Макс Мосли о новых инициативах FIA

Макс Мосли

Интервью, опубликованное на официальном сайте FIA, разъясняет позицию Макса Мосли по поводу перемен в регламенте на сезон 2010 года, принятых Всемирным Советом по автоспорту...

Сегодня Всемирный Совет одобрил радикальные изменения регламента, вступающие в силу с 2010 года. Их основная цель – сделать дебют новых команд менее дорогостоящим и позволить действующим участникам чемпионата, в случае согласия с их стороны, выступать с намного меньшим бюджетом.

Новый подход оставляет командам возможность выбора – либо придерживаться действующего технического регламента, либо иметь большую свободу в условиях жесткого ограничения расходов.

По сути это выбор между:

1) правом неограниченного расходования средств в рамках строгих технических ограничений;

2) возможностью развиваться в условиях лимитированного бюджета,
при этом технические ограничения для таких команд будут корректироваться, чтобы их средний уровень конкурентоспособности соответствовал уровню команд, не стесненных в расходах.

Для команд с неограниченным бюджетом регламент останется неизменным.

Отвечая на вопросы журналистов, глава FIA Макс Мосли пояснил основные идеи, заложенные в оба варианта...

Вопрос: Каков предполагаемый размер бюджета?
Макс Мосли: Ориентировочно – 30 миллионов фунтов в сезон на одну команду.

Вопрос: Реально ли выступать в Формуле 1, располагая таким бюджетом?
Макс Мосли: Эта цифра была тщательно просчитана. Команды не смогут тратить огромные суммы ради сиюминутного преимущества (к примеру, на колесную гайку стоимостью 1200 долларов, которая используется всего один раз), но с трибун или экранов телевизоров машины будут восприниматься так же, как невероятно дорогие сегодняшние. Кроме того, они будут интереснее технически, поскольку за счет специальных систем смогут соперничать с машинами более обеспеченных команд. И не забывайте: 30 миллионов фунтов – довольно большая сумма денег.

Вопрос: Но, не по меркам Формулы 1. Что насчет основополагающих принципов чемпионата?
Макс Мосли: Кейт Дакуорт однажды сказал: «Инженер – это тот, кто за один доллар сделает то же самое, что любой идиот сделает за сотню». Упеха добьются команды с лучшими идеями, а не большими кошельками.

Вопрос: Что подлежит ограничению?
Макс Мосли: Все, не считая моторхоум (если таковой имеется у команды) и штрафов, налагаемых FIA. Учитываются все расходы – даже заработная плата гонщиков и руководителя команды. Если команда работает с прибылью, она может выплачивать дивиденды своим акционерам, среди которых могут быть и главный конструктор, и руководитель, и даже гонщик. Мы должны сделать так, чтобы эта прибыль была достаточной.

Вопрос: А как это проверить? Не получится ли в итоге множество скрытых платежей и схем ухода от контроля?
Макс Мосли: Мы постарались учесть это обстоятельство, пригласив адвокатов из Deloitte and Touche и финансовых экспертов команд. В ходе дискуссии стало ясно, что большую часть платежей легко отследить и оценить. Проблемой было получить согласие команд – многие хотели исключить из итоговой суммы здания и земельные участки, зарплату руководителей и гонщиков. Мы могли бы добиться права на внеплановый аудит и возможность налагать солидные штрафы за перерасход, но подобных сложностей больше нет – сейчас каждая команда должна решить, согласна ли она выступать в условиях ограниченного бюджета.

Вопрос: Что насчет мотора?
Макс Мосли: Сохраняется текущая спецификация, разве что не будет запрета на доработку и ограничений на количество оборотов. Общие расходы на двигатель не лимитируются , но если двигатель производится сторонним поставщиком или другой командой, мы бы хотели, чтобы это не было скрытой поддержкой. Если команда сама строит двигатель, мы проверим ее расходы. Действующие правила разрешают производителям продавать моторы лишь одной из сторонних команд.

Вопрос: Разве это не противоречит идее снижения расходов?
Макс Мосли: Нет. Если общий бюджет ограничен, нет нужды в специальных правилах, сокращающих расходы в определенных областях. Команда может потратить на мотор 20 миллионов фунтов, оставив на все прочее лишь 10 миллионов – пожалуй, это будет не конкурентоспособно. То же самое касается иных ограничений, которые будут сняты с команд, выбравших лимитированный бюджет – к примеру, использование аэродинамической трубы, тестового времени, экзотических материалов или суперкомпьютеров. Они могут тратить деньги даже на частные самолеты и дорогие отели, но лишь из обозначенных 30 миллионов фунтов.

Вопрос: Какие технические возможности появятся у команд с ограниченным бюджетом по сравнению с другими участниками чемпионата?
Макс Мосли: Профилированное (но стандартное) днище, гибкие антикрылья, отсутствие ограничений на обороты двигателя и его доработку, никаких требований к омологации, ограничений на использование материалов, тестов, симуляторов, аэродинамических труб. В отношении указанных команд не будет применяться большинство мер по снижению расходов, представленных в последние несколько лет.

Однако принципы экономии по ходу уик-энда – запрет на дозаправки и обязательное помещение машины в закрытый парк – сохранятся для обеих категорий команд. Мы рассматриваем вариант более энергоемкой KERS для команд с ограниченным бюджетом, но все это должно укладываться в сумму 30 миллионов фунтов, без исключений и какой-либо сторонней помощи.

Все приобретаемое у конкурента или поставщика будет учитываться по полной коммерческой стоимости, исключая детали, предоставляемые командам в рамках единого договора (как в случае с шинами). Это позволит всем участникам чемпионата одинаково выиграть от снижения расходов.

Вопрос: Разве это справедливо? Не получат ли машины с профилированным днищем и гибкими антикрыльями несправедливое преимущество?
Макс Мосли: Нет, мы сделаем все, чтобы это преимущество лишь компенсировало потери команд из-за ограниченного бюджета. Как я уже сказал, в случае необходимости мы будем регулировать средний уровень конкурентоспособности таких команд, корректируя технический регламент. Остальные получат стабильные правила в обмен на гарантированное участие в чемпионате до 2012 года – насколько нам известно, у FOTA есть подобная договоренность с крупнейшими автопроизводителями.

Вопрос: Команды смогут использовать стандартную KERS, предлагаемую FIA?
Макс Мосли: Вполне, но в рамках 30 миллионов фунтов. Впрочем, мы не особо приветствуем идею стандартной KERS, поскольку в этой части Формула 1 способствует развитию дорожных технологий. Тем не менее, сейчас ничто не мешает командам согласовать отдельные параметры системы, ведь ее использование не обязательно. Возможно, команды с лимитированным бюджетом продолжат работу над KERS, несмотря на финансовые ограничения.

Вопрос: Способна ли ограниченная в бюджете команда выиграть гонку или чемпионат?
Макс Мосли: Нет никаких причин, по которым такая команда не может выиграть гонку, хотя высокоорганизованный и не ограниченный в средствах соперник, скорее всего, сработает лучше, ибо у него будут дорогостоящие гоночные инженеры, специалисты по тактике, не говоря о высокооплачиваемых гонщиках. Впрочем, гонки непредсказуемы.

Вопрос: А если вы чего-то не учли?
Макс Мосли: В правилах для команд с лимитированным бюджетом будет специальная оговорка, позволяющая FIA запретить все, что не соответствует духу снижения расходов. Не ограниченные в средствах команды выиграют от стабильного регламента, который является одним из условий вышеупомянутого соглашения между FOTA и автопроизводителями.

Вопрос: Учитывая сокращение расходов команд на 50% к 2010 году и дальнейшее их снижение в 2011-м, действительно ли все эти меры являются необходимыми?
Макс Мосли: Еще в декабре на встрече с командами в Монако я согласился бы с вами, но с тех пор глобальный экономический кризис только усилился, и сейчас никто не возьмет на себя ответственность утверждать, что в ближайшие несколько месяцев ситуация не ухудшится. Если это произойдет, мы можем потерять автопроизводителей и даже независимые команды, преданные чемпионату. Ну а если экономическая среда неожиданно пойдет на поправку, чемпионат, по крайней мере, почувствует что-то новое. Как-никак, это основная задача FIA – планировать на худшее, а не надеяться на лучшее.

Вопрос: Когда будут опубликованы новые правила?
Макс Мосли: Вскоре после заседания Всемирного Совета.

Вопрос: Когда команды смогут подать заявку на участие в чемпионате?
Макс Мосли: Как только будут опубликованы правила.

Вопрос: Но, FOTA еще не представила окончательный вариант своих предложений…
Макс Мосли: Мы не можем ждать, поскольку команды, планирующие дебют в сезоне 2010 года, должны начинать работу уже сейчас. FOTA представила основные идеи, нерешенные вопросы не столь важны. Учитывая приверженность членов FOTA действующим правилам и духу спортивного состязания, ничто не мешает им согласовать между собой определенные принципы поведения, если таковые не затрагивают кого-то еще.

Вопрос: А если число заявок превысит количество свободных мест на стартовой решетке?
Макс Мосли: Мы попросим Всемирный Совет увеличить допустимое число участников чемпионата, если комиссия по безопасности сочтет состояние трасс приемлемым.

Вопрос: Вы не опасаетесь, что спонсоры уменьшат суммы контрактов, узнав о сокращении бюджета?
Макс Мосли: Нет, спонсоры будут платить сообразно ценности рекламы. В гольфе или теннисе спортсмены зарабатывают огромные деньги, хотя издержки там намного меньше, чем в Формуле 1. В современных условиях спонсоров скорее отпугнет расточительство, нежели ограничение расходов.

Вопрос: Команды с ограниченным бюджетом будут получать деньги FOM на той же основе, что другие команды?
Макс Мосли: Да, ведь они тоже участвуют в чемпионате мира. FOM будет платить им на тех же условиях, а для одиннадцатой и двенадцатой команд, дебютирующих в сезоне-2010, предоставит стандартную транспортную поддержку и субсидию в 10 миллионов долларов.

Текст: . Источник: Пресс-служба FIA
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё