Обзор гоночного уик-энда: Четвертая неделя декабря…

Все основные гоночные чемпионаты ушли на рождественские каникулы, но это вовсе не значит, что нам теперь не о чем писать в этой колонке. Меньше, чем через две недели, стартует знаменитый ралли-марафон, а в минувшую субботу команда КамАЗ-Мастер, семь раз побеждавшая в Дакаре, по традиции отправилась на трансконтинентальную гонку с Васильевского спуска в Москве.

Дакар-2008

За последние пару десятилетий знаменитый ралли-рейд Дакар не раз менял место старта – был и Париж, и Барселона, и Лиссабон… А вот для команды КамАЗ-Мастер с 1991 года трансконтинентальная гонка неизменно начинается от стен московского Кремля на Васильевском спуске. Тогда, в 91-м, российские спортсмены отправлялась покорять пустыню всего в третий раз... Шестнадцать лет спустя, когда на счету камского завода уже семь побед в сложнейшей гонке планеты и слава самой успешной «грузовой» команды в истории Дакара, КамАЗ-Мастер вновь, как и прежде, начинает свой путь к Розовому озеру с Красной площади.

Я впервые оказался на символическом старте КамАЗ-Мастера три года назад и с тех пор с нетерпением жду новых проводов команды на очередной Дакар. Ведь по сути именно с Дакара началось мое увлечение автоспортом, когда в начале 90-х по первому каналу Анатолий Малявин вел репортажи об этом супермарафоне – интерес к Формуле 1 и прочим гонкам пришел позже. И именно вскоре после тех проводов 2004 года сбылась моя давняя мечта – я стал автоспортивным журналистом… В общем, с Дакаром и проводами КамАЗ-Мастера на него у меня связаны особые воспоминания.

И могу сказать, что если еще три года назад, когда я впервые на них присутствовал, на Васильевском спуске собиралось всего несколько десятков человек, то в минувшую субботу на торжественный старт пришло уже несколько сотен поклонников автоспорта – такой рост популярности не может не радовать. А главное что у каждого есть возможность вблизи рассмотреть гоночный грузовик, пощупать его руками, заглянуть в кабину, пообщаться и взять автографы у гонщиков… Фантастическая атмосфера!

На брусчатке – три с иголочки новых боевых КамАЗа-4326 и три уникальных технички с встроенным жилым комплексом (такого нет больше ни у одной команды на Дакаре). Заменить базовую модель грузовика команду вынудили изменения в правилах, которые вступают в силу с 1 января. Для получения омологации и допуска к участию в гонке теперь необходимо производить 50 таких машин за два года, а не 15 в год, как было раньше, - КамАЗ-4911, выигравший пять супермарафонов, этому пункту регламента не соответствует.

В конструкции нового грузовика есть существенные отличия от предыдущего. Так, двигатель сдвинут на 400 мм назад, что позволило улучшить развесовку машины по осям. Сам мотор остался прежним – это 18,5 двигатель ЯМЗ, развивающий порядка 850 л.с. Правда, мощность пришлось слегка снизить, чтобы соответствовать новым требованиям организаторов Дакара по количеству дыма, вырывающегося из выхлопных труб грузовиков. Да и весит он тяжелее двигателей машин соперников. Впрочем, в двухнедельном марафоне самое главное – надежность.

Главная новинка КамАЗа – это измененные подвеска и амортизаторы, благодаря которым обеспечивается лучшая плавность хода и комфортность экипажа. Повышению удобства управляемости служат также стабилизатор с тремя гидроцилиндрами на переднем мосту, которые помогают гонщику легче справляться с многотонной машиной, а также гасят колебания на руле от передних колес.

Правда, гоночный КамАЗ по-прежнему тяжелее своих соперников – разрешенную минимальную массу в 8,5 т он перебирает где-то на 500-700 кг. Виной тому тяжелый двигатель и мосты с барабанными тормозами. Уже не первый год команда хочет установить более легкие мосты и дисковые тормоза, но испытания этих узлов не дают уверенности в их надежности. Вдобавок в этом году все из-за того же правила по количеству дымности пришлось устанавливать на выхлопные трубы специальные очистители общей массой 160 кг. Но КамАЗ-4911 тоже был гораздо тяжелее других грузовиков, что не мешало ему выигрывать один Дакар за другим.

Осечка случилась лишь в прошлом году. Уверенно лидировавший экипаж пятикратного триумфатора Дакара Владимира Чагина в пыли от впереди идущих внедорожников налетел на груду камней и несколько раз перевернулся. Пилот, а также его штурман (и по совместительству руководитель команды) Семен Якубов и механик Сергей Савостин получили серьезные травмы…

Благодаря доктору КамАЗ-Мастера Сергею Бубновскому они вновь в строю, Чагин с Савостиным выйдут на старт Дакара в кабине боевого грузовика, а Якубов, впервые за много лет покинувший штурманское кресло, будет осуществлять руководство командой по ходу гонки. Два других гонщика команды – победитель Дакара-2005 Фирдаус Кабиров и серебряный призер прошлогоднего марафона Ильгизар Мардеев – тоже смогли вернуться в строй после тяжелейших травм позвоночника и готовы к бою. Да и, наверное, нет в КамАЗ-Мастере пилота, штурмана или механика, который не получал бы травм во время гонок. Ведь Дакар – это настоящее испытание на прочность и выносливость не только техники, но и людей. Будем надеться, что с юбилейного, 30-го по счету Дакара наши спортсмены вернутся вновь с победой, а главное – целыми и невредимыми.

Символический старт состоялся. Грузовики своим ходом отправились в Санкт-Петербург, откуда на пароме будут переправлены в Финляндию, чтобы там продолжить свой путь до португальского Лиссабона, где 5 января начнется Дакар-2008. Причем иногда приключения и трудности начинаются еще до старта гонки. Как тут не вспомнить последние дни 2005 года, когда из-за обрушившегося на Европу снегопада на дорогах образовались гигантские пробки и в один из таких заторов в Испании попали КамАЗы. Уходить с автострады пришлось чуть ли не полями-огородами, и в итоге на техкомиссию команда успела буквально в последнюю минуту. Так что для КамАЗ-Мастера Дакар-2008 уже, можно сказать, начался…

Фото: Анна Ольховая


Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё