Даниэле Морелли о состоянии Роберта Кубицы

Даниэле Морелли

С тех пор как Роберт Кубица попал в тяжелую аварию на трассе ралли, болельщики и пресса с нетерпением ждут новостей о его состоянии, о том, как идет реабилитация после полученных травм. Разумеется, больше всего всех волнует, когда поляк вновь вернется за руль.

В Монце Даниэле Морелли, менеджер гонщика, подробно ответил на вопросы журналистов…

Вопрос: Какие последние новости о состоянии Роберта?
Даниэле Морелли: Во-первых, я здесь для того, чтобы передать всем привет от Роберта, поскольку вы оказываете ему очень большую поддержку. Рад сообщить, что две недели назад он перенес заключительную операцию, которая вызывала у нас определенные опасения. Были вопросы по поводу ее исхода, но, к счастью, все прошло хорошо, и уже на следующий день Роберт мог совершать локтем практически нормальные движения. Это очень важный этап восстановления всех функций правой руки.

Теперь Роберт приступает к финальному этапу реабилитации, поскольку уже может активно работать правой рукой, всеми мышцами, которые несколько месяцев были без движения, а это очень плохая ситуация, и теперь им не хватает силы. Из-за этого подвижность руки была ограничена. Но теперь реабилитация будет направлена на восстановление силы, Роберт день за днем тренирует правую руку, кисть, пальцы, и все травмированные части.

Этот период продлится более четырех месяцев, и в октябре мы решим, что Роберт уже может надеть шлем, хотя бы для того, чтобы продемонстрировать свои возможности. Конечно, речь пока идет не о Формуле 1, но важно, чтобы Роберт начал ездить. Будет ли это симулятор, дорожная машина или гоночная – не так существенно. Важно, что сделан последний шаг.

У нас уже нет сомнений в исходе его реабилитации. Конечно, мы должны сохранять оптимизм, а в такой ситуации важен позитивный настрой, – но Роберт действительно очень напряженно работает. Медикам порой приходится уговаривать его сбавить темп, а то он слишком старается. Поэтому я хочу сообщить хорошие новости. Но нам все еще приходится ждать, пока природа сделает свою работу, поскольку должно закончиться восстановление нервов, но непреодолимых преград на нашем пути уже нет. Теперь это лишь вопрос времени.

Вопрос: А что вы можете сказать о его психологическом состоянии?
Даниэле Морелли: Безусловно, ни о какой депрессии речь не идет. Иногда он немного нервничает, но это нормально, когда вы испытываете вынужденные физические ограничения. Но когда он работает и видит результаты, он доволен.

Вопрос: Сколько длятся сеансы физиотерапии?

Даниэле Морелли: Пять или шесть часов в день. Включая субботы и воскресенья. Без выходных.

Вопрос: Когда в октябре можно ждать новостей?
Даниэле Морелли: По-моему, это неважно. Важно, что мы нацелены на октябрь: если хотите, могу сказать, например, что 15 октября.

Вопрос: Чем, по-вашему, всё должно завершиться?
Даниэле Морелли: Роберт – гонщик Формулы 1, и если он сможет ездить на машине Формулы Renault, значит, он сможет ездить и на машине Ф1. Современные машины Формулы 1 не требуют от гонщика чрезмерного напряжения сил. Возможно, с машиной GP2 справляться даже сложнее. Важно, что он сможет держать руль и поворачивать его.

Вопрос: Т.е. важно удостовериться, что у него достаточно силы, чтобы работать рулем?
Даниэле Морелли: Конечно, Роберту должно хватать сил, чтобы совершать нормальные движения, не требующие особого напряжения. Роберт – не теннисист. Он сам примет решение, когда состояние позволит ему сесть за руль.

Вопрос: Роберт уверен, что сможет вернуться?
Даниэле Морелли: Он никогда не расставался с ощущением, что сможет вернуться. И эта вера распространяется на людей, которые с ним работают. Нет ничего хуже пациента, который не помогает своим докторам. Но, безусловно, Роберт – совсем другой случай.

Вопрос: Насколько активно его поддерживает Lotus Renault?
Даниэле Морелли: Пока, я бы сказал, он получает полную поддержку. Но команда Формулы 1 не может реально помочь травмированному гонщику. Важно то, что они находятся в контакте с Робертом – особенно его инженеры, которые сообщают ему всю информацию, рассказывают о технических новинках, о том, что происходит во время уик-энда, и Роберт чувствует, что его не забывают.

Вопрос: У вас уже нет сомнений, что нервы восстановятся до нормального состояния?
Даниэле Морелли: Да, можно так сказать. Если нервы в определенной степени восстановятся, тогда не остается сомнений в их полном восстановлении – так говорят медики. Проблемы начинаются, если восстановление нервов останавливается. Все-таки, это человек, а не робот. Но мы должны верить тому, что говорят нейрохирурги.

Вопрос: Вы сказали, что последняя операция сняла все сомнения: вы сомневались в восстановлении полной подвижности руки?
Даниэле Морелли: Совершенно верно. Но еще до операции были сняты сомнения, связанные с нервами. И последний вопрос касался локтя.

Вопрос: Как долго команда будет откладывать решение по Роберту, ведь Lotus Renault должна определяться с составом на следующий год?
Даниэле Морелли: Конечно. Мы постоянно общаемся с Эриком Булье по этому вопросу, и он лично следит за прогрессом Роберта. У нас еще есть какое-то время, как минимум два-три месяца. Теперь мы всё должны делать постепенно и сейчас полностью сосредоточены на этом финальном этапе реабилитации.

Вопрос: Но Эрик Булье не сказал, когда истекает крайний срок?
Даниэле Морелли: Нет. Мы и так знаем, когда он истекает.

Вопрос: Но вам даны заверения, что если Роберт полностью восстановится, он получит место в команде?
Даниэле Морелли: Да.

Вопрос: У Кубицы уже есть контракт на следующий год?
Даниэле Морелли: Нет.

Вопрос: Вам еще предстоят переговоры?
Даниэле Морелли: Да. Но мне не слишком хочется об этом думать: команда заверила, что место для Роберта есть.

Вопрос: Если всё пойдет по плану, есть ли шанс, что Роберт сядет за руль машины Формулы 1 еще до начала зимних тестов?
Даниэле Морелли: Конечно. Регламент разрешает ездить на машине, которой больше двух лет. Команда уже выразила готовность помочь и организовать это в любой момент. Роберту могут понадобиться такие частные тесты.

Вопрос: Не станет помехой для его возвращения позитивное впечатление, которое производит Бруно Сенна?
Даниэле Морелли: Роберт просто считает, что на его машине ездит другой гонщик. Ему все равно, это Ник или Бруно. И если команда приняла решение заменить Ника, она имеет на это право, и у нее есть определенные причины. Но Роберта это не беспокоит.

Вопрос: Вы вели переговоры с другими командами по поводу следующего года?
Даниэле Морелли: Нет, не думаю, что пришло время для переговоров. Мы все еще связаны контрактом с Lotus Renault.

Вопрос: После аварии он хоть раз садился за руль обычной легковой машины?
Даниэле Морелли: Это будет возможно, но он не станет садиться за руль, потому что это слишком опасно. Роберт отлично водит, но сейчас он не в том состоянии, чтобы попадать в аварии, ведь в него тоже может кто-нибудь врезаться. Сейчас он избегает любого риска.

Вопрос: Он в состоянии набирать СМС-сообщения правой рукой? Вы видели, как он выполняет какую-то тонкую работу?
Даниэле Морелли: Знаете, Роберт не пианист. Да, сейчас он восстанавливает подвижность правой руки, поскольку долгое время не мог ею двигать. Он может держать предметы без всякого напряжения, не прилагая каких-то особых усилий, поскольку силы у него пока нет. Поэтому очень важно, что Роберт наконец-то может заниматься тренировкой мышц, которые действительно здорово ослабли. Но этот процесс пойдет очень быстро, поскольку мышцы в порядке, им просто нужна тренировка.

Вопрос: Он играет в компьютерные игры?
Даниэле Морелли: Конечно, он много играет и постоянно ставит новые рекорды, поскольку у него много времени!

Вопрос: Он появится в паддоке до конца года, как вы считаете?
Даниэле Морелли: Роберт появится в паддоке, когда сможет носить шлем и комбинезон – не раньше.

Вопрос: В клинике Formula Medicine есть различные компьютерные игры и тесты: как Роберт с ними справляется?
Даниэле Морелли: Именно это я и имел в виду, когда говорил о том, что он побил все рекорды: речь именно об играх, которые есть в Formula Medicine.

Вопрос: Он смотрит гонки?
Даниэле Морелли: Да, он смотрит все гонки. Правда, Спа пропустил, потому что операцию ему делали в воскресенье во время Гран При, но в субботу мы вместе смотрели квалификацию.

Вопрос: Команда подтвердила, что Бруно Сенна проведет все оставшиеся гонки сезона. Это значит, что в этом году Роберт не вернется в кокпит?
Даниэле Морелли: Вы все передергиваете. Команда подтвердила, что Бруно поедет до конца сезона не потому, что ей известно, что Роберт не будет готов к бразильской гонке. Не думаю, что команда могла бы подтвердить Бруно на все Гран При, кроме последнего, ведь для него важно выступить в Бразилии. Мы на это никак не влияем.

Вопрос: Т.е. вы не мечтаете о том, чтобы Роберт сел за руль в Бразилии?
Даниэле Морелли: Нельзя, пропустив сезон, просто приехать в Бразилию и прыгнуть в машину, словно ничего не случилось. Роберту необходима какая-то подготовка, и это несколько ограничивает нас во времени; кроме того, нельзя быстро организовать тесты, а потом прилететь в Бразилию и быть готовым к старту. Также надо учитывать вопросы логистики.

Лично я был бы рад, если Роберт не примет участие в Гран При Бразилии, хотя я знаю, что он в состоянии это сделать. И это главное.


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё