Роман Грожан: Мы можем забыть об этом сезоне

Роман Грожан

В интервью F1News.Ru Роман Грожан говорил о проблемах шасси Lotus, сравнивал его с прошлогодним и вспоминал проблемный сезон 2012 года...

Вопрос: Роман, в Монце вас ждет сложная гонка, не так ли?
Роман Грожан: Очень сложная. Недостатки силовой установки – одна из причин, но есть еще несколько. У нас проблемы с максимальной скоростью, с управляемостью в медленных поворотах. Мы давно понимали, что это будет трудный уик-энд. Но надо продолжать выкладываться и надеяться. Вы никогда не знаете, что ждет вас завтра.

Вопрос: В чем главные проблемы нынешней машины?
Роман Грожан: Я не могу рассказать всего. К тому же, здесь не обойтись парой фраз, а если говорить о деталях, то сложно что-то объяснить, не раскрывая конфиденциальной информации. Это связано с тем, как машина генерирует прижимную силу, с нехваткой стабильности.

Вопрос: Когда вы начали понимать, что в этом году придется настолько трудно?
Роман Грожан: Рано (улыбается).

Вопрос: В феврале, в марте, в апреле?
Роман Грожан: В марте. Давайте скажем так: во время первого теста в Бахрейне мы не смогли проехать достаточно кругов, чтобы по-настоящему оценить масштабы проблем, у нас было много накладок в работе с силовой установкой. Но уже там мы выявили несколько областей в машине, с которыми необходимо было разобраться, и не смогли сделать этого быстро. Но окончательно только в Куала-Лумпур стало понятно, что всё работает не так, как нам бы хотелось.

Вопрос: Первый звоночек прозвенел, когда в прошлом году команду покинул Джеймс Эллисон?
Роман Грожан: Нет. Честно говоря, нет. Никто не знал, что произойдет. Было сложно предположить, что проблем окажется так много. Давайте начнем просто с того, что никто не ожидал, что таким трудным начало сезона станет для Renault. Никто не знал, что машина окажется настолько сложной в понимании.

Только сейчас мы начинаем разбираться в некоторых вещах, только сейчас мы добираемся до корней проблем, которые у нас есть. Нам пришлось приложить намного больше усилий, чем в прошлом году, чтобы просто докопаться до сути, понять, что происходит с шасси. Но, по крайней мере, теперь мы готовы ко всему. Это урок на будущее.

Вопрос: Насколько сильным было ваше личное разочарование в той же Малайзии, когда стало понятно, что у машины не все в порядке не только с надежностью, но и со скоростью? Ведь концовка прошлого сезона была очень сильной…
Роман Грожан: Надежда всегда остается. Что бы ни случилось, вы где-то в глубине души продолжаете надеяться, что решение найдется. Но чем больше времени проходило, тем туманнее становились перспективы. Мы наталкивались на очередные проблемы, которые оказывались даже серьезнее, чем можно было предположить.

Сегодня мы можем… (после паузы) Да, мы можем забыть о сезоне 2014 года. Потому что сильно ситуация уже не изменится. Быстрого решения всех проблем мы не найдем. Надо сосредоточиться на будущем и постараться вернуть команду на прежние позиции.

Я всё ещё верю, что у нас работают люди, которые способны создать хорошую машину. Просто порой вы не осознаете, насколько вам повезло, что всё идет так хорошо. Только когда начинаются неприятности, вы начинаете понимать, насколько удачливы были в прошлом. Та работа, которой нам приходится заниматься сейчас, определенно поможет в будущем.

Вопрос: После подиумов в прошлом году наверняка непросто осознавать, что даже на очки претендовать с этой машиной на некоторых трассах невозможно…
Роман Грожан: Да, конечно. Что скрывать… Определенно, это не самый приятный период в моей карьере. Но с другой стороны, сейчас я понимаю, насколько мне повезло, что у меня был шанс показать свою скорость в прошлом году. Я мог продемонстрировать, что способен бороться за подиумы и даже победы, могу выступать на равных с самыми лучшими – особенно после 2012 года, когда мне было очень сложно. Но я доказал еще и то, что могу собраться, взять себя в руки.

Вопрос: Насколько тяжело было справиться с давлением в 2012-м?
Роман Грожан: Это были не самые приятные ощущения. Но давление извне было не таким сильным, как изнутри. Тем, кто злился на меня больше всех, был я сам. Критики хватало и со стороны, но прежде всего я ругал себя сам. Порой мне приходилось собираться с мыслями, чтобы просто выйти на стартовую решетку. После того, что случилось в Японии, например, мне было сложно приезжать на гонки, атмосфера вокруг была не самой приятной. Но я работал над собой. Возможно, чтобы научиться каким-то вещам, мне нужно было больше времени, чем остальным.

Вопрос: Чем отличаются машины этого сезона с турбомоторами от прошлогодних - в плане пилотирования и настроек?
Роман Грожан: Если быть до конца честным, я не вижу большой разницы. Гораздо больший эффект чувствуется от потери выдувного диффузора. Он помогал нам при разгонах, потому что прижимной силы на задней оси было больше, но если говорить о моторе – мы не чувствуем, что это турбо. Управляемость мне нравится. Изменений не так много: в машине теперь стало тише, у нас на одну передачу больше, но с точки зрения пилотажа я бы сказал, что в общих чертах все осталось по-прежнему.

Вопрос: Что по поводу торможений с brake-by-wire?
Роман Грожан: Система становится все лучше. В начале сезона она была очень далека от идеала. Сейчас – лучше.

Вопрос: Ощущения от работы с ней не самые естественные?
Роман Грожан: Да. Во время понижения передач пока не так комфортно, как в прошлом году. Но в целом, сейчас уже система работает хорошо. Это заняло немало времени, и сейчас уже она практически идеальна.

Вопрос: Лично вы почувствовали изменения после запрета системы FRIC?
Роман Грожан: Опять же – не особенно. Мы потеряли еще немного прижимной силы. Машина стала медленнее, примерно на 0,3 секунды с круга. Это не три секунды. Днище работает не так эффективно, как раньше. Мы вынуждены были увеличить клиренс. Этот запрет повлиял на нас больше, чем на других, потому что мы работали с системой дольше всех, но я не скажу, что машина стала вдруг вести себя по-другому.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё