материалов и оборудования и совместные с автопроизводителями усилия по продаже двигателей независимым командам по сниженной цене. Команды также согласились регулярно встречаться и обсуждать дальнейшие инициативы по снижению затрат и развитию спорта.

Кроме того, как Вы знаете, главы команд заключили с Берни Экклстоуном соглашение о том, что если правила останутся неизменными, дополнительные доходы от телетрансляций будут распределены между командами, чтобы сохранить всех участников чемпионата в 2003 году.

McLaren и WilliamsF1 невероятно активно участвовали в поиске выхода для некоторых команд из финансовых проблем, связанных с Формулой 1. Во избежание сомнений мы бы хотели бы хотели описать все события и принятые меры, которые обсуждались и с которыми мы были согласны до введения в силу новых изменений.

Главы команд и технически комиссары встретились 4 декабря 2002 года и согласились, в духе сотрудничества и с прагматических точек зрения, что необходимо ввести меры по снижению затрат в Формуле 1. Представители ФИА не присутствовали на этом совещании, но Федерации были предоставлены все наши предложения и итоги совещания. Кроме того, эта информация была распространена среди всех команд.

Следующая информация касается снижения затрат.

СНИЖЕНИЕ ЗАТРАТ

Квалификационные машины

Главы команд одобрили предложенные поправки к техническим правилам, которые запрещают использование квалификационных шасси, баков, выхлопов и охлаждающих систем.

Стандартизация материала тормозных систем

Главы команд одобрили предложенные техническими комиссарами поправки по стандартизации материала тормозных систем в 2004 году.

Стандартизация ободов колес

Было решено, что команды окажут серьезную поддержку для стандартизации деталей ободов и обсудят возможность стандартизации самих колес с целью упрощения существования некоторых или всех команд Формулы 1.

Снижение веса

Главы команд согласились с предложением технических комиссаров о том, что в качестве одной из деталей целого пакета изменений в технических правилах должно быть снижение минимального веса машины до 550 кг к сезону 2005 года.

Плотность материалов

Было решено, что материалы высокой плотности в 2005 году будут запрещены.

Стандартные тормоза

Было решено рассмотреть предложения по поддержке стандартных, но улучшенных тормозных систем в Формуле 1, с введением их в промежутке между 2004 и 2006 годом. Такие системы должны быть способны выдержать весь гоночный уик-энд без замены компонентов.

Двусторонняя телеметрия

Было решено, что команды будут искать пути для стандартизации спецификаций двусторонней голосовой и информационной телеметрии в Формуле 1 с возможным введением ее в действие в 2004 году.

ИНИЦИАТИВЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ МАЛЕНЬКИХ КОМАНД

В дополнении к этим инициативам DaimlerChrysler распространила среди производителей двигателей письмо с предложением поставлять двигатели второй команде по сниженной цене. Toyota и Renault незамедлительно позитивно отреагировали на это предложение и согласились сделать дальнейшие шаги по осуществлению этого проекта. Другие автопроизводители могли бы скоро последовать тем же путем, если бы ФИА не затормозила их своими решениям от 15 января. Если бы не это, этот план означал бы внедрение программ по снижению цен на двигатели, что позволило бы сохранить Формулу 1 такой, какая она есть.

Более того, на совещании 15 января 2003 года главы команд и Берни Экклстоун единогласно проголосовали за перераспределение доходов от телетрансляции (при условии неизменности правил) для того, чтобы нынешние участники смогли остаться в спорте в 2003 году. В это были включены суммы, на которые имеют право McLaren и WilliamsF1.

Вместе со снижением цен на двигатели этот план позволит любой организованной команде продолжить развиваться.

В свете изложенных инициатив для нас было большим сюрпризом узнать из заявления ФИА, что "команды ничего не решили".

ИНТЕРЕС АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ К СПОРТУ

Автомобильным компаниям необходим стабильный чемпионат, и они готовы к долговременным и серьезным инвестициям в Чемпионат. Их предложения, озвученные GPWC, демонстрируют их стремление к стабильности и уверенности. Они доказали, что действительно преданы Формуле 1 и хотят участвовать в ее развитии.

ФИА не воспользовалась предложением автопроизводителей внести свою долю усилий для развития спорта, и именно этот момент привел к созданию GPWC. Отношение ФИА к этим предложениям н было полезным, но мы все равно надеемся, что в будущем ФИА найдет приемлемый и конструктивный путь для совместной работы с атопроизводителями.

БЛИЖАЙШЕЕ БУДУЩЕЕ

Сезон 2003 года вскоре начнется, и мы уверены, что фундаментальные изменения были внесены в наш спорт без соответствующей консультации и вразрез с текстом Договора Согласия. В этих обстоятельствах у нас нет другого пути, кроме как начать чемпионат согласно этих новым правилам, но, поступая так, мы сохраняем за собой все свои права, включая право обратиться в арбитражный суд для того, чтобы проверить соответствие новых правил Договору Согласия.

Повторяем, с нашей точки зрения, а ее, как мы понимаем, поддерживает большинство команд и автопроизводителей, некоторые из мер, которые Вы предприняли, нанесут серьезный урон будущему Формулы 1, поскольку Вы предлагаете ввести еще изменения в 2004-ом и позднее. С точки зрения Технической комиссии все это приведет к увеличению риска и уменьшению безопасности, тем самым, разрушая фундаментальные принципы Формулы 1, принижая спорт и отталкивая автопроизводителей от участия в чемпионате.

Мы настоятельно просим Вас воздержаться от дальнейших односторонних действий и вступить в конструктивный диалог с командами для того, чтобы обеспечить стабильность и развитие Формулы 1.

Мы, безусловно, все также готовы к встрече в любое время для того, чтобы обсудить меры по улучшению спорта.

Искренне Ваши, Рон Деннис и Френк Вильямс

Перевод Евгении Базаровой.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё