Роберт Кубица: "Я хочу вновь участвовать в гонках"

Роберт Кубица

В минувший уик-энд Роберт Кубица вышел на старт ралли San Martino di Castrozza, но не смог удержать Subaru WRC на трассе и досрочно прекратил борьбу. В интервью итальянскому изданию Omnicorse Роберт поделился своим мнением о ситуации в Формуле 1 и ходе реабилитации после прошлогодней аварии…

Вопрос: В Формуле 1 сейчас борьба очень плотная, на титул претендуют сразу несколько пилотов…

Роберт Кубица: Чемпионат очень интересный, предсказать его исход невозможно, поскольку ситуация постоянно меняется. Однако сейчас лидирует гонщик, у которого в начале сезона была довольно посредственная машина. Фернандо доказал, что у него есть преимущество над соперниками. Он едва ли не единственный пилот, который смог переломить ситуацию в свою пользу за рулем не самой быстрой машины. Я считаю его фаворитом. В Формуле 1 все может быстро измениться, но пока ему удаётся стабильно зарабатывать очки. Исключение – гонка в Спа, но сход в Бельгии произошел не по его вине.

Вопрос: Кто будет его главным соперником?
Роберт Кубица: Фернандо выступает в собственной лиге. Есть несколько претендентов на титул, но мне сложно выделить кого-то одного. Мне кажется, судьба титула уже решена, но в Формуле 1 ни в чем нельзя быть полностью уверенным. Многое зависит от машины, но я считаю, что на 80% Фернандо уже обеспечил себе победу.

Вопрос: Ваша бывшая команда Renault сейчас называется Lotus и показывает высокие результаты. За счет чего им удалось добиться такого прогресса?

Роберт Кубица: В мой первый год выступлений за них от Renault осталось только название, руководством занимались сотрудники Genii Capital, так что фактически это была уже другая команда. Мы начали сезон с прошлогодней машиной, но первые результаты оказались обнадеживающими. Наш бюджет был гораздо меньшим, чем у соперников, поэтому мы не могли на уровне лидеров совершенствовать машину. Однако в 2010-м были очевидны и сильные стороны команды, которые удалось развить, благодаря умелому руководству.

Вопрос: Что конкретно вы имеете в виду?
Роберт Кубица: Lotus F1 – по-настоящему гоночная команда, которых осталось мало в современной Формуле 1. Если посмотреть на ведущие команды, принадлежащие автопроизводителям, то очевидно, что ими трудно управлять из-за большого числа сотрудников. В Renault, а сейчас в Lotus F1, не такой большой штат, однако всех объединяет страсть к гонкам – это большое преимущество. Добавьте к этому трех-четырех человек, способных ставить цели и добиваться результатов, и вы поймете, что стало причиной успеха команды в этом году.

Вопрос: В нынешнем сезоне в гонках побеждали семь пилотов из пяти разных команд, но в их числе нет Lotus. В чём причина?
Роберт Кубица: Это действительно любопытно. У них странный состав пилотов. Если бы Райкконен стартовал с более высоких позиций, а Грожан проводил гонки на уровне Кими, то у команды была бы победа.

Вопрос: Пилотам чего-то не хватает?
Роберт Кубица: Я этого не говорил. Но победа Мальдонадо за рулем Williams говорит о многом, хотя я и не хочу сказать что-то плохое про Пастора или его команду.

Вопрос: Победа стала лучшим подарком на 70-летие Фрэнка Уильямса…
Роберт Кубица: Здорово, что в Формуле 1 иногда случаются столь приятные совпадения. Людям, которые наблюдают за гонками со стороны, не всегда легко разобраться с тем, как устроена Формула 1. Для достижения успеха недостаточно сделать все верно, иногда требуется немного удачи.

Возьмем, к примеру, Sauber. У них быстрая машина, до конца года еще несколько гонок, так что шансы на успех у них еще есть. Однако победа в одной гонке не позволит выиграть чемпионат. Я всегда считал, что в ситуации, когда вы не претендуете на победу, необходимо зарабатывать очки. Анализируя тенденции этого сезона, у меня вызывает удивление, что некоторые пилоты, квалифицируясь в первых рядах, не могут финишировать в десятке. Это странно…

Вопрос: Такая ситуация сложилась из-за непредсказуемости износа шин Pirelli?
Роберт Кубица: Нет. Как я понимаю, если удается попасть в «окно» рабочих температур, можно получить преимущество. Это одна из причин, по которой результаты Lotus оказываются нестабильными даже в рамках одного Гран При. При высокой температуре они едут быстро, но в Спа, где команда рассчитывала на победу, они не смогли стать первыми.

Я помню по выступлениям в Renault, что мы были быстры на длинной дистанции, но машине не хватало скорости на единственном быстром круге. Работая с настройками, мы смогли устранить этот дисбаланс. В Формуле 1 все намного сложнее, чем кажется на первый взгляд. Даже участники чемпионата не всё понимают, что же говорить о тех, кто наблюдает за гонками со стороны.

Вопрос: Во время гонок мы слышим переговоры между пилотом и инженером. Насколько это может помочь гонщику изменить ситуацию на трассе?

Роберт Кубица: Мое общение с гоночным инженером было минимальным, я был сосредоточен на пилотировании и не хотел, чтобы меня отвлекали. В моем случае переговоры были сведены к необходимому минимуму. Однако, у других может быть иной подход. Например, когда Жак Вильнев выступал за BMW, его надо было постоянно подстегивать, иначе он «засыпал».

Вопрос: Что вы чувствовали, когда инженер призывал вас прибавить?
Роберт Кубица: Когда я пилотировал на пределе, а мне говорили обогнать соперника, я нервничал. Если же после такого обращения пилот начинает ехать быстрее, это означает, что до этого момента он не выжимал из машины максимум. В этом году на первое место вышла стратегия, поэтому необходимо точно знать время для замены резины.

Вопрос: В Формуле 1 сложно обгонять?

Роберт Кубица: Да, и за последние годы мы видели не так много обгонов. По крайней мере, настоящих…

Вопрос: Вы против DRS?
Роберт Кубица: Представьте, если бы в легкой атлетике первые 100 метров дистанции спортсмену дул ветер в лицо, а затем благодаря вентилятору за спиной он мог бежать быстрее. Какой в этом смысл?

Болельщикам нравятся обгоны, но сейчас практически нет обгонов с блокировкой колес: все ждут момента, чтобы нажать на кнопку и выйти вперед! Никто не хочет обгонять до начала зоны DRS, чтобы соперник не мог открыть крыло и вернуть позицию. Эта система влияет не только на обгоны, но и на ход борьбы на трассе. Я бы предпочел видеть меньше обгонов, но с реальной борьбой. Кому интересно смотреть на то, как машины опережают друг друга только за счет большей скорости на прямой?

Вопрос: Отстранение Романа Грожана от участия в одной гонке повлияет на него?
Роберт Кубица: Не знаю, не мне судить. Я больше не часть Формулы 1. Я хорошо знаю Романа, в этом году у него было много возможностей, которые он упустил. Меня это удивляет. Возможно, он подвергается излишнему прессингу. За карьеру можно сделать одну или две грубых ошибки, но он совершает их слишком часто. Кроме того, одно дело, когда вы боретесь за 15-е место и рискуете всем, чтобы заработать хотя бы одно очко, но совсем другое, когда вы в первых рядах и выступаете за такую команду, как Lotus. На его месте я действовал бы не столь агрессивно и старался бы стабильно зарабатывать очки.

Вопрос: После аварии дверь в Формулу 1 закрыта для вас?

Роберт Кубица: Конечно, я бы хотел вернуться, но для этого предстоит ещё многое сделать. Есть и физические ограничения, не позволяющие мне сесть за руль и выехать на трассу. Управлять машиной Формулы 1 – это не то же самое, что управлять обычной машиной.

Вопрос: Со временем вы преодолеете эти трудности?

Роберт Кубица: Я не знаю сколько потребуется времени, кроме того не все зависит от меня. Удача не помешает. Надежда есть. Я продолжаю верить, но понимаю, что не исключен вариант, при котором я не смогу вернуться в Формулу 1.

Вопрос: Вы надеетесь вернуться в 2014-м, когда чемпионат перейдет на новые турбированные моторы?

Роберт Кубица: Не знаю. Честно говоря, это очень короткий срок, особенно для меня. Сейчас я делаю всё, чтобы к правой руке вернулась прежняя подвижность.

Вопрос: Сколько на это потребуется времени?
Роберт Кубица: Через пятнадцать месяцев после аварии я понял, что говорить о конкретных сроках бесполезно.

Вопрос: Почему вы прекратили сотрудничество с доктором Чекарелли?

Роберт Кубица: Настал момент, когда стало понятно, что мы должны прекратить сотрудничество. С Рикардо я работал не один год, хорошо его знаю, но у него есть обязательства перед другими пациентами, а я выбрал иную программу реабилитации. У меня есть цель и этого достаточно.

Вопрос: Вы больше не общаетесь?
Роберт Кубица: Я не хожу каждый день в его спортзал и редко с ним вижусь. В автоспорте нельзя думать только о дружбе. Утром с Фернандо Алонсо мы друзья, но когда я сажусь за руль, он становится ещё одним соперником, и я готов бороться с ним, чтобы добиться лучшего результата. Надеюсь, я объяснил свою мысль…

Вопрос: Если не получится вернуться в Формулу 1, вы начнете раллийную карьеру?
Роберт Кубица: Люди, которые хорошо меня знают, скажут вам, что в 95% случаев я делаю только то, что имеет смысл. Возможно, не всегда с первого взгляда понятны причины моих поступков. Я принял участие в ралли San Martino di Castrozza за рулем Subaru WRC не просто так. Настало время оставить в прошлом последние девятнадцать месяцев и вернуться к тому, что я делал раньше. Участие в ралли может быть полезным для улучшения моего состояния.

Если я хочу выйти на старт в следующем сезоне, не важно, в раллийных или кольцевых гонках, я уже сейчас должен вернуться к работе. За последние девятнадцать месяцев я перенес множество операций. Те, кто знает, что это такое, меня поймут. Перед каждой операцией я испытывал прессинг, волновался, я знал, что это дополнительная нагрузка на организм, который и так был ослаблен. Я пережил гораздо больше, чем люди могут себе представить.

Вопрос: Вы считали, сколько всего перенесли операций?
Роберт Кубица: Я не могу точно ответить. Многие думают, что уже в этом сезоне я мог бы выйти на старт в Формуле 1, на самом деле, предстоит ещё многое сделать. Для меня важно оставить ту аварию в прошлом, вернуться к прежней жизни. Короче говоря, я хочу вновь участвовать в гонках…

Текст: . Источник: Omnicorse
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё