Мэтт Бишоп: «Боливар не выдержит двоих»

Фернандо Алонсо и Льюис Хэмилтон

Команды, реально претендовавшие на победы в чемпионатах, редко исповедовали принцип равенства гонщиков. Главный редактор журнала F1 Racing Мэтт Бишоп полагает, что ближе к концу года McLaren предстоит принять некие тяжелые решения…

Чем бы ни закончились грядущие заседания Арбитражного суда FIA (назначенные на 13 и 19 сентября), на которых должна предстать McLaren, сегодня большинство обозревателей полагает, что в 2008-м году команда вряд ли сохранит нынешний состав.

Если ситуация будет развиваться так, как развивается, и Рону Деннису придется уступить кого-то из участников своего фантастического дуэта, то психологически он будет просто раздавлен, что вполне можно понять. Но я думаю, все к этому идет.

Хотя в командах, в которых доводилось выступать Фернандо Алонсо и Льюису Хэмилтону, они не всегда получали статус гонщиков №1 (в том объеме, в каком этого требовал тот же Михаэль Шумахер), тем не менее, оба неизменно считались primus inter pares, т.е. «первыми среди равных», просто в силу их очевидного превосходства над напарниками.

Обычно равный статус гонщиков – не проблема для команд Формулы 1, например, в Renault, Ferrari, Honda, BMW Sauber, Toyota, Red Bull Racing, Williams и прочих это не создает особых сложностей. И все потому, что подобный статус становится проблемой лишь в случае сочетания трех специфических факторов:

  1. Оба гонщика должны отличаться исключительными способностями и быть законченными эгоистами;
2. Оба должны быть абсолютно равны по скорости в квалификациях и в гонках;
3. Они должны располагать машинами, способными регулярно побеждать.

И вообще-то все эти три условия совпадают крайне редко. Чаще всего чемпионаты мира выигрывались гонщиками, у кого были не самые сильные партнеры – уже не говоря о Шуми, чьи главные достижения были, в частности, связаны с тем обстоятельством, что он настаивал на своем однозначном статусе гонщика № 1 на фоне более слабых напарников, выбор которых утверждал лично.

Фактически со времен Айртона Сенны и Алена Проста не было случая, чтобы за победу в чемпионате боролись два гонщика одной команды, и оба при этом отличались равными талантами и имели равный статус. Кстати, тогда все это тоже происходило в McLaren, и, между прочим, плохо кончилось.

(Тем из вас, кто собирается возмутиться и опровергнуть мой тезис, приводя дурацкие примеры вроде «соперничества» Дэймона Хилла и Жака Вильнёва в 1996 году, я предлагаю перечитать первое из трех приведенных мной условий. Благодарю.)

Так, может быть, McLaren следует отказаться от принципа равенства в пользу проверенной политики Ferrari, т.е. оставить в команде одного звездного гонщика плюс нанять надежного профессионала, который выполнял бы роль «второго номера»?

С моей точки зрения, именно это им и следует сделать. Слишком часто (например, в 1986 году, когда воинствующие гонщики Williams Нельсон Пике и Найджел Мэнселл упустили шанс завоевать титул, потому что по ходу сезона отнимали друг у друга очки; или в 1973 году, когда то же самое произошло с командой Lotus, за которую тогда выступали Эмерсон Фиттипальди и Ронни Петерсон) команды проигрывали чемпионаты только из-за того, что исповедовали принцип равенства.

(Только не надо мне говорить про Кубок конструкторов, который в 1986 году по праву достался Williams, а в 1973 – Lotus, просто потому что этот Кубок мало кого волнует. Ну-ка, вспомним, сколько было шуму, когда в 2000-м году Шумахер выиграл титул, тем самым, положив конец бесславному периоду Ferrari, продолжавшемуся 21 сезон, начиная с победы Джоди Шектера в чемпионате-1979.

Однако мало кто обратил внимание на то, что на самом деле бесславный период закончился годом ранее, в 1999-м, когда Скудерия выиграла Кубок конструкторов. И объяснение тут одно: просто всех волновал только чемпионат, в котором первенствовал гонщик McLaren Мика Хаккинен.

И, между прочим, началом периода бесславья Ferrari тогда уж надо считать не 1979-й, а только 1983-й год, поскольку тогда Кубок конструкторов уехал как раз в Маранелло. Но всех волновало только то, что титул в том году достался Нельсону Пике, выступавшему за Brabham: гонщики Ferrari не смогли этому помешать по целому ряду причин.)

И нельзя исключать, что McLaren придется поменять нынешнюю политику не по собственной воле, а просто потому, что Алонсо может покинуть эту команду, и Рон Деннис не станет этому препятствовать, несмотря ни на какие контрактные ограничения.

Объясняю: несомненно, Рон уже понял, что сохранить Льюиса Хэмилтона, т.е. главное сокровище Формулы 1 XXI века, он может единственным способом: дать ему то, что он хочет, так же, как в Ferrari Михаэлю дали то, что он хотел, причем, по той же самой причине.

Первоочередная задача, которую сегодня необходимо решать Деннису, кроме предстоящих слушаний в Апелляционном суде FIA, заключается в том, чтобы не позволить Ferrari, а точнее, корпорации Philip Morris (Marlboro), увести Хэмилтона у него из-под носа.

Партнеры McLaren – прежде всего их титульный спонсор Vodafone, чьи маркетологи намерены всю свою глобальную рекламную стратегию на ближайшие годы выстроить вокруг Хэмилтона (который должен заменить Дэвида Бэкхема) – полностью зависят от того, насколько успешно глава команды справится с этим испытанием.

Тем временем, глава Ferrari Жан Тодт уже, должно быть, начал свою секретную операцию под кодовым названием «Льюис». Иначе и быть не может: Скудерия, еще недавно больше сориентированная на конкретную суперзвезду, чем любая другая команда в новейшей истории Ф1, сегодня должна быть готова душу отдать дьяволу, только бы заполучить Хэмилтона.

Неужели вы думаете, что Фелипе Масса, каким бы быстрым и трудолюбивым парнем он ни был, в состоянии заменить Шумахера? Да еще сделать так, чтобы были довольные те ветераны команды, которые помнят, как им работалось с самим маэстро, вдохновлявшим всех на подвиги?

Неужели вы всерьез верите, что сильно пьющий и немногословный Кими Райкконен, при всем его безумном таланте, отвечает представлениям Ferrari о «новом Шуми»?

Как вы считаете, может ли корпорация Philip Morris считать кого-то из этих двоих той самой мегазвездой, которая ей нужна?

Нет, нет и нет. Просто потому, что в понимании Ferrari и Philip Morris у Хэмилтона есть все то, чего нет ни у Массы, ни у Райкконена.

Будьте уверены, Льюис трудолюбив, как Масса, талантлив, как Райкконен, и при этом является неизмеримо более яркой звездой, чем они.

Вы только прикиньте: по текущему контракту Philip Morris до конца 2011 года собирается предоставить Ferrari спонсорскую поддержку в размере $1,1 млрд. Возможно, по причинам юридического характера, а также учитывая фактор корпоративной социальной ответственности, который, при всей его аморфности, табачным компаниям сегодня приходится весьма серьезно учитывать, продлить этот контракт не удастся.

Поэтому не надо недооценивать усилия, которые маркетологи Philip Morris будут прилагать, чтобы получить максимальную отдачу от столь масштабных инвестиций в Ferrari (и в Ф1) именно в этот период, который для них может оказаться последним.

А еще не надо забывать, что у Льюиса темный цвет кожи. И ради возможности использовать этот расово-этнический фактор, чтобы получить доступ к рынкам, которые раньше оставались закрытыми для Marlboro, всегда считавшимися «сигаретами белого человека», табачники из Philip Morris будут готовы свернуть горы.

А кто платит гонорары гонщикам Ferrari? Все тот же Philip Morris. Так что, выводы делайте сами.

Получается, что сохранить Хэмилтона (а они просто обязаны его сохранить) McLaren сможет единственным способом, отпустив Алонсо. Причем, сейчас.

Куда? Возможно, в Renault. Ведь если воспрепятствовать его возвращению в Renault, силу которой нельзя недооценивать, тогда Ferrari и Philip Morris только удвоят усилия, чтобы заполучить Хэмилтона, отлично понимая, что в 2008-м году Льюису будет еще более некомфортно в McLaren, потому что ему опять придется иметь дело с таким же бескомпромиссным, исключительно конкурентоспособным и все более раздражительным Алонсо.

«Боливар не выдержит двоих» – эта фраза из классического рассказа О’Генри весьма точно описывает ситуацию, в которой сегодня Хэмилтон и Алонсо оказались в McLaren.

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё