Колонка Грэма Лоудона: Пять лет спустя

В авторской колонке на F1News.Ru президент и спортивный директор Marussia F1 Team Грэм Лоудон подводит промежуточные итоги – как первой половины текущего сезона, так и последних пяти лет, прошедших с того момента, как команда, выступающая сейчас под российской лицензией, подала заявку на участие в чемпионате.

Позади одиннадцать гонок. За полгода, что прошли с начала первых предсезонных тестов, мы решили несколько задач. Добраться до середины сезона, имея в багаже пару заработанных очков, – неплохое достижение, но самое главное, чего мы хотели добиться в эти полгода – доказать, что даже в условиях смены регламента мы в состоянии продолжать прогрессировать.

Я бы не стал рассматривать гонку в Монако как некий пик или всплеск. Мне приятно думать, что это лишь поворотный момент в истории команды. С тех пор у нас было немало удачных выступлений, как, например, сильная квалификация в Сильверстоуне. Мы можем быть довольны гоночным темпом наших машин, отрыв от команд средней группы сократился, а значит – мы действительно продолжаем бороться и прогрессировать.

Формула 1 никогда не останавливается. Даже показав хороший результат, как в Монако – мы не могли позволить себе расслабиться. Я уехал с трассы в час ночи после нескольких встреч и брифингов с инженерами и только после этого в компании друзей команды смог позволить себе немного расслабиться. Уже на следующий день началась работа на базе. Мы лишь ненадолго прервались, чтобы отметить этот важный момент. Джон Бут сказал несколько слов команде, поблагодарил всех, и мы вновь принялись за работу.

Мы прекрасно понимаем, что сделать предстоит ещё многое. Но отставание от средней группы теперь исчисляется несколькими десятыми с круга.

Чего не хватает, чтобы сделать последний шаг? У меня очень простой ответ. Денег. Другой причины нет. Если говорить о технической стороне: нам не хватает немного прижимной силы, чтобы машина стала чуть более конкурентоспособной. Но мы знаем, как это сделать. Перед нами нет инженерных или технических барьеров. Единственное, чего не хватает – средств, которые мы могли бы пустить на развитие шасси, поэтому наш единственный выход сейчас – оптимизировать то, что у нас есть.

Прошло пять лет с тех пор, как мы подали заявку на участие в чемпионате. Это наш пятый сезон в Формуле 1. Конечно, у нас были непростые времена, но все трудности мы преодолевали благодаря ДНК нашей команды. Все мы получаем удовольствие от гонок.

Мы действительно гордимся тем, чего добились. Сейчас у нас есть два очка, но я никогда не устану напоминать людям, что на трассе наша машина финишировала восьмой. Это действительно достижение, ведь современная Формула 1 – это невероятно сложный чемпионат. Последние четыре-пять лет для спорта были уникальными. Большие команды оказывали огромное давление, постепенно наращивая бюджеты. Удивительно, как много потратили некоторые из них за это время. Всё это создает невероятно сложные условия, в которых крайне сложно поддерживать команду на плаву.

Вместе с нами в июне 2009 года заявки подали еще три команды. Проекты USF1 [который так и не был реализован] и Campos [который позже сменил название на HRT] перестали существовать, и это тревожный знак для всей индустрии. Насколько мы знаем из общения с болельщиками, им нравится разнообразие команд. Если успеха в чемпионате могут добиваться только члены сравнительно небольшой группы – это неправильно.

Мы видели, насколько драматичным выдался прошедший Кубок мира по футболу, как он понравился болельщикам. Мы увидели потрясающие матчи. Один из ярчайших примеров – противостояние Бельгии и США. Когда команды, на которые никто не решился бы поставить перед началом турнира, бросают вызов фаворитам – это создает спорту отличную рекламу. Увы, в современной Формуле 1 при действующей модели ничего подобного произойти не может.

Руководитель команды Джон Бут и Грэм Лоудон

Сложнее ли оказалась задача, чем мы представляли себе пять лет назад? Мне кажется, ставить вопрос таким образом просто нельзя. Мы подавали заявку на участие совсем в другом чемпионате. После этого он вдруг изменился, затем изменился ещё раз, а затем – еще.

Когда мы подавали заявку, речь шла о том, что бюджеты в Формуле 1 будут ограничены. Но в итоге так получилось, что тот чемпионат, на участие в котором мы согласились, и тот, в котором мы выступаем сейчас – это две совершенно разные серии. Пять лет назад мы прекрасно отдавали себе отчет, что с теми условиями, на которые мы согласились, добиться успеха будет невероятно сложно. Но изменения, произошедшие в спорте в течение этих лет, сделали эту задачу сложнее в несколько раз.

Так или иначе, мы горды тем, что выступаем в Формуле 1, мы уважаем чемпионат и его организаторов. Мне кажется, это неправильно, когда команды ставят ультиматумы, говорят: "Если правила не изменятся – мы уйдем". Это нечестно по отношению к спорту, к его болельщикам. Я просто надеюсь, что в итоге Формула 1 найдет верный путь развития. Мне очень понравилась фраза, которую недавно произнес Джон. Он сказал, что одна из задач нашей команды – "все еще быть в Формуле 1, когда она станет более справедливой". Мне сложно добавить что-то ещё.

Впереди летний перерыв. Для маленьких команд, где сотрудников не так много, подобные паузы в чемпионате очень важны. Мы напряженно работали на протяжении полугода, немалого добились, и это здорово, что у нас есть шанс перезарядить батарейки.

Потом мы вновь приступим к работе и будем ставить перед собой новые цели. Очень хочется верить, что в будущем нас ждет не борьба за выживание, а дальнейший прогресс.

Текст: . Источник: авторская колонка
Использование материалов без письменного разрешения редакции F1News.ru запрещено.
Читайте ещё