Гран При FM: Радиообмен Renault на Нюрбургринге

На командном мостике Renault

Доступ к радиопереговорам между командой и гонщиками помогает понять суть гонки, заглянуть за кулисы, и как же жаль, что болельщики Формулы 1 лишены этого удовольствия. Нет, по воле Экклстоуна отдельные реплики из эфира попадают в телевизионную трансляцию, но это лишь крохи, лишь то, что позволяют команды, ведь большая часть переговоров засекречена.

У Renault несколько другая политика - они дают доступ к переговорам для гостей команды. В Нюрбургринге такую возможность получил журналист британского F1Racing, и эта гонка стала одной из самых сложных и непредсказуемых в сезоне...

В ролях

Стив Нильсен - тим-менеджер
Пэт Симондс - разработчик
Алан Пермейн - главный гоночный инженер

Дейв Гринвуд - гоночный инженер Физикеллы
Рикардо Пентадо - моторист Физикеллы
Джанкарло Физикелла - гонщик

Адам Картер - гоночный инженер Ковалайнена
Иньяки Руэда - контрольный инженер Ковалайнена
Реми Таффин - моторист Ковалайнена
Хейкки Ковалайнен - гонщик

13:31
Дейв Гринвуд: Хорошо, Грэг (Бейкер, главный механик машины Физикеллы), начинаем. Парни в боксах, Физи один раз проедет через пит-лейн.
Адам Картер: Хорошо Дейв, начинаем.

13:32 Команда занимает свои места в боксах, из которых выехали машины. Я устраиваюсь позади, за экранами телеметрии, на которых шесть инженеров Renault наблюдают за всевозможными параметрами и графиками.

13:33 Физикелла едет по пит-лейн
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, Физи, будь осторожен, прогревая резину. На выезде с пит-лейн отрабатываем старт.

13:33
Адам Картер (Ковалайнену): Проверка радиосвязи.

13:37
Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, помни о нейтральной передаче на стартовом поле. Нейтраль, затем Р1 и Р0.
Джанкарло Физикелла: Хорошо. Радио сегодня работает слишком громко, давайте сделаем потише.
Дейв Гринвуд (Физикелле): Мы позаботимся об этом на на стартовом поле.

13:41 Шины греются в термочехлах, на телеэкране с трансляцией Квентин Тарантино позирует фотографам с Марком Уэббером. Хейкки идет через боксы, видимо в туалет.

13:44
Реми Таффин: Мы можем завести машину Хейкки?
Иньяки Руэда: Адам, заводи, по моей команде.

13:45 Хейкки возвращается, говорит со Стивом Нильсоном. На телеэкранах появляется сообщение о закрытии пит-лейн.

13:50 На телеэкранах еще одно сообщение: дождь ожидается в ближайшие шесть минут.

Стив Нильсен: Десять минут до старта, десять минут. Хочу напомнить, мы должны поставить резину за три минуты до старта и можем ее заменить только, если старт отложен.

13:56 Машина безопасности выезжает с пит-лейн

13:59 На телеэкранах очередная новость: дождь ожидается в ближайшие три минуты. На трибунах надевают плащи и раскрывают зонтики. Слышен звук запускаемых двигателей.

14:00 Машины начинают формировочный круг

Адам Картер (Ковалайнену): Греем тормоза, греем тормоза.

Хейкки Ковалайнен: Кажется начался дождь, я в пятом-шестом поворотах, немного капает.

Джанкарло Физикелла: Да, небольшой дождь.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо Физи, я принял. В каких поворотах?

Джанкарло Физикелла: В третьем и четвертом, дождь усиливается. (Джанкарло в нескольких сотнях метрах от Хейкки).

14:01
Адам Картер (Ковалайнену): Помните о режимах на старте.

14:02
Пэт Симондс: Внимание всем, в первые десять минут я хочу максимальную тишину и внимание в эфире, никаких лишних сообщений.

Стив Нильсен: Парни в боксах, вы должны быть готовы в любую минуту, на первых кругах может пойти дождь.

Адам Картер (Ковалайнену): Прогреваем резину, прогреваем резину.

Хейкки Ковалайнен: Небольшой дождь еще идет.

Адам Картер (Ковалайнену): Понял.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, Физи, прогревай резину.

Старт гонки

14:03 Старт гонки, в боксах слышны аплодисменты - Джанкарло и Ковалайнен избегают стартовой толчеи, в которой сталкиваются гонщики BMW Sauber. Но дождь начался - он вовсю поливает боксы, и я понимаю, что ситуация изменилась раньше, чем это становится очевидно по телетрансляции. На пит-уолл инженеры что-то активно обсуждают.

14:04
Хейкки Ковалайнен: На прямой очень сильный дождь.

Хейкки Ковалайнен: [через 20 секунд] Очень сильный дождь.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, проверь режим трекшн-контроля.

Адам Картер (Ковалайнену): Парень, решай с резиной.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, определись с резиной.

14:05
Хейкки Ковалайнен: Здесь мокро, слишком мокро.

Джанкарло Физикелла: (из-за шума слова гонщика не слышны)

Дейв Гринвуд (Физикелле): Пожалуйста повтори. Подтверди, если едешь в боксы.

Адам Картер (к боксам): Топливо, шины, регулировка переднего антикрыла.

На телеэкране группа гонщиков плывет по трассе в последнем повороте, Райкконен скользит по сепаратору между трассой и заездом на пит-лейн и не попадает в боксы. Хейкки заезжает на обслуживание, Физи остается на трассе, но вылетает на гравийную полосу безопасности. Все вращают головой, кроме мотористов, которые сосредоточенно смотрят на телеметрию.

14:07 Механики обслуживают машину Хейкки, по радио слышен голос Джанкарло...

Джанкарло Физикелла: Я заезжаю.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Да, Джанкарло, как можно быстрее.

14:08 Судя по телевизионной картинке, машины вылетают практически во всех поворотах.

Хейкки Ковалайнен: Невероятный дождь, даже на этой резине машина совершенно не держится, аквапланирование почти на всей дистанции.

14:09
Адам Картер (Ковалайнену): На трассе машина безопасности, на трассе машина безопасности.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, будь очень, очень осторожен.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Внимание, машина безопасности, смесь 13.

Адам Картер (Ковалайнену): Машина безопасности выехала, просто удержите машину на трассе.

Хейкки Ковалайнен: Принято.

14:10 Позади лишь три круга. В первом повороте вылетели Баттон, Хэмилтон, Сутил и Спид. Лиуцци вылетает там же, едва не ударившись об эвакуатор, который вытаскивает из гравия машину Хэмилтона. Поток воды на траектории.

Адам Картер (Ковалайнену): Все вылетают в первом повороте, будьте осторожны. Вылеты, несмотря на машину безопасности.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Предупреждаю, в первом повороте очень много воды на трассе.

Джанкарло Физикелла: Я знаю, здесь действительно непросто.

14:12
Адам Картер (Ковалайнену): Нужно сохранить двигатель, прибавь обороты там, где это возможно.

14:13
Стив Нильсен: Все, гонка остановлена.

Адам Картер (Ковалайнену): Красный флаг, не заезжай в боксы, следуй правилам красного флага.

14:14
Стив Нильсен: Парни в боксах, на трассу, как будто у нас нормальный старт. Подъемники, весь комплект оборудования, все типы шин на стартовое поле.

Стив Нильсен: Все, можно идти на трассу, возьмите все необходимое оборудование.

14:15
Стив Нильсен: До рестарта, по крайней мере 10 минут. Конкретное время еще не определено, но десять минут у нас точно есть.

Пэт Симондс: Я останусь на пит-уолл. Еще раз хочу попросить, давайте сведем ненужный радиообмен к минимуму и успокоимся.

14:16
Стив Нильсен: Адам и Дейв, на рестарте убедитесь, что гонщики понимают - они поедут за машиной безопасности и смогут бороться лишь тогда, когда она покинет трассу.

14:19 Вышло солнце, но...

Стив Нильсен: Я говорил с FIA, за 10 минут до рестарта мы получим уведомление. Никаких признаков скорого продолжения гонки пока нет, они ждут еще более серьезного дождя и сейчас анализируют ситуацию. Как разберутся, будет объявлен рестарт, но повторюсь - до этого еще, по крайней мере, 10 минут. Правила работают, мы должны поставить резину за три минуты до старта, я буду вести обратный отсчет привычным образом.

14:23
Стив Нильсен: Есть новости, рестарт будет объявлен в 14:35, через одиннадцать с половиной минут. Рестарт будет за машиной безопасности.

Реми Таффин: Адам, мы можем завести машину Хейкки?

Рикардо Пентадо: Мы можем завести пятую машину?

14:25
Адам Картер: Стив, вы можете подтвердить, какая машина должна стоять позади Хейкки, а какая впереди него?

Стив Нильсен: Адам, перед вами, на пятой позиции, должен стоять Култхард, за вами, на седьмой - Райкконен.

Адам Картер: Понял.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Джанкарло, ты позади Вурца и Баррикелло. На рестарте ты должен быть позади Баррикелло.

Джанкарло Физикелла: Баррикелло сейчас девятый?

Дейв Гринвуд (Физикелле): Да, Баррикелло - девятый.

14:28
Стив Нильсен: Семь минут, и все начнется, меньше семи минут до старта.

14:30
Стив Нильсен: Пять минут до старта, через две минуты мы должны закончить с резиной.

14:31
Пэт Симондс: Тот же самый тип шин на обоих машинах.

14:32
Дейв Гринвуд (Физикелле): Вынимаем вентилятор из машины Физи.
Адам Картер (Ковалайнену): Хорошо, парень, помни про тормоза.

Стив Нильсен ведет обратный отсчет: две минуты, 90 секунд, 60, 30, 15...

14:35
Алан Пермэйн: Ральф на шинах для сильного дождя, большинство на дождевых.

14:36
Стив Нильсен: Парни из боксов, пора на исходную, так быстро, как вы умеете. Рестарт, как только выйдет машина безопасности.

Алан Пермэйн: Поправка - на резине для сильного дождя не Ральф, а Трулли и Хайдфельд.

14:38
Адам Картер (Ковалайнену): Следи за потоком брызг от соперника, перед рестартом нужно нажать газ до упора, чтобы выбросить воду из системы охлаждения.

14:39
Дейв Гринвуд (Физикелле): Рассказывай нам о том, как ведет себя резина.

14:40
Дейв Гринвуд (Физикелле): Хэмилтону разрешают обогнать пелетон потому, что он проигрывает круг.

14:41
Адам Картер (Ковалайнену): Состояние трассы?

Хейкки Ковалайнен: Повороты 5/6/7 и 8/9/10/11 быстро подсыхают, в четырех первых поворотах все еще очень влажно. Шикана тоже подсыхает, пока трасса не готова к сухим шинам.

14:42
Адам Картер (Ковалайнену): Машина безопасности уйдет на этом круге.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, что ты думаешь о сухих шинах?

Джанкарло Физикелла: Рано.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, машина безопасности уйдет на этом круге, включи смесь 5.

На телеэкране появляется прогноз - дождя не будет в ближайшие полчаса. Хэмилтону ставят сухую резину. На рестарте Хейкки избегает контакта с двумя Red Bull, которые сражаются друг с другом, во главе гонки Алонсо и Масса обгоняют Spyker Маркуса Винкельхока.

14:45
Дейв Гринвуд (Физикелле): Джанкарло, если трасса будет подсыхать, переключи трекшн-контроль.

14:46 В боксах аплодисменты - Физикелла обходит Баррикелло по внешнему радиусу в шикане, Хейкки парирует атаку Райкконена. В эфире - тишина.

14:50
Хейкки Ковалайнен: Эти шины быстро гранулируются, думаю, что пора остановиться.
Адам Картер (Ковалайнену): Принял.

Джанкарло Физикелла: Пришло время сменить резину.

11-й круг. Райкконен на пит-стопе, а Хэмилтон, которые едет на сухих шинах, показывает время, сопоставимое с лидерами - определенно пора менять резину.

14:51
Адам Картер (Ковалайнену): Хорошо, пит-стоп на этом круге

Адам Картер (к боксам): Только резина и регулировка переднего антикрыла для этих шин.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Пора, Джанкарло, заезжай.

14:52
Дейв Гринвуд (Физикелле): Это - двойной пит-стоп, Физи, двойной пит-стоп.

Хейкки и Джанкарло на обслуживании, в тот же момент заезжает Алонсо. Хэмилтон проезжает круг на три секунды быстрее, чем любой гонщик на дождевой резине.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Помни о трекшн-контроле, регулятор оборотов в позицию 6, и будь осторожен.

14:56
Адам Картер (Ковалайнену): Желтые флаги в десятом повороте, желтые флаги в десятом повороте (из-за вылета Винкельхока). Ситуация выглядит неплохо, продолжай атаковать.

14:57
Адам Картер (Ковалайнену): Добавь, мы можем пройти Вурца.

14:58
Адам Картер (Ковалайнену): Добавь парень, он ломает нам всю гонку, обгони его.

Через двадцать секунд на телеэкране загорается надпись "Team Radio" и эта фраза попадает в трансляцию. Режиссер включает камеру на машине Вурца, которая показывает приближающуюся машину Хейкки.

Джанкарло Физикелла

15:00
Дейв Гринвуд (Физикелле): Чистая трасса, впереди чистая трасса.

15:01
Адам Картер (Ковалайнену): Давай парень, мы обязаны обогнать Алекса.

15:03 Аплодисменты в боксах, Хейкки обгоняет Вурца в первом повороте, поднимаясь на пятое место.

Адам Картер (Ковалайнену): Хорошая работа, теперь очередь Уэббера!

Дейв Гринвуд (Физикелле): Атакуй Хайдфельда, он может совершить ошибку.

15:04 В боксах вздох, Ник Хайдфельд и Ральф Шумахер сталкиваются в последнем повороте...
Адам Картер (Ковалайнену): Желтые флаги в 15-м повороте.

15:06
Хейкки "На хвосте" у Уэббера, Джанкарло - десятый, позади группы из Култхарда-Хайдфельда-Кубицы.

15:07 Адам говорит о смене давления в шинах, следующим будет комплект сухих шин.

15:09
Адам Картер (Ковалайнену): Хейкки, у нас три круга, чтобы пройти Уэббера, иначе после остановки ты снова упрешься в Вурца.

Режиссер трансляции переключается на борьбу Ковалайнена с Уэббером.

15:10
Адам Картер (Ковалайнену): Баланс, пожалуйста, баланс.

Хейкки Ковалайнен: Все хорошо, немного добавим атаки заднего антикрыла.

15:13
Дейв Гринвуд (Физикелле): Как - баланс, Джанкарло, как - баланс?

Джанкарло Физикелла: Только недостаточная поворачиваемость

Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, принял.

15:16

Адам Картер (к боксам): Через 30 секунд пит-стоп у Хейкки, топливо и шины, только топливо и шины.

Пит-стоп Хейкки Ковалайнена

15:17
Ковалайнен возвращается из боксов десятым, позади Физикеллы.

Адам Картер (Ковалайнену): Эти шины в хорошем состоянии, используй их.

Судя по всему, на пит-уолл обсуждают, как изменить стратегию Физикеллы, чтобы обойти группу из Култхарда-Хайдфельда-Кубицы.

15:21
Дейв Гринвуд (к боксам): Пит-стоп у Джанкарло, топливо и шины.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Физи, тебя заправили до финиша, тебя заправили до финиша.

15:27
Адам Картер (Ковалайнену): Давление масла, давление масла. Чтобы справиться, нужно прибавить.

15:30
Дейв Гринвуд (Физикелле): Масса позади, синие флаги, пропусти его.

15:32 Сороковой круг. Вурц и Хайдфельд в боксах. Хейкки уступал Хайдфельду 6.7 сек, теперь он седьмой, но Вурц опережает Ковалайнена на выезде из боксов. На следующем круге пит-стоп у Кубицы, Вурц и Хейкки - пятый и шестой. Физикелла - девятый, "на хвосте" у Хайдфельда.

15:38
Адам Картер (Ковалайнену): Давление масла.

15:43 Ехавший третьим Култхард после пит-стопа возвращается позади Хейкки и перед Кубицей. Ковалайнен - пятый, но ему предстоит еще один пит-стоп.

Адам Картер (Ковалайнену): Баланс, пожалуйста, баланс.

Хейкки Ковалайнен: Все хорошо, все хорошо.

15:47
Дейв Гринвуд (Физикелле): Обломки на трассе, в первом повороте.

15:49 На телеэкране камера поднимается от трассы к небесам, фокусируясь на черной туче, тут же появляется надпись: Дождь через семь минут. Инженеры на пит-уолл встают перед выбором - Хейкки должен заехать на пит-стоп, но велика вероятность того, что заезжать придется еще раз, чтобы сменить сухую резину на дождевую. Можно сразу поставить дождевую и надеяться, что она не сотрется о сухой асфальт, пока не начнется дождь.

Адам Картер: Следующим набором шины для Хейкки будет R4 (сухие шины).

15:50 На телеэкране болельщики, одевающие плащи и раскрывающие зонтики...

Адам Картер (Ковалайнену): На пит-стопе мы поставим W2 (дождевая резина).

15:51
Адам Картер (Ковалайнену): Хейкки, пит-стоп на этом круге. Топливо, шины и регулировка переднего антикрыла.

15:52
Адам Картер (Ковалайнену): Помни о белой линии. Парень, мы здорово рискуем с резиной, но иначе не заработаем очков. Мы ждем дождь.

Хейкки Ковалайнен: Мне нужно беречь резину?

Адам Картер (Ковалайнену): Да, береги резину на сухой трассе, дождь на подходе.

15:53
Хейкки Ковалайнен: Дождя пока нет.

Адам Картер (Ковалайнену): Я вижу, береги резину.

Хейкки Ковалайнен: Да, кажется начинается дождь.

Адам Картер (Ковалайнену): Хорошо, береги резину и не забывай о трекшн-контроле.

15:55
Адам Картер (Ковалайнену): Дождь на всей трассе.

15:56
Дейв Гринвуд (Физикелле): Как дела? Не пора поставить дождевую резину?

Джанкарло Физикелла: Да, самое время.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Пит-стоп на этом круге.

Гран При Европы. Джанкарло Физикелла и Роберт Кубица

15:59
Два комплекта сухих шин, в термочехлах, возвращаются в боксы.

16:06
Ковалайнен и Физикелла на девятой и десятой позиции, позади Хэмилтона, но Льюис отправляется в боксы и Хейкки попадает в призовую восьмерку. Хэмилтон догоняет, до финиша шесть кругов, а механики в боксах следят за борьбой между Алонсо и Массой.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Нужно удержать Хэмилтона позади, на двух последних кругах придется обороняться.

16:07
Адам Картер (Ковалайнену): Внимательно, будь готов обороняться против Хэмилтона.

16:07 Последний круг. Джанкарло сдерживал атаки Хэмилтона, но McLaren оказался быстрее...

Адам Картер (Ковалайнену): Хэмилтон обогнал Физи.

Алонсо пересекает финишную черту, Хейкки - восьмой. Слышен вздох разочарования - эта команда привыкла выигрывать гонки.

Адам Картер (Ковалайнену): Так, 8000 оборотов. Отличная работа. Алонсо - первый, за ним Масса, Уэббер, Вурц, Култхард, Хайдфельд, Кубица. Ты - восьмой. Возвращаясь в боксы, помни об ограничителе скорости.

Дейв Гринвуд (Физикелле): Хорошо, Физи, трудная гонка. Алонсо, Масса, Уэббер, Вурц, Култхард, Хайдфельд, Кубица, Ковалайнен, Хэмилтон и ты.

Послесловие

Как много же теряют болельщики Формулы 1 от того, что большинство команд предпочитают держать переговоры с гонщиками в тайне. Второй по популярности гоночный чемпионат, NASCAR - полная противоположность, там радиообмен - часть шоу. На любой трибуне вы можете, заплатив минимальную сумму, взять приемник, наушники, настроиться на канал одной из команд и никогда не услышать: "Хейкки, поставь ручку трекшн-контроля в четвертую позицию" - там ее просто нет...

Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё