Марко о Феттеле, моторах Mercedes и возвращении Кими

Консультант Red Bull Racing Хельмут Марко

Несмотря на то, что экс-пилот Формулы 1 Хельмут Марко занимает в Red Bull Racing скромную должность консультанта, его не зря называют теневым лидером и главным связующим звеном между командой и ее хозяином Дитрихом Матешицем. В интервью Motorsport-Total австриец дает свою оценку нынешнему чемпионату и его участникам, а также говорит о планах на будущее...

Вопрос: В этом году, если сравнивать с прошлым, Red Bull выглядит заметно конкурентоспособнее на таких трассах, как Монреаль, Валенсия или Монца. Команда выступает стабильнее – вы готовы побороться за чемпионский титул?
Хельмут Марко: Наша машина выглядит хорошо на всех типах трасс. В прошлом году нам удавалось кое-где показывать высокую скорость, но в Валенсии, Монце и Спа у нас были проблемы. Скажем, в Монце мы квалифицировались только на восьмой позиции, а в гонке финишировали на девятой и десятой. Так что в этом отношении прогресс определенно есть.

Вопрос: Если говорить об оставшейся части сезона, то её открывает Сингапур…
Хельмут Марко: В Сингапуре наша машина должна смотреться неплохо. Сложно судить, какую скорость покажет Ferrari, но McLaren трасса отлично подходит. Это же касается и Сузуки.

Вопрос: Сузука – это трасса как раз для вас, разве нет?
Хельмут Марко: Быстрые повороты после старта и в конце круга действительно нам подходят. О Южной Корее почти ничего не известно, про неё сложно что-то сказать, но там есть очень длинная прямая, что для нас не слишком здорово. В Бразилии мы должны выглядеть очень сильно, а в Абу-Даби, я бы сказал, наши с McLaren силы примерно равны.

Вопрос: Можете ли вы назвать Red Bull фаворитом с учетом списка финальных гонок сезона?
Хельмут Марко: Я бы не сказал, что Red Bull выглядит фаворитом, но у нас есть очень хорошие шансы завоевать чемпионский титул. Для этого нам нужно как минимум на Сузуке и в Сингапуре добиваться максимальных результатов.

Вопрос: Значит ли это, что после двух ближайших гонок число пилотов, претендующих на титул, будет уже меньше пяти, как сейчас?
Хельмут Марко: В розыгрыше остаётся еще 125 очков, но любая осечка грозит серьезными последствиями.

Вопрос: Если предположить, что чемпионом стал пилот Red Bull, есть ли для вас разница, достался титул Марку Уэбберу или Себастьяну Феттелю?
Хельмут Марко: Мы всегда говорили, что поддерживаем открытую борьбу – главное, чтобы кто-то из наших парней добился успеха. Кто именно – никакой разницы.

Вопрос: Себастьян начинал еще в молодежной программе Red Bull, которой вы руководите – потому у вас особые отношения. Неужели из-за этого его победа не будет для вас более приятной?
Хельмут Марко: Нет, на ситуацию нужно смотреть профессионально. Сейчас у Марка более высокая позиция в чемпионате, он отлично проводит гонки и сталкивается с меньшим числом технических проблем, чем Феттель. Таковы факты. Компания Red Bull продает свою продукцию в 170 с лишним странах по всему миру, и у нас нет никаких национальных предпочтений.

Вопрос: В Спа Марк говорил, что знает – команда готова его поддержать. Пока момент для этого ещё не наступил, но рано или поздно такое может случиться. Вы думали об этом?
Хельмут Марко: Пока, определенно нет. Кроме того, мы ожидали иного решения от FIA в вопросе о командной тактике. Этого не случилось, и мы приняли вынесенный вердикт к сведению. Но, думаю, в любом случае ещё слишком рано.

Вопрос: Вы говорите о позиции FIA. Считаете, что теперь за применение командной тактики придется платить по 100 тысяч долларов?
Хельмут Марко: Произошедшее в Хоккенхайме, совершенно очевидно, но мне бы не хотелось это обсуждать. Для нас время командных приказов еще не пришло.

Вопрос: Это из-за разницы между тем, что случилось с Ferrari в Хоккенхайме и Red Bull в Турции?
Хельмут Марко: Гонщики Ferrari поменялись позициями, а наши пилоты сражались за лидерство. Они столкнулись в борьбе.

Вопрос: Но в прессу попали сведения, что вы тоже готовили обмен позициями…
Хельмут Марко: Утечка была неполной. У нас были проблемы со связью, технического свойства. Наша ситуация принципиально другая: в команде есть два топ-пилота, которым мы даем полную возможность спорить друг с другом. Тогда как в McLaren Баттон, как правило, медленнее Хэмилтона, а Ferrari полностью работает на Алонсо. У них есть четкая иерархия. А у нас нет – просто потому, что оба наши пилота очень сильны.

Вопрос: Можно ли сказать, что борьба пилотов друг с другом – это личное пожелание Дитриха Матешица?
Хельмут Марко: Это отлично вписывается в философию Red Bull, где ценятся свобода и индивидуальность, которые ни в коем случае не должны ограничиваться.

Вопрос: Не так давно за Себастьяна Феттеля шла настоящая война между Red Bull и BMW. Похоже, Марио Тайссену не удалось разглядеть талант, который заметили вы. Гордитесь этим?
Хельмут Марко: Мы давно работаем с Себастьяном. Мы не только привели его в Формулу 1, но и поддерживали на протяжении всей гоночной карьеры. К тому моменту, когда он подписал контракт с BMW, у нас еще не было в Ф1 ни одной команды, потому мы не препятствовали этому. Я не стану говорить о том, чего он смог бы добиться с BMW, или не смог бы – так как в конечном итоге он оказался у нас. Такой исход был неизбежен, потому что предусматривался в его контракте.

Себастьян Феттель и Хельмут Марко

Вопрос: Себастьяну 23 года, он по-прежнему очень молод. Конечно же, вы надеетесь добиться с ним больших успехов в этом и состоит проект Red Bull в Формуле 1?
Хельмут Марко: Да, так и есть. Единственное, чего нам пока недостает – чемпионского титула Себастьяна.

Вопрос: С другой стороны, для Марка Уэббера это, пожалуй, последний шанс стать чемпионом мира. Вы будете радоваться вместе с ним?
Хельмут Марко: Главное – чтобы мы стали чемпионами. Если взглянуть на ситуацию прагматически, для Марка это, пожалуй, и впрямь едва ли не последняя возможность. А у Феттеля всё впереди. И если в 2010-м он не станет чемпионом, то это не такая уж и серьезная трагедия.

Вопрос: Кристиан Хорнер говорил, что на трассах вроде Монцы разница в мощности между моторами Mercedes и Renault достигает 30-35 л.с. Это приводит к преимуществу около 0, 5 секунды на круге. Вы согласны с такими цифрами?
Хельмут Марко: Не уверен на все 100%, но эти цифры похожи на настоящие, мы проводили соответствующие симуляции.

Мы очень этим недовольны, но из-за «заморозки» моторов вынуждены проводить второй сезон подряд, располагая менее мощными двигателями. В Mercedes глухи к нашим просьбам и упрямо не соглашаются уравнять ситуацию. Но так не должно быть! Мы не можем выступать в 2011 и 2012 годах, имея сегодняшнюю нехватку мощности.

Вопрос: Но доработку моторов можно разрешить только единогласным решением…
Хельмут Марко: Да. Этим вопросом занимается FOTA, но все упирается в Mercedes. В Спа они просто уезжали от нас. Даже Лиуцци удалось провести обгон, почти не пользуясь слип-стримом.

Вопрос: Но до тех пор, пока Mercedes против, вы не сможете ничего сделать – или варианты все же есть?
Хельмут Марко: Новый регламент по двигателям вступает в силу с 2013 года. Для этого производителям моторов нужно достичь определенных договорённостей. И если Mercedes продолжит упорствовать, я могу предположить, что Renault тоже негативно отреагирует на какие-то их просьбы относительно будущего регламента.

Вопрос: В 2010-м вы хотели использовать двигатели Mercedes, но на этот контракт наложили вето представители McLaren. Специалистам Mercedes наверняка было бы интересно поработать с Себастьяном Феттелем. Когда вы в последний раз общались с ними?
Хельмут Марко: Очевидно, они совершенно не интересуются Себастьяном – иначе бы мы уже давно выступали на их моторах. Red Bull продолжает сотрудничество с Renault, и довольна им, несмотря на нехватку мощности. Мы планируем оставаться с Renault и дальше.

Вопрос: Согласно новому регламенту, который вступит в силу с 2013 года, Формула 1, по всей видимости, перейдёт на четырехцилиндровые рядные моторы 1.6 с турбонаддувом и ограничителем оборотов на отметке 10500 об/мин. Что вы думаете о них?
Хельмут Марко: Мы должны найти верный формат для двигателей. Они должны хорошо звучать – не так, как нынешние моторы GP3, – а также быть достаточно мощными. Кроме того, их стоимость должна быть разумной и предсказуемой. Тот вариант, который сейчас обсуждается FIA, слишком дорог. С этим все согласны – потому и необходимы изменения.

Возвращение KERS и внедрение непосредственного впрыска , это непростые технические задачи, а решение таких задач стоит недешево. В текущей экономической ситуации те суммы, которые придётся потратить на доработку машин, кажутся слишком высокими.

Вопрос: Обсуждается также использование в конструкции шасси граунд-эффекта – что противоречит предложениям, сделанными Рабочей группой по обгонам. Каково ваше мнение по этому поводу?
Хельмут Марко: Ясно одно – Формула 1 должна оставаться наивысшим гоночным классом. Здесь должны работать лучшие умы, а инженерам следует предоставить определенную свободу деятельности. Правила должны очерчивать рамки, но ни в коем случае не ограничивать творчество и изобретательность. И неважно, будет при этом использоваться граунд-эффект или нет.

Моторы должны звучать, как прежде, а пилоты – иметь возможность обгонять, которой сейчас лишены. Простой пример: в Венгрии мы были на полсекунды быстрее Алонсо, но у Феттеля не было ни единого шанса опередить его.

Вопрос: В «обойме» Red Bull есть такой интересный пилот, как Кими Райкконен. Контракт Марка Уэббера рассчитан всего на один год. Кими входит в число гонщиков, которые могут заменить его в 2012-м?
Хельмут Марко: Вопрос так не стоит, так как его самого сильнее всего привлекает ралли.

Вопрос: А вы не допускаете, что одним зимним днем он вновь захочет сесть за руль машины Ф1 – хотя бы просто ради удовольствия?
Хельмут Марко: Нет. Условия проведения тестов столь строгие, мы стараемся дать возможность тем гонщикам, которые сейчас связаны с нами контрактом, проехать зимой наибольшую дистанцию.

Вопрос: Каким вам видится будущее Кими в мировом раллийном чемпионате? Он останется в команде Citroen?
Хельмут Марко: Сейчас главный проект для нас – Формула 1. Исходя из этого мы и будем принимать все решения.

Вопрос: Быть может, вы хотите что-то добавить к сказанному?
Хельмут Марко: Мы хотим выиграть чемпионат мира, но это очень непросто. И мне хотелось бы добавить, что Себастьян Феттель очень силен, а критика в его адрес часто несправедлива. Давайте возьмем Спа: Хэмилтон вылетает с трассы, возвращается, и его команда радуется победе. То, что он смог продолжить гонку, проехав в считанных сантиметрах от барьера, это чистая удача.

Феттеля смутило раннее торможение Баттона, при этом асфальт в том месте был сырым и кочковатым. Он знал, что может провести обгон только там, потому что в других местах из-за моторов Mercedes сделать это невозможно. Он ошибся, но это обычная гоночная ситуация. И по ходу этого сезона технические неполадки и невезение часто мешали ему.

Можно вспомнить и Сильверстоун – они сошлись с Хэмилтоном в первом повороте, и что случилось? Переднее крыло на машине соперника разлетелось на тысячу частей? Вовсе нет – у самого Феттеля произошел прокол. Хэмилтону вновь повезло, а Себастьяна удача опять обошла стороной. В какой-то момент это кончится – надеюсь, что это случится в финальной части этого сезона, и мы покажем свою реальную силу: две наши машины выйдут вперед.

Текст: . Источник: Motorsport-Total
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё