Интервью читателей: Сирил Абитебул

В этом году мы организовали цикл интервью с руководителями команд, в которых вопросы задают наши читатели. Несколько таких интервью – с Эриком Булье, Джоном Бутом, Мартином Уитмаршем, Полом Хембри, Кристианом Хорнером, Клэр Уильямс и Францем Тостом – уже состоялись, а в Монце на вопросы читателей F1News.Ru ответил руководитель команды Caterham Сирил Абитебул.

Вопрос (Иван, Москва): Сирил, какими были ваши ожидания перед тем, как возглавить команду? Оправдались ли они?
Сирил Абитебул: Тяжелый вопрос. Я знал, что главная задача – помочь команде добиться прогресса, ведь пока мы находимся не на том уровне, на котором должны. Если быть честным, в команду было вложено много средств за последние три-четыре года. И она, безусловно, должна добиваться большего. Мы должны работать лучше, и это наша главная цель на сегодня.

Я бы сказал, что задача оказалась сложнее, чем я себе представлял. В частности, в выборе правильной дистанции между мной и техническим персоналом. Я не инженер и не могу разработать машину. Я не пилот и не могу её пилотировать. Я не могу сам продавать спонсорские пакеты. Во всех этих вопросах я должен рассчитывать на сотрудников. Я бы хотел им помочь, но у меня просто нет такой возможности.

Это, наверное, главная сложность для меня – найти правильную дистанцию в тех моментах, которые я хочу улучшить. До меня команду возглавлял Тони Фернандес, человек с невероятной харизмой. Непросто сменить его в этой должности. Он все еще вовлечен в процесс управления командой, но уже не столь глубоко как раньше. Это ещё один вызов.

Вопрос (Ирина, Кишинев): Насколько сильно изменилась ваша жизнь за последний год? Пришлось ли вам переехать? Сколько времени вы провели в отпуске?
Сирил Абитебул: Одну неделю. Я переехал в Великобританию. Раньше я работал в Renault F1 и часто бывал в Энстоуне, так что я вернулся туда, где провел немало времени в прошлом. Я живу там, провожу свободные уик-энды. Это новый опыт для меня. Ко многому пришлось адаптироваться. Это серьёзный вызов, нужно полностью отдаваться работе, 24 часа в сутки. Такое ощущение, что когда я пришел в команду почти год назад, для меня начался один сплошной рабочий день, который продолжается до сих пор.

Вопрос (Денис, Москва): Чего не хватает Caterham, чтобы подобраться к середнякам и заработать первые очки?
Сирил Абитебул: Есть множество оправданий. Я использую именно это слово – "оправдания", но, честно говоря, все они – чепуха. Мы должны выступать лучше.

Каждый сезон что-то менялось, что-то влияло на команду: судебный процесс в первый год, смена технического персонала в следующий, потом переезд на новую базу. Каждый год находился какой-то дестабилизирующий фактор, что, в свою очередь, давало некоторым людям повод для оправданий невысоких результатов.

Тем не менее, мы не можем не признать, что ситуация была нестабильной. Именно поэтому, как мне кажется, главное, что нам сейчас нужно – стабильность. Я не говорю это, чтобы выкроить себе ещё немного времени. Но если вы посмотрите на самые успешные команды…

Да, у них много ресурсов, но, честно говоря, я думаю, что у нас их тоже достаточно – я не собираюсь это использовать, как очередное оправдание. Мне кажется, нам просто необходима стабильность с той структурой и теми составляющими, которые мы собирали в течение последних четырех лет.

Вопрос (Перес, Минск): Вы сказали, что команда планирует объявить пилотов раньше, чем в прошлом году? Почему это важно и когда вы определитесь?
Сирил Абитебул: Это важно по нескольким причинам. Формула 1 – это спорт, который держится на персоналиях. Мы видели, что потеряли немало времени в начальной стадии сезона, когда были не слишком конкурентоспособны. Это и привело к тому, что на данный момент мы занимаем одиннадцатое место в чемпионате. Машина была не настолько хороша, как сейчас, хотя и сейчас мы не можем быть довольны.

Одна из причин как раз и состоит в том, что люди просто не были знакомы друг с другом. Вы знаете, пилотам, особенно молодым, и команде – опять же с меньшим опытом, чем у других – нужно определенное время, чтобы понять друг друга. В следующем году времени на это не будет, ведь в 2014-м и без того немало перемен: новый двигатель, вернутся тесты по ходу сезона, надо будет понять, как выстраивать стратегию в новых условиях. И результата можно добиться только в том случае, если люди знают, как работать друг с другом.

Вопрос (Илья, Москва): Итоговое место в Кубке конструкторов может повлиять на выбор пилотов?
Сирил Абитебул: Пока об этом рано говорить. Многое может случиться. Впереди ещё восемь гонок [интервью состоялось в субботу, до старта Гран При Италии]. Мы пытаемся найти новых спонсоров, новых людей. Пока рано говорить о том влиянии, которое окажет финальная позиция в чемпионате на наш выбор.

Конечно, нам предстоит собрать необходимый бюджет на следующий год. В следующем году Формула 1 не подешевеет. Со всеми нововведениями – двигателем, тестами, новыми правилами в области аэродинамики, большим количеством гонок – и если мы не доберем определенную часть средств из призового фонда, сезон будет для нас ещё дороже… Но пока об этом действительно рано говорить.

Вопрос (Петр, Гродно): Когда вы в последний раз говорили с Виталием Петровым?
Сирил Абитебул: Если быть до конца честным, прошлой зимой.

Вопрос (Антон, Киев): По вашему мнению, Виталий Петров заслуживает того, чтобы вернуться в Формулу 1?
Сирил Абитебул: Да.

Вопрос (Кирилл, Новозыбков): Кому бы Вы отдали третью машину, если бы позволяли правила?
Сирил Абитебул: Отдал бы я ее Виталию Петрову?

Вопрос: Нет, не обязательно. Просто "кому"?
Сирил Абитебул: Есть много пилотов… Фернандо.

Вопрос (Андрей, Магнитогорск): Сирил, какой момент в вашей пока недолгой карьере руководителя команды Формулы 1 вы считаете самым эмоциональным, кроме гонки в Бразилии в 2012 году?
Сирил Абитебул: Я назову Монако. Квалификацию, в которой Гидо пробился во вторую сессию. Речь не только о результате – в первую очередь о решении пилота. Он попросил поставить слики, когда трасса была ещё достаточно мокрой. В Спа он проделал то же самое.

Ещё до того, как он сел в машину, я сказал: "Гидо, мы в Монако". Он ответил: "Нет, мы в Спа" – "Нет, Гидо, мы в Монако".

Квалификация в Спа тоже была фантастической, но это было повторение того, что мы уже видели. Когда вы смотрите фильм в первый раз, он в любом случае произведет на вас большее впечатление, чем во второй. Даже если это хороший фильм.

Вопрос (Светлана, Волгоград): Не слишком ли много в Формуле 1 PR-менеджеров? Гонщики в пресс-релизах порой выглядят роботами...
Сирил Абитебул: Думаю, мы делаем много неправильного в PR. И если взглянуть на ситуацию со стороны, я полностью готов разделить точку зрения, что в плане PR Формула 1 сейчас не слишком привлекательна.

Этому есть два объяснения. Опять же, это оправдания. У меня есть две версии: одна реальная, вторая – спорная. В реальности, на всё есть причины. Например, если у нас есть инновация – мы не хотим об этом говорить. Если происходит что-то негативное, всегда сложно обвинять гонщиков, ведь это может привести к потере ими мотивации… Слишком много факторов, которые заставляют проявлять осторожность, когда речь идет о выражении позиции команды.

Спорная версия. Я думаю, что в Формуле 1 много людей, которые слишком давно занимаются PR, и они уже недостаточно креативны. Для примера, как мне кажется, Lotus в плане PR делает очень много хорошего, они очень креативны. Но опять же – есть множество ограничений, с которыми приходится считаться.

Вопрос (Сергей, Киев): Скажите, вы когда-нибудь гонялись? Вам хочется попробовать себя за рулем Формулы 1?
Сирил Абитебул: Я пилотировал Формулу 1. В Renault у нас была специальная программа, которая сейчас называется iRace. Ее участники могут попробовать себя за рулем Формулы 1. И я был одним из тех, кто тестировал программу перед её открытием.

Мы использовали шасси Prost, но перед тем, как сесть за руль, тренировались в машинах других серий, в частности, в Формуле Renault 2.0. И, как лично мне кажется, 2.0 – намного интереснее – с этой машиной легче управляться, вы даже можете попытаться атаковать. За рулём Формулы 1 это гораздо сложнее: она ревет, она трясется, вы нервничаете, вам сложно справиться со сцеплением и так далее – я бы сказал, это не лучший эксперимент.

Гораздо увлекательнее пилотировать машину, с которой вы можете справиться – и Renault 2.0 для этого идеально подходит. Но я бы хотел ещё раз попробовать Формулу 1. Как руководитель команды, я хотел бы чуть лучше понимать своих пилотов, понимать то, о чём они говорят с инженерами. Хотя… Может быть, это и не лучшая идея. Все-таки мне надо сохранять дистанцию.

Вопрос (Наталья, Москва): Насколько большую часть бюджета на следующий сезон придется потратить на моторы? Насколько сезон 2014 года для вашей команды окажется дороже 2013-го?
Сирил Абитебул: Это не только двигатель… Это ещё и многие другие моменты, которые я уже перечислил. Изменится регламент на аэродинамику, что может и хорошая идея, но для команд это, в первую очередь, означает, что нам надо будет потратить больше на исследования. Если считать в целом, то разница должна быть примерно в районе 15-20 миллионов по сравнению с этим сезоном.

Вопрос (Михаил, Щелково): Сирил, скажите, а за какие качества вы взяли на работу Оксану Косаченко?
Сирил Абитебул: Какие качества? (после паузы) Я стараюсь подобрать правильные слова. (после паузы) Она может быть очень позитивной, что мне нравится. Но иногда есть и негативные моменты, которые мне не нравятся. Она может быть очень прямой, когда ведет диалог, независимо от того, приятно вам что-то слышать или нет. Порой помогает, что рядом есть тот, кто говорит прямо о положении вещей, а не то, что вы хотели бы услышать.

Вопрос (Александр, Санкт-Петербург): Работает ли еще Косаченко в команде?
Сирил Абитебул: Нет, она уже не работает у нас. Но она всё ещё друг Caterham.

Вопрос (Дмитрий, Москва): Как вы относитесь к идее использования клиентских шасси? Не было бы лучше для команд, которые только начинают свой путь в Формуле 1, сначала получить клиентскую машину, а потом переключиться на разработку своей - как было в случае с Toro Rosso?
Сирил Абитебул: Мне ненавистна эта идея. Почему? По многим причинам. Во-первых, с клиентскими шасси Формула 1 перестанет быть Формулой 1.

По моему мнению, цифра "1" в названии означает в том числе и то, что каждая конкретная машина уникальна. Так и должно быть.

Вопрос (Дмитрий, Владимир): Пригласил ли вас Гидо к себе на свадьбу? Если да, что вы ему подарите?
Сирил Абитебул: Думаю, да. Давайте его спросим. [обращается к сидящему за соседним столиком ван дер Гарде]: "Гидо, ты пригласишь меня на свадьбу?"

Гидо ван дер Гарде: Да, приглашу.

Сирил Абитебул: Какой будет подарок? Я не знаю. Пусть будет скейтборд.

Вопрос (Сергей, Нижний): Какими тремя словами вы бы описали мир современной Формулы 1?
Сирил Абитебул: (после продолжительной паузы) Я стараюсь избежать обыденных слов… Надменный. Страстный. И опасный.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё