Шульжицкий: Горжусь тем, что стал частью этого проекта

Пилоты Nissan Марк Шульжицкий, Янн Маденборо и Макс Чилтон

Ещё до начала «24 часов Ле-Мана» пилот заводской команды Nissan Марк Шульжицкий предупреждал, что гонка для них фактически станет тестами в боевых условиях, ведь новейшая Nissan GT-R LM NISMO ещё слишком сырая. В итоге добраться до финиша экипажу Марка не удалось – ночью его напарник Тагио Мацуда вынужден был остановиться на трассе.

В эксклюзивном интервью F1News.Ru Шульжицкий рассказал о том, как оценивает результаты гонки, и на что рассчитывает в ближайшем будущем.

Вопрос: Марк, вам не удалось финишировать, но нельзя сказать, что это стало полной неожиданностью. Ваши впечатления о гонке?
Марк Шульжицкий: В любом случае Ле-Ман – это такая гонка, которую никогда не забудешь, независимо от результата. Вся эта неделя в Ле-Мане – незабываемое событие, особенно для меня, и особенно выступая в топовом классе LMP1. Конечно, мы столкнулись со множеством технических сложностей – какие-то из них мы ждали, какие-то нет…

Так получилось, что на нашей машине много проблем возникло одновременно, и это не дало нам возможности хотя бы добраться до боксов, чтобы продолжить гонку. Прокол привёл к тому, что шина полностью сошла с колеса, что повредило подвеску, а затем отказала коробка передач, и машина просто не могла двигаться. Так что для нас всё сложилось неудачно. Тем не менее, машина под номером 22 всё же добралась до финиша, пусть и с большим отставанием. Результат не слишком впечатляющий, но гонки есть гонки.

Вопрос: Своим личным выступлением вы довольны?
Марк Шульжицкий: Сложно сказать. Тут нельзя сравнивать одного гонщика с другим, все в разной ситуации. Что-то получалось, что-то нет, но я очень мало времени провёл за рулём этой машины до гонки. В принципе, я доволен тем, как проехал – делал то, что меня просили, старался действовать аккуратно, чтобы довести машину до финиша. Мацуда пилотировал более агрессивно, как он любит – так что ехал быстрее, но, быть может, потому и возник прокол и все последующие неприятности. Точно, правда, мы пока этого не знаем.

Вопрос: А что думают по поводу вашего выступления в Nissan? Руководитель программы Даррен Кокс вам что-то говорил?
Марк Шульжицкий: Да, он вполне доволен мной, и сказал, что случившееся – стечение обстоятельств. Ко мне никаких вопросов нет, свою задачу я выполнил. Наверное, я пилотировал не быстрее других, но мне кажется, я и не должен был быть быстрее, всё же у меня гораздо меньше опыта работы с этой машиной, чем у остальных.

На тестах и тренировках перед гонкой я провёл в машине меньше времени, и тем не менее, не так много проигрывал, стараясь ехать как можно стабильнее. У нас была проблема с трекшн-контролем, проехать все свои отрезки на одном комплекте шин оказалось непросто. Работать с педалями приходилось очень плавно – это и была моя главная задача, и она оказалась сложнее, чем у напарников. Тот же Лукас Ордонес проехал в гонке всего два часа, после чего сменился. Я проехал четыре часа, это больше четырёх отрезков. И при этом смог сохранить стабильность, показывая примерно одинаковое время на круге. На мой взгляд, я делал всё, что мог.

Пит-стоп Nissan №21 Марка Шульжицкого

Но от меня зависело не так много – на первое место вышел технический фактор. Машина очень сложная, чинить её достаточно сложно, что тоже плохо. Посмотрим, какие будут сделаны выводы, что Даррен скажет о будущем программы. Пока никто этого не знает – даже в команде.

Вопрос: Машина оказалась слишком революционной? При таком числе новинок и революционных решений сложно было добиться высокой надёжности…
Марк Шульжицкий: Конечно, машина революционная, но мне кажется, что нам просто не хватило времени. Если бы у команды было не семь месяцев с первых тестов до гонки, а хотя бы двенадцать, всё было бы гораздо проще.

У этой машины есть потенциал, это 100%, это чувствуется, но насколько далеко с ней можно зайти – пока никто сказать не может – ни гонщики, ни инженеры. Сейчас ей очень сложно управлять. Речь не только о скорости – просто находиться на трассе и проезжать круги с одинаковым временем – большой труд. Это не моё мнение – мы много общались с Марком Жене, который в прошлом пилотировал Audi, и он сказал, что управлять их машиной гораздо проще. Нам же приходится максимально выкладываться на каждом круге, постоянно работать… А это всё же гонки на выносливость, длинная дистанция, и когда ты едешь на пределе каждый круг, это, конечно, неправильно.

Вопрос: На протяжении всей недели у вас были проблемы с системой рекуперации. В гонке вы её не использовали?
Марк Шульжицкий: Нет! Мы ехали только на двигателе внутреннего сгорания. На самом деле, двигатель очень мощный. Он не только не уступает, но даже превосходит моторы Toyota или Audi. С Porsche, конечно, тягаться тяжело – на прямых они очень быстры, но с остальными у нас была примерно одинаковая максимальная скорость. Даже несмотря на то, что наша машина на выходе из поворота разгоняется не лучшим образом из-за проблем с трекшном и того, что у нас нет гибридной составляющей силовой установки, мы порой на прямых ехали быстрее, чем Toyota и Audi. Это говорит о том, что двигатель действительно очень хорош, и вся проблема в том, чтобы передать его мощность на трассу. А тут мы проигрываем не только другим командам LMP1, но даже LMP2 и некоторым машинам GT. Именно тут мы теряли очень много времени.

Марк Шульжицкий в ожидании своей смены в Ле-Мане

Вопрос: Два схода и один финиш на очень далёких позициях – какое настроение сейчас в команде?
Марк Шульжицкий: Честно говоря, это сложно описать, настроение странное. С одной стороны, мы рады, что хотя бы одна машина финишировала, с другой – расстроены тем, что так сильно отстали.

Сложная гонка, парни, особенно механики, сильно устали. Последние несколько дней они беспрерывно занимались подготовкой машины, почти не спали, и теперь просто рады возможности отдохнуть. Во время гонки у них такого шанса не было – даже после нашего схода механики нашей машины сохраняли полную боеготовность, чтобы помочь другим бригадам, если что-то случится.

Это большой труд. Конечно, немного жаль, что все эти труды не окупились, но что есть, то есть. Нужно идти дальше. Я горжусь тем, что я был частью этого проекта, получил неоценимый опыт работы с пилотами и инженерами высочайшего уровня. Это огромная радость и удовольствие для меня.

Вопрос: В этом сезоне вы выступите в нескольких гонках серии Blancpain…
Марк Шульжицкий: Да, я очень рад, что выступлю на третьем этапе Blancpain Endurance в гонке «1000 километров Поль-Рикара» уже через неделю. И ещё одна приятная для меня новость – то, что я смогу принять участие в гонке Blancpain Sprint в Москве 3-4 июля, снова на Nissan GT-R.

Это будет моя первая гонка на родной земле. Я долго об этом мечтал, и Даррен, можно сказать, сделал мне такой подарок. Что касается дальнейших планов – посмотрим. Конечно, очень хотелось бы, чтобы программа Nissan в LMP1 продолжилась, и я бы с удовольствием принял в ней участие, но пока говорить об этом бессмысленно – мы знаем об этом не больше вашего.

Вопрос: Вы недавно присоединились к команде – в каком-то смысле, ваша ситуация похожа на ту, в которой оказался Нико Хюлкенберг в Porsche, хотя вашу технику и трудно сравнивать. Как вы оцениваете его удивительный результат?
Марк Шульжицкий: Думаю, у Нико всё же немного больше опыта, чем у меня! (смеётся) Так или иначе, безусловно, это заслуженная победа Porsche, они доминировали на протяжении практически всей дистанции – отличная работа команды. Хюлкенберг очень быстро адаптировался к машине и ехал действительно здорово, что говорит о том, что он действительно мастер своего дела.

Я очень рад и за наших соотечественников – Рому Русинова, который финишировал на подиуме в LMP2, а в GTE Am российская команда SMP Racing смогла победить. Это хорошо – думаю, российский автоспорт будет расти.

«24 часа Ле-Мана» – очень значимая гонка, она показывает реальный уровень пилотов. Здесь не так просто выиграть – конечно, 50-60% успеха зависит от команды, но пилотировать быстро тоже очень важно и достаточно сложно.

Текст: . Источник: эксклюзивное интервью
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё