Отшипело...

Формулу 1 покидает Mоеt & Chandon - компания, 30 лет поставлявшая шампанское для церемонии награждения...

Из всех таинственных историй появления на свет шампанского одно можно сказать с определенной долей уверенности: Дом Перинон не одобрил бы церемонии награждения пилотов в Формуле 1, или, говоря иначе, подиумы. Этот священник, живший в XVII веке, посвятил себя изготовлению белых вин, которые бы не бродили в бутылках и не имели побочного взрывного эффекта, как вина из других мест Франции. Так что, если бы он сейчас увидел, как шампанское шипит и пенится в руках пилотов, то наверняка бы заплакал.Сказочный священник теперь мог бы вздохнуть с облегчением, узнав, что Moet & Chandon - прославивший его дом всемирно известных шампанских вин - наконец решил поставить точку на своем присутствии в гонках Гран При. Дом Перинон в своем научном труде по поводу транспортировки винограда даже порекомендовал использовать в этих целях мулов вместо лошадей, так как они "менее возбудимые, чем лошади".

Через триста лет он, несомненно бы, одобрил решение Moet перейти от Формулы 1 к более спокойным видам спорта - таким, как, например, парусный.Компания Moet & Chandon занимается изготовлением шампанского еще с 1743 года, так что период участия фирмы в гонках - всего лишь ничтожный отрывок времени ее существования. Тем не менее, грустно осознавать то, что такой гранд покидает Формулу 1. Сражения с шампанским на подиуме, осторожно именуемые Moet "сценой поливания", уже давно стали обычным явлением, а потому правила FIA обязывают организаторов гонки предоставлять полотенца и воду для церемоний награждения пилотов.

На каждую гонку Moet должна была выделять 8 больших бутылок шампанского (4 из них как запасные), которые затем ставили за подиумом. Но, как показывает опыт, пилоты Формулы 1, как бы напористы и смелы они ни были за рулем болида, совершенно беспомощны, когда необходимо открыть бутылку, а поэтому перед самым началом торжественной церемонии эти бутылки предусмотрительно откупоривают.

Интересно отметить, что в давние времена пилотам больше нравилось выпивать шампанское, нежели им поливаться. Особым пристрастием к марочному продукту Moet славился довоенный гонщик Тацио Нуволари. Роб Уолкер также заявляет, что в 1939 году шампанское помогло ему занять восьмое место на своем автомобиле Delahaye в гонках в Ле-Мане. Ни с того, ни с сего ему было сказано заехать в боксы за два часа до финиша. Насколько же был удивлен пилот, когда механики обдали его освежающим стаканом шампанского! "Думаю, истинной причиной такой щедрости стало то, что они опустошили практически все бутылки, и тут им стало стыдно, что мне ничего не останется", - вспоминал он.

Разные марки шампанского старались превзойти друг друга в гостеприимстве к пилотам до Гран При Франции 1966 года - последней гонки, проводимой в Реймсе - столице провинции Шампань. Возможно, это парадокс, однако традиция поливания на подиуме зародилась в том же году, но не в Реймсе, а в Ле-Мане."Первая сцена с поливанием случилась исключительно случайно", - вспоминает Маркус Вестерби, приветливый англичанин, бывший директором по продажам Moet в Великобритании. "В той гонке первыми финишировали два Ford и сам Генри Форд был тогда на подиуме. Ему дали две большие бутылки, чтобы он наполнил кубки победителей. Но одна из них нагрелась, и пробка выстрелила. Вино стало разбрызгиваться во все стороны огромной дугой, и когда лучи солнца захватили ее, появилась небольшая радуга, - продолжает Вестерби. - Казалось, что на наших глазах начинает происходить нечто значительное".

Вместе с французскими коллегами, используя свои связи в мире спорта, Вестерби удалось привлечь внимание к Moet со стороны боссов Формулы 1. Он всегда был поклонником гольфа, но первый его визит на гонку в Сильверстоун в 1967 году сделал его также фанатом автогонок. Потом, познакомившись с Нейлом Исоном-Гибсоном из RAC (Королевского Автомобильного Клуба), он получил возможность вручить шампанское победителю Гран При Великобритании 1969 года Джеки Стюарту. Шотландец, конечно, не пил, но позже эта небольшая связь сыграла свою роль, когда после ухода ему предложили работать на группу Moet-Hehnessy в своеобразной роли посла.

Впервые шампанское Moet приобрело официальный статус в 1972 году на Гран При Италии. Благодаря вмешательству Колина Чепмена, владельца Lotus, на котором побеждал Эмерсон Фиттипальди, Вестерби наконец получил дорогу на подиум."В те времена мы договаривались с организаторами отдельных гонок, и очень хорошо с ними ладили, - продолжает он. - Тогда проведением этапов в Великобритании занимался RАС, и целых 11 лет c ними легко договаривался, что и они ценили".

Первые серьезные возражения появились, когда в Goodyear обнаружили, что мы ничего не платили за сделку, в то время как им приходилось платить за свое вовлечение десятки миллионов. Но я сразу попытался сделать акцент на том, что сцены поливания на подиуме привлекают ТВ после того, как гонка завершилась. И, как следствие, спонсорам от этого есть определенная выгода... "Эту проблему решили довольно необычно. По новому соглашению Moet должна была помогать в финансировании медслужбы на большинстве гонок. Деньги шли на проверку состояния медицинских приборов на зарубежных трассах, а также на разведку маршрутов скорой помощи. Кстати, все это впоследствии связало профессора Сида Уоткинса со спортом.

К середине 70-х имя Moet уже автоматически ассоциировалось у болельщиков с автоспортом. Во Франции менеджер по рекламе компании Жан-Мари Дюбуа стал олицетворять Moet и пользовался большим спросом из-за своего умения открывать шампанское за одно мгновение.Дюбуа, однако, практически не говорил по-английски. Поэтому, когда появилась возможность поехать на Гран При Японии 1976 года, послали не его, а Вестерби, в сопровождении двенадцати дюжин бутылок шампанского и трех бутылок бренди "Хенесси", так как во Франции кто-то посчитал это необходимым для празднования после гонки. Вестерби подумал, что у них могут быть проблемы на таможне, и попросил всех членов британской делегации, летящих этим рейсом, подписать таможенные декларации по три бутылки на человека (это позволенный максимум). Они прилетели после некоторых задержек в Японию в 1 час 30 минут по местному времени и удивили таможенников, однако им было позволено пройти с нетронутым грузом алкоголя.В 1977 году, уже на следующем Гран При Японии, случилось небольшое - комичное приключение. Джеймс Хант, действующий чемпион мира, заранее попросил для себя автоэскорт до аэропорта после гонки, в чем ему было отказано. После того, как Хант выиграл ее, организаторам пришлось пожалеть о своей упрямости, так как брюзгливый англичанин сразу же отправился в Токио. Событие также было подпорчено одним фатальным инцидентом, вовлекшим двух зрителей. Они стояли в запретной зоне, и их зацепил Жиль Вильнев на Ferrari.Тем не менее, церемония награждения должна была состояться, не важно - с Хантом и Карлосом Ройтманном, товарищем Вильнева по команде, или без них. Выход был найден: третий призер Патрик Депайер стоял на нижней ступеньке, на двух первых были Gauloise и бутылка шампанского Moet - а в это время играли победные гимны. На некоторых снимках можно также лицезреть Вестерби и бодрого итальянца в комбинезоне, представителя Magneti Marelli.Теперь церемония награждения стала обязательным мероприятием.

FIA решила положить конец хаосу и ввела строгие правила по этому поводу. Берни Экклстоун персонально вел переговоры с Moet, для которой участие в этих сделках уже обходилось больше 1 миллиона долларов в год.Местное законодательство по запрету алкоголя также накладывает свой отпечаток, особенно во Франции. Со времени нововведений Луи Эвина (Закон Эвина) в 1993 году реклама алкоголя через спорт во Франции стала строго запрещена. Официальные чины из Moet были формально предупреждены в прошлом году в Ле-Мане. Им строго-настрого запретили появляться на публике в одежде с логотипами и рекламой их компании. В противном случае фирме грозил бы штраф, равный не много не мало - половине годового оборота. Закон Луи Эвина объясняет отсутствие сцены поливания на Гран При Франции, где теперь принято пожимать друг другу руки и пить обычную воду, нежели по-настоящему праздновать победу. В прошлом году это так достало Берни Экклстоуна, что он послал утром перед гонкой своего человека в ближайший супермаркет купить три бутылки шампанского. Высокие лица из Moet, смотревшие церемонию награждения по ТВ, пришли в ужас, когда победители, как ни в чем не было, стали поливать друг друга шампанским Moet в полное нарушение местных драконовских законов. Экклстоун убедил всех, что это событие произошло по его собственной инициативе, Ясно, что у дверей его офиса еще появятся жандармы...


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё