Отмена дозаправок: анализ последствий

Одно из самых серьезных изменений, которое ждет Формулу 1 и всех ее болельщиков в предстоящем сезоне – это, без сомнений, отмена дозаправок. Из нынешних пилотов лишь двое, Михаэль Шумахер и Рубенс Баррикелло, успели погоняться в чемпионате мира в ту пору, когда запас топлива на борту нельзя было пополнять по ходу дистанции. О том, что несет нам новый регламент, рассуждает журнал Racecar Engineering.

“Статья 29 Спортивного кодекса FIA, вступающая в силу с Гран При Бахрейна, гласит, что «машину нельзя дозаправлять после того, как она покинула пит-лейн перед гонкой». Это значит, что впервые с Гран При Австралии 1993 года, состоявшегося в Аделаиде, топлива в баках на старте будет достаточно, чтобы добраться до финиша. Впрочем, в последний раз машина прошла полную дистанцию без дозаправок по ходу Гран При Монако 1997 года – маленькое чудо за рулем Tyrrell 025 сотворил Мика Сало.

Дождь помог Мике Сало доехать до финиша Гран При Монако 1997 года без дозаправок

Изменения в правилах могут привести к самым разным последствиям в конструкции машин, но самым заметным все же будет их влияние на процедуру пит стопов. Объясняет спортивный директор Renault Стив Нильсен: «Хотя мы всегда стремились проводить пит-стопы как можно быстрее, основной упор прежде делался на установку и удаление топливного шланга. Если убрать заправку из этого уравнения - остаются шины, а это совершенно другая область, здесь можно выиграть или упустить время. Менять колеса нужно в таком темпе, на который только способен человек».

Чтобы подготовиться к безумным пит-стопам 2010 года, команды отрабатывали эту процедуру на протяжении последних недель. Общее время, потраченное на подобные занятия, только в Renault превысило пять часов. Стив Нильсен надеется, что в Бахрейне команда будет в этой дисиплине одной из лучших: «Эта работа должна стать частью вашей натуры, и тренировка помогает достичь совершенства».

Каким же будет достойный пит-стоп? Похоже, что магической цифрой станет тройка – а говоря точнее, три с половиной секунды. Именно такую цель поставил Стив: «Пит-стоп  протяженностью в три с половиной секунды будет вполне приличным – по сравнению с прошлым годом время, затраченное бригадой механиков, сократится вдвое».

По ходу тренировок командам удавалось проводить замену колес даже быстрее трех секунд – но в условиях реального Гран При повторить такой результат будет, скорее всего, невозможно из-за прессинга, сколько бы вы не тренировались. Это как пенальти в футболе или матчбол в теннисе: выложиться по максимуму нужно именно тогда, когда это играет решающую роль.

«Этот прессинг несколько отличается от того, что был раньше, - говорит главный механик Renault Гэвин Хадсон. – Все будет происходить гораздо быстрее. Вместо того, чтобы следить за топливным шлангом, мне предстоит увидеть четыре поднятые руки – по одной у каждого колеса. Работа останется для нас прежней – нужно всего лишь перестроиться на новый масштаб времени».

Чтобы еще больше повысить скорость пит-стопов, некоторые команды внедрили ряд новшеств. К примеру, в Renault разработали особый передний домкрат с быстрым механизмом освобождения. Многие – в частности, Ferrari – используют колесные гайки специальной конструкции. Аэродинамические колпаки с 2010 года под запретом: это еще одно изменение в регламенте, которое сделает жизнь механиков, работающих с передними колесами, чуть легче. Впрочем, уже есть движения в сторону возвращения этих деталей, пусть и в иной форме. «Все эти изменения, вместе взятые, позволят нам сэкономить немало времени», – говорит Стив Нильсен.

Итак, дозаправки остались в прошлом. Увидим ли мы возвращение к тем временам, когда механики на пит-лейне носили шорты и футболки? Это маловероятно. «Пит-лейн по-прежнему остается опасным местом, - говорит Нильсен. – Потому наши механики останутся в огнеупорных комбинезонах. Единственное отличие будет в том, что теперь фирма OMP будет поставлять нам униформу из двухслойного материала, а не трехслойного, как раньше. Потому в Бахрейне ребятам будет не так жарко!...».

Racecar Engineering
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё