Флавио Бриаторе: "Формула 1 - это шоу №1"

Флавио

Вопрос: Насколько уверенно вы себя чувствуете?
Флавио Бриаторе: Мы только завершаем наши первые тесты. За все время моего пребывания в Renault команда впервые выставляет на первые тесты сразу две машины. Мы неплохо поработали этой зимой, у нас больше нет Фернандо, но это не влияет на эффективность команды. Мы прошли две гоночные дистанции, одну с Физико, одну с Хейкки, все идет как надо.Я горжусь тем, что на нашей машине логотип ING. Очень важно иметь столь сильного финансового партнера. Их энтузиазм очевиден, и это много значит для чемпионата, ведь многие считали, что Формуле 1 грозит крах после ухода табачных спонсоров. Все в порядке, осталось сделать чемпионат зрелищнее.

Вопрос: Готова ли команда доказать, что своими успехами она обязана не только Алонсо?
Флавио Бриаторе: Я верю в команду. Но верю не потому, что я романтик, а потому, что мы с Benetton доказали свои возможности, открыв Михаэля Шумахера, потом повторили успех в Renault.Когда мы с Renault пришли в Формулу 1, пять лет назад, на нас никто бы и пенни не поставил. Говорили даже, мол, Бриаторе здорово повезло с Михаэлем и второй раз так не повезет, результат вы знаете! И, выиграв четыре титула за два года, мы все еще здесь. Формула 1 – это не только технологии, это стиль жизни, средство коммуникации и рыночный инструмент.

Вопрос: Сможете ли вы найти замену Фернандо?
Флавио Бриаторе: Вы, ребята, небось знаете Формулу 1 получше меня. Самое важное – это финишировать в гонках и набирать очки. У нас есть команда, в составе которой последние восемь-девять лет был лучший гонщик, но которая все никак не могла выиграть чемпионат. Так?Прежде всего, вам нужна хорошая машина. Затем надо удостовериться в том, что она финиширует в гонках и инженеры понимают, что гонка состоит из 64 кругов, а не 58 или 18. Это, в моем понимании, первое, что нужно донести до ваших людей.И, наконец, я верю в то, что и Физикелла, и Хейкки вполне способны выигрывать гонки и подниматься на подиум. А что еще – я не знаю…

Вопрос: Уход Фернандо сплотил команду?
Флавио Бриаторе: Уход Фернандо – большая потеря. Я всегда говорю то, что думаю. Это большая потеря; он был большой ценностью, которой мы лишились. Но мы не знаем, насколько хорош Хейкки. По моему мнению, Хейкки был готов еще в 2002, я верил в его талант, но дебют не должен быть слишком ранним. Сейчас время Хейкки пришло, он готов прыгнуть в машину и выигрывать гонки.Все говорят об опыте, но масса гонщиков с большим опытом так ничего и не выиграла. Ничего. Таков образ мыслей – смотрят на ярлык, а не на гонщика. Проще взять парня с десятилетним опытом, ничего не выигрывавшего, чем выбрать новичка и посмотреть, есть ли у него талант.

Вопрос: Видите ли вы в Хейкки талант уровня Фернандо/Михаэля?
Флавио Бриаторе: Посмотрим. Думаю – да, если дать ему подходящую машину… Я приведу прошлогодний пример: Фелипе Масса. Никогда не думал, что Масса настолько хорош. Если бы в начале прошлого сезона вы спросили, что я думаю о Массе, я бы ответил, что он просто балда. Но дайте ему подходящую машину, и он молодец. В двух-трех гонках он действительно выступил потрясающе.Физикелла помог нам выиграть кубок конструкторов. Все говорили о Фернандо, но и Физикелла финишировал в гонках. Если вы выигрываете чемпионат в зачете конструкторов, это значит, что оба гонщика набирали очки.

Вопрос: Может ли новичок выиграть чемпионат?
Флавио Бриаторе: В 2003-м у нас была сильная машина, если бы добавить к ней достойный мотор, то у Фернандо вряд ли возникли бы проблемы с титулом. Многое изменилось, я не верю, что тот, кто провел в чемпионате десять лет и ничего не выиграл, вдруг начнет побеждать. Но я верю, что молодой талант может побеждать в гонках и заработать титул. Верю!Я считаю, что в этом году возможность побеждать в гонках будет у трех - четырех команд, в том числе у Honda и Дженсона Батона. В конце прошлого сезона они выглядели очень неплохо.У нас есть двое парней в Ferrari, двое в McLaren и двое в Renault. Интересная, многообещающая ситуация. Да, у Ferrari больше нет Михаэля, но зато у Ferrari теперь есть два полноценных гонщика!

Вопрос: Физикелла должен взять на себя роль лидера?
Флавио Бриаторе: Физикелла должен помочь самому себе. Задача команды – предоставить технику и поддержку, но, в конце концов, не мы же сидим за рулем. Если вы видели Физико в этом году, он совсем изменился. Посмотрите, как он теперь ходит: он же просто летает! В прошлом году, когда ему доводилось подниматься на подиум, он плелся еле-еле, опустив плечи. Сейчас он летает! Но я уверен, что Хейкки ему легкой жизни не даст!

Вопрос: Он будет испытывать большее давление?
Флавио Бриаторе: Не думаю. Когда рядом Алонсо, давление куда больше.

Вопрос: А с вашей стороны?
Флавио Бриаторе: Вы меня знаете – я все такой же. У Физико есть талант побеждать, но таланту надо помогать. Формула 1 требует полнейшей концентрации. Мы проводим на трассе семь или восемь месяцев – и Джанкарло должен все время думать о ней. Думать о том, как лучше работать с инженерами, больше спрашивать с себя, если что-то идет не так, а не просто отмахиваться: «Гонка прошла – да и черт с ней!» Если ты хочешь быть в своем деле лидером, нужно стремиться к этому: никто не сделает тебя лидером. Ты должен сам это осознать, а осознание подразумевает, что ты должен работать, не покладая рук.

Вопрос: Повлияют ли сильные стороны Фернандо, его стиль на Льюиса Хэмилтона?
Флавио Бриаторе: Это проблема Фернандо и Хэмилтона, а ни в коем случае не моя. Посмотрим. Возможно, для телевидения и для вас, ребята, это будет интересный чемпионат. Это то, что нам и надо. Нам нужно, чтобы Формула 1 была более интересной. Нам нужно больше обгонов, больше борьбы между гонщиками. Вот что нам нужно.Мы не хотим, чтобы чемпионат был скучным, неинтересным и далеким от публики. В гонке должно быть больше эмоций. Может быть, в этом году мы как раз увидим больше борьбы между всеми гонщиками – и это будет здорово.

Вопрос: Что касается новичков – можно ли сравнивать Хейкки с Хэмилтоном, учитывая его опыт?
Флавио Бриаторе: В 2002-м Хейкки здорово работал на тестах, но участвовать в гонках Формулы 1 ему было рано. Год назад он получил предложение от сильной команды, но я удержал его от подписания контракта. Сначала он переживал, но прошедший сезон позволил ему набраться опыта, возмужать, теперь пришло его время.Я ничего не обещаю, но уверен - Renault останется среди лидеров, остальное зависит от соперников. Давайте дождемся Австралии. Я рад за свою команду, мы вместе, мы проделали потрясающую работу. Мы пришли в Ф1 в 2001, пять лет назад, и за пять лет мы выиграли четыре титула. Все говорят об опыте, но опыт ничего не решает.Поэтому я уверен в Хейкки – отчего бы молодому парню не выигрывать гонки? Фернандо победил в Венгрии’03, с Шуми мы одержали победу в Спа. Если вы хотите выигрывать, нужен новый гонщик – дайте мне список пилотов, и вторым, после Фернандо, я отмечу Хейкки.

Вопрос: Значит уход Фернандо не сказался на команде?
Флавио Бриаторе: Нет. Это команда не одного человека, один игрок ничего не меняет. Посмотрите на McLaren, Кими провел там пять лет и считался лучшим гонщиком, лучшим, чем Фернандо, но так ничего и не выиграл. Все просто.

Вопрос: Но Renault что-то потеряла?
Флавио Бриаторе: Нет, не думаю. Мы хотим состязаться с McLaren и Ferrari, мы соперничаем с лучшими. Нас не волнует, что делают другие команды, нас волнует Формула 1.Все говорят о технологии моторов, но в чем заключается наша работа? Мы – большое телевизионное шоу мирового масштаба, шоу №1, и наша задача – доставить удовольствие болельщикам. Вот чего мы хотим.

Вопрос: Рон Денис говорит о повышении зрелищности в этом году…
Флавио Бриаторе: Сделать Рона забавным? Нереально. Бог ты мой. Эта миссия невыполнима. Renault, как и Benetton, всегда были открытыми командами, я считаю, что это верная стратегия. Нам нужно быть ближе к людям, мы слишком далеки от них и от прессы. Я считаю, что нам надо быть ближе друг к другу и вместе улучшать наш спорт, и это касается и вас, журналистов, вы тоже часть Формулы 1. А говорить сегодня о Роне я не хочу.

Вопрос: Как тогда Рон будет управляться с Фернандо?
Флавио Бриаторе: Персонал изрядно повеселило то, что McLaren пытаются выглядеть симпатяшками, но больше говорить о McLaren я не хочу.

Вопрос: Насчет вашего будущего. Вы снова в деле. Что вами движет?
Флавио Бриаторе: Все дело в команде. Прошлый год получился напряженным, я всегда хотел уйти с чемпионским титулом, две возможности упустил и не знаю, подвернется ли третья. Но для меня команда – это главное.Когда вы теряете парня вроде Фернандо, то вы должны слиться с вашими людьми. Секрет моего успеха и успеха Renault – в наших людях. Им нужна уверенность в будущем. Если Renault будет выступать, то у нас будет будущее. У людей в нашей компании есть закладные, по которым нужно платить, на нас большая ответственность. Если я оставлю команду, это приведет к большим переменам, и я не считаю это корректным по отношению к тем, кто работает на базе. К тому же мне это нравится – вот что важнее всего.Вы делаете свою работу, вам нужно получать удовольствие, удовольствие от результатов и от ваших людей. Сейчас, в Renault, у меня в подчинении тысяча сотрудников, а в Benetton было полторы сотни.

Вопрос: Флавио, чуть раньше вы упомянули Фелипе Массу. Насколько он хорош? Может ли он превзойти Кими?
Флавио Бриаторе: Знаете, у меня нет оснований для утверждений. Поначалу Масса меня не вдохновлял, но в прошлом году показал себя неплохим гонщиком. Только дурак не изменил бы свое мнение, это я признаю.

Вопрос: Насколько хорошо новая машина подходит к шинам Bridgestone?
Флавио Бриаторе: Конечно, разница есть. Как и все, мы много потеряли. Мы тестировали Bridgestone в аэродинамической трубе и обнаружили потери – особенно в медленных поворотах. Трудно сбалансировать машину, намного сложнее, чем раньше, но я надеюсь, что-то подобное происходит и у остальных. Наше преимущество в том, что в Хересе мы проехали 1300 км на каждой машине и начинаем понимать, что к чему. Это большое преимущество – иметь две машины на январских тестах и накрутить столь солидный километраж. Спасибо нашим парням.

Вопрос: К следующим тестам машина изменится?
Флавио Бриаторе: Да. От той машины, что вы видите, в Австралии останется лишь половина.

Вопрос: У Фернандо весьма характерный стиль вождения, новая Renault построена под Джанкарло?
Флавио Бриаторе: Полная чушь. Мы просто строим машину, а не ориентируемся на какой-то там стиль. Мы не делаем одну машину для Фернандо, одну для Джанкарло и еще одну для тест-пилотов – это невозможно. В прошлом году у Физикеллы и Алонсо были абсолютно одинаковые машины.

Вопрос: Рискнул ли Фернандо, переходя в команду, не выигрывавшую чемпионат с 1999-го?
Флавио Бриаторе: Так давно? Удивительно, большая команда с такими технологиями. Потрясающе!Не знаю. Таков выбор Фернандо. Я уважаю решение гонщика, потому что у нас были славные деньки. Для нас это новый вызов. И хороший шанс. А если мы не будем выигрывать, то я желаю Фернандо побед.

Вопрос: Будет ли Ferrari слабее без Михаэля?
Флавио Бриаторе: Не думаю, что у Ferrari будет преимущество в резине. Масса в прошлом году был действительно быстр, а Кими - не знаю, у меня нет определенного мнения, но Ferrari – сильная команда. Если в одной гонке вы потеряете из-за ошибки три секунды, то вы проиграете эту гонку. Если за год из-за ошибок вы потеряете 16-17 секунд, то вы проиграете чемпионат. Все взаимосвязано.В прошлом году было очевидно, что Ferrari быстрее, но мы реже ошибались. У Ferrari была возможность выиграть титул, а мы выиграли оба. Уверен, до Сузуки букмекеры давали Ferrari 75%-й шанс, а нам лишь 25%-й. И в конце концов мы победили дважды. Это грань, которая очень, очень тонка.

Вопрос: Как вы смотрите на ситуацию с клиентскими машинами?
Флавио Бриаторе: Это касается 2008 года. Я не знаю. Это записано в регламенте, который все читали. Если команда принимает участие в чемпионате 2008 года, значит она соглашается с регламентом.

Вопрос: А что, насчет 2007-го?
Флавио Бриаторе: Вы спрашиваете о жалобах команд? Это вообще абсурд. Если кто-то считает, что что-то идет вразрез с правилами, им следует подать протест и покончить с этим. Я не хочу быть причастным к подобным ситуациям. Люди точно знают регламент в том, что касается производителей, и если машина ему не соответствует – подавайте протест.

Вопрос: В прошлом году вы сказали, что не все команды находятся в равных условиях. В этом году все будет лучше?
Флавио Бриаторе: Да сезон еще не начался! Подождите. Просто подождите! Слишком рано говорить об этом!В прошлом году были две-три ситуации, которые мне не понравились, и я заявил об этом. Ваши парни знают меня не первый год, и если что-то не так – я вам скажу, потому что я верю в этот бизнес, в который мы вкладываем кучу денег, и мы хотим ясности и прозрачности в течение всего уик-энда.То, что произошло в Монце, мне совершенно не понравилось. Наказание для Фернандо в Монце было слишком жестоким и в корне неверным. Мне это не по нраву. Все просто. Это было нечестно по отношению к Ф1 и чемпионату. Таково мое твердое убеждение, но, в конечном итоге, есть на свете Бог. И это было настоящее правосудие. Если человек не может навести порядок, то, может быть, это сможет сделать кто-то другой.

25.01.2007. Джонатан Нобл. Autosport. Перевод: Анна Гидаспова.Он вызывающ и скандален; он забавляет и раздражает. Он может быть
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё