Эволюция рулевого колеса

Специально для F1News. Октябрь 2002.

Центром машины Формулы 1 является кокпит – его можно назвать офисом гонщика. Огромное количество оборудования для пилота должно быть втиснуто в это ограниченное пространство.

В 50-е годы рулевое колесо было не больше чем деревянным кругом на металлической основе. Следующие два десятилетия мало что изменили - разве что руль стал чуть меньше в диаметре, но это стало следствием изменения конструкции болида, просто кокпит стал меньше. В начале восьмидесятых на руле появились кнопки и переключатели - новая электроника требовала вмешательства гонщика, который смог управлять балансом тормозов, концентрацией топливной смеси, параметрами активной подвески, когда она была разрешена правилами. Современное рулевое колесо болида представляет собой легкую и прочную конструкцию из углепластика и алюминия.

Прорыв случился в 1989 году, когда Ferrari представила полуавтоматическую коробку передач. Исчезла необходимость в педали сцепления и рычаге переключения передач. Остались только две педали - 'газ' и тормоз. Отныне, пилоты могли переключать передачи с помощью небольших рычажков, расположенных с обратной стороны рулевого колеса - с одной стороны для повышения передачи, а с другой для понижения. Маленький рычажок сцепления крепиться сразу позади рычагов переключения передач и включается вместе с ними.

Теперь нет педали сцепления, так что многие пилоты по раллийному тормозят левой ногой. В современных болидах нет необходимости снимать правую ногу с педали газа, что намного облегчает пилотирование. Отпала необходимость размещать в кокпите болида тахометр, спидометр и другие приборы, показывающие гонщику параметры тех или иных систем. Прямо на руле располагается жидкокристаллический дисплей, на который и выводятся все эти показатели. Обычно это обороты двигателя, текущая передача, скорость, объем топлива в баках, температура охлаждающей жидкости, время прохождения круга, иногда с учетом результата по секторам трассы.

По правилам, рулевое колесо должно легко сниматься, чтобы в случае аварии не препятствовать эвакуации пострадавшего пилота.

Руль Михаэля Шумахера

Некоторое время команда "Феррари" использовала интересный метод регулировки положения рулевого колеса в кокпите. Несколько тонких пластин, шириной около 4 мм между рулевым колесом и хабом, куда оно крепиться, позволяют подобрать оптимальный вариант.

Кнопки

Но это всего лишь вершина айсберга. На рулевом колесе есть несколько кнопок и переключателей, с помощью которых пилот в состоянии вывести на дисплей около ста параметров двигателя, тормозной системы, коробки передач или сцепления, а также легко управлять всеми этими параметрами. Правда прочесть эту информацию и что-то изменить гонщик может лишь в неподвижной машине, к примеру - во время остановки в боксах. Скоро появятся индикаторы, информирующие пилота о флагах, которые маршалы вывешивают на трассе.

Коробка передач Управление мотором
1 Задняя передача 12 Индикатор оборотов
2 Нейтральная передача 13 Подготовка к старту (парная)
3 Старт-контроль 14 Лимитатор
4 Дифференциал 15 Радио
5 Минус 16 Универсальный переключатель
6 Режим дифференциала 17 Режим работы мотора
7 Топливо 18 Плюс
8 Трекшн-контроль 19 Режим работы мотора
9 Давление масла 20 Подготовка к старту (парная)
10 Остановка мотора 21 Обороты мотора
11 Универсальный переключатель 22 Скролирование экрана
23 Подтвеждение

На руле всегда присутствует кнопка "Выключение мотора", которая необходима для того, чтобы пилот мог заглушить двигатель в случае пожара или иной внештатной ситуации. Она должна быть расположена в легкодоступном месте, но не допускать случайного нажатия. Известен случай, когда на тестах в начале сезона, мотор вышел из строя в результате случайного нажатия на эту кнопку.

Кроме тех, что перечислены в таблице, можно встретить кнопки "Подтверждение заезда на пит-лейн", "Подтверждение дождевой резины" и "Маркер неполадок". Первые две дублируют радио сообщения - как только пилот решил что необходим заезд в боксы (иногда и внеплановый) он нажимает первую. В боксах сразу загорается лампочка, которая сигнализирует механикам о намерениях пилота. Вы можете спросить, а для чего тогда существует радио связь? Но во-первых она не всегда была обратной, а во-вторых - на некоторых трассах, вроде Монако или Хокенхайма есть места, где радиосвязь просто не работает и что бы не говорил пилот, его просто не услышат в боксах команды
Третья, из перечисленных выше кнопок, облегчает жизнь и пилотам, и команде. Как только, пилот на определенном участке трассы чувствует проблему (например необъяснимую вибрацию), он нажимает эту кнопку, что фиксируется метками на экране телеметрии в боксах.

Родионов Владимир

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё